Курсовая теория на тему Способы проблемного обучения истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Сущность проблемного обучения. 5
1.1 Основные
понятия и этапы развития. 5
1.2
Направления проблемного обучения. 8
1.3 Методы и
виды проблемного обучения. 14
1.4 Структура
проблемно-ориентированного обучения. 20
Глава 2.
Особенности содержания и методики проблемного обучения в реальном
педагогическом процессе. 31
2.1 Использование
проблемного обучения на уроках истории. 31
Заключение. 37
Список
использованной литературы.. 38
Введение:
Актуальность. Проблемное
обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых
ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в
себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической
науке. Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой
педагогике с середины 50-х годов XX столетия.
Сегодня теория проблемного обучения – достаточно
глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Такие
способности можно развить с помощью проблемного обучения. Поэтому я считаю, что
данная тема актуальна.
Историография: В последние
годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся,
поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования
учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к
разработке вопросов проблемного обучения.
Они освещаются в
трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В.
Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутов и др. Широко известна книга польского
дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения». Ряд содержательных публикаций
сделаны С.И. Мелешко и кандидатом педагогических наук Д.В. Кухаревым. Широко
известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения». Ряд
содержательных публикаций сделаны С.И. Мелешко и кандидатом педагогических наук
Д.В. Кухаревым. Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную
разработку проблемы.
Объектом данной исследовательской работы является проблемное обучение в
контексте современного исторического образования.
Предметом данной курсовой работы является методологические основы проблемного изучения.
Цель исследования: раскрыть методику теоретическо-практических
основ проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение.
Задачами являются: изучить
проблемное обучение на уроках истории.
Практическая значимость: содержание данной курсовой работы представляет интерес для учителей
истории, осуществляющих проблемный метод в школе на уроках истории, а также для
студентов, в качестве теоретического и практического руководства при
организации проблемного обучения на уроках истории.
Методологическую основу исследования составил системный подход,
предполагающий учёт всех компонентов образовательного и воспитательного
процесса (цели, субъекты образовательного процесса, содержание образования,
методы, формы образовательного процесса и др.) при работе с обучающимися.
Методика исследования: на теоретическом уровне в данном исследовании применялись такие методы
как теоретического анализа источников по проблеме проблемного обучения,
синтеза, обобщения, конкретизации.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Можно
сделать вывод, что спрос на проблемное обучение неоспорим. Более того, в силу
специфики своей методологии проблемное обучение теоретически может реально
конкурировать с традиционным преподаванием. Проблемное обучение помогает в формировании
самостоятельной деятельности студента, в развитии его творческих способностей.
Вопросы проблемного обучения, его структура, этапы и виды методов широко
используются в педагогической практике. Проблемное обучение – это система
развития учащихся в процессе обучения, основанная на использовании в
преподавании учебных проблем и привлечении учащихся к активному участию в
решении этих проблем. Учебная проблема определяется как проблема, вопрос или
задача, которая не может быть решена с помощью готовой модели. Учащийся должен
проявить независимость и оригинальность. Не репродуктивное восприятие прошлого
и настоящего, а развитие своей личной гражданской позиции через собственное
открытие факта, события, его переосмысление возможно только при использовании
проблемного обучения, которое обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся.
В
современной педагогической практике проблемное обучение используется довольно
часто. Существует большое количество методов его реализации. В работе изучено
использование проблемного обучения на уроках истории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сущность проблемного обучения
1.1 Основные понятия и этапы развития Проблемное
обучение – не совсем новое педагогическое явление. Элементы проблемного
обучения можно найти в эвристических беседах Сократа, в разработке уроков для
Эмиля Ж.Ж. Руссо. Особенно близко к этой проблеме подошел К.Д. Ушинский.
Например, он писал: "Мы считаем метод, использованный Сократом и названный
его именем сократическим, лучшим способом перевода механических комбинаций в
мысли для всех возрастов и особенно для детей. Сократ не навязывал слушателям
свои мысли, но, зная, какие противоречивые ряды мыслей и фактов лежат рядом в
их умах, плохо освещенных сознанием, он вызывал эти противоречивые ряды в круг
света сознания и тем самым заставлял их сталкиваться, или уничтожать друг
друга, или, в третьей попытке, их объединяющую и проясняющую мысль[1].
Проблемное
обучение возникло как результат достижения передового опыта и теории обучения и
воспитания, в сочетании с традиционным способом
обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития
учащихся. Настоящая история проблемно-ориентированного обучения начинается с
внедрения так называемого исследовательского метода, многие правила которого
были разработаны в гражданской педагогике Джоном Дьюи. Глубокие исследования в
области проблемно-ориентированного обучения начались в 1960-х годах. Однако в
истории педагогики задавание собеседнику вопросов, которые приводят к
затруднениям при ответе, известно по сократовским беседам, пифагорейской школе
и софистам. Идеи совершенствования обучения путем вовлечения учащихся в
исследовательскую деятельность отражены в работах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци,
Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей нового образования и других. Во
второй половине XIX – начале XX века разработка методов активизации
мыслительной деятельности учащихся привела к введению эвристики (Г.Э. Амстронг),
экспериментальной эвристики (А.Л. Герд), лабораторной эвристики (Ф.А.
Винтергальтер), лабораторного метода обучения (К.П. Ягодский) и других методов
в преподавании отдельных предметов, которые Б.Е. Райков заменил термином
"исследовательский метод" из-за их сходства по сути. В американской
педагогике начала 20 века известны две основные концепции
проблемно-ориентированного обучения. Дж. Дьюи предположил, что все виды и формы
обучения заменяют самостоятельное обучение учащихся через решение проблем[2].
В двадцатом веке идеи проблемно-ориентированного обучения интенсивно
развивались и распространялись в образовательной практике. В педагогике
иностранных языков концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей
Дж. Дьюи. В книге "Как мы мыслим" (1909) американский философ,
психолог и педагог отвергает традиционное догматическое обучение и
противопоставляет ему активную, самостоятельную практическую деятельность
учащихся по решению проблем. Мышление, говорит Дьюи, – это решение проблем. [1]
Выготский
Л.С. Педагогическая психология. – М.: ПедагогикаПресс, 199. – 536 с. Выготский
Л.С. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили,
1996. – 224 с. [2]
Кудрявцев
Т.В. Психология технического мышления / Процесс и способы решения технических
задач. М., «Педагогика», 1975. – 303 с.