Курсовая теория на тему Способы приобретения владения по учению римских юристов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1. Институт владения в науке римского права
1.2.Приобретение владения и римское право
ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ В РИМСКОМ ПРАВЕ
2.2. Владение и посессорная защита
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Введение:
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1. Институт владения в науке римского права
1.2.Приобретение владения и римское право
ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ В РИМСКОМ ПРАВЕ
2.2. Владение и посессорная защита
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Заключение:
ГЛАВА
1. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1.
Институт владения в науке римского права
Институт владения в науке римского права
В науке римского права до сих пор нет полной
истории такого института частного права,
как владение. Поэтому целесообразно исследовать учение о владении по классическому и
Юстинианову праву. Учение это весьма сложно и далеко не отличается простотой и
ясностью принципов, лежащих в его основе[1].
В римском учении о владении нельзя искать единства идеи,
выдержанности принципа.
Прежде всего надо иметь в виду существенно важное
разделение обладателей имуществ на две категории: одним римское право
приписывало юридическое владение, possessio или possessio civilis, т.е.
владение в собственном смысле, а другим — только лишь держание, detentio или
possessio naturalis[2].
Различие это, окончательно выяснившееся только в
классическом праве, имело очень важное практическое значение. Так, только
юридические владельцы пользовались особой так называемой посессорной защитой,
ускоренной и отрешенной от вопросов о праве, так что и воры защищались наравне
с собственниками и даже против собственников, причем этим последним оставалось
в таких случаях предъявить иск петиторный, направляющийся на исследование
права, и тогда уже вопрос решался не провизорно, как при владельческой защите, а
окончательно.
Но и для имеющих право (а таких большинство) владельческая
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
разделение обладателей имуществ на две категории: одним римское право
приписывало юридическое владение, possessio или possessio civilis, т.е.
владение в собственном смысле, а другим — только лишь держание, detentio или
possessio naturalis[2].
Различие это, окончательно выяснившееся только в
классическом праве, имело очень важное практическое значение. Так, только
юридические владельцы пользовались особой так называемой посессорной защитой,
ускоренной и отрешенной от вопросов о праве, так что и воры защищались наравне
с собственниками и даже против собственников, причем этим последним оставалось
в таких случаях предъявить иск петиторный, направляющийся на исследование
права, и тогда уже вопрос решался не провизорно, как при владельческой защите, а
окончательно.
Но и для имеющих право (а таких большинство) владельческая
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. УЧЕНИЕ О ВЛАДЕНИИ В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1.
Институт владения в науке римского права
Институт владения в науке римского права
В науке римского права до сих пор нет полной
истории такого института частного права,
как владение. Поэтому целесообразно исследовать учение о владении по классическому и
Юстинианову праву. Учение это весьма сложно и далеко не отличается простотой и
ясностью принципов, лежащих в его основе[1].
В римском учении о владении нельзя искать единства идеи,
выдержанности принципа.
Прежде всего надо иметь в виду существенно важное
разделение обладателей имуществ на две категории: одним римское право
приписывало юридическое владение, possessio или possessio civilis, т.е.
владение в собственном смысле, а другим — только лишь держание, detentio или
possessio naturalis[2].
Различие это, окончательно выяснившееся только в
классическом праве, имело очень важное практическое значение. Так, только
юридические владельцы пользовались особой так называемой посессорной защитой,
ускоренной и отрешенной от вопросов о праве, так что и воры защищались наравне
с собственниками и даже против собственников, причем этим последним оставалось
в таких случаях предъявить иск петиторный, направляющийся на исследование
права, и тогда уже вопрос решался не провизорно, как при владельческой защите, а
окончательно.
Но и для имеющих право (а таких большинство) владельческая
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
разделение обладателей имуществ на две категории: одним римское право
приписывало юридическое владение, possessio или possessio civilis, т.е.
владение в собственном смысле, а другим — только лишь держание, detentio или
possessio naturalis[2].
Различие это, окончательно выяснившееся только в
классическом праве, имело очень важное практическое значение. Так, только
юридические владельцы пользовались особой так называемой посессорной защитой,
ускоренной и отрешенной от вопросов о праве, так что и воры защищались наравне
с собственниками и даже против собственников, причем этим последним оставалось
в таких случаях предъявить иск петиторный, направляющийся на исследование
права, и тогда уже вопрос решался не провизорно, как при владельческой защите, а
окончательно.
Но и для имеющих право (а таких большинство) владельческая
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
защита была очень пригодна ввиду своей быстроты и упрощенности: зачем начинать
сложный и дорогостоящий петиторный процесс, когда можно добиться победы над
противником, сославшись на один лишь факт юридического владения? Простые же
детенторы этого преимущества не имели.
Кроме того, владение, при известных условиях, могло служить
для приобретения права собственности по давности. Не безразлично также и так
называемое публицианово право владельца. Все эти преимущества — это jus
possessionis – принадлежали только
юридическим владельцам.
Для ответа на вопрос,
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
кто же
считался в Риме владельцем надо пересчитать поименно все категории владельцев,
так как, по иронии судьбы над юридической наукой, ни одно из существующих
определений владения не дает никакой возможности угадать, кто считался
владельцем по римскому праву и кто детентором.
Итак, по классическому праву владение приписывалось прежде
всего лицам, которые присваивали вещь себе, как собственную, — все равно,
добросовестно или недобросовестно: убеждения в наличности права собственности —
opinio dominii — не требовалось; поэтому владение имели, кроме действительных и
мнимых собственников, также разбойники, воры и т.п..
Исходным же пунктом развития владения служитобладание
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
государственными землями, ager publicus, которые государство, оставляя за собой
право собственности, отдавало отдельным лицам в потомственное владение и
пользование. Для защиты этих лиц и был создан interdictum uti possidetis.
Все же остальные лица, имевшие чужие вещи у себя по найму,
аренде, ссуде, поклаже, залогу и т.п., считались первоначально простыми
детенторами, а владение оставалось у их контрагентов, присваивавших в свое
исключительное обладание отданные по сделкам вещи. И только впоследствии, в
течение II и III вв. по Р.Х., были признаны владельцами еще закладоприниматели,
прекаристы, секвестрарии, а также, что касается недвижимостей, — эмфитевты и
суперфициарии, но так, что владение давностное оставалось все же у претендента
на присвоение себе вещи, а во всех других отношениях — особенно что касается
владельческой защиты — владение принадлежало перечисленным лицам.
Все же остальные лица так и остались простыми держателями.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
Таковы категории владельцев и детенторов по римскому праву.
Для приобретения владения были необходимы corpus и animus:
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.
Для сохранения же вещи владения достаточно было и одной
соответствующей воли, а реальная власть, corpus, могла быть уступлена и другому
по аренде, ссуде и т.п. (см. выше). При этом получивший corpus делался
детентором, так как имел только animus alieno nomine possidendi, а не animus
rem sibi habendi, необходимый для понятия владения. Animus в этой последней
форме оставался у уступившего corpus лица, которое сохраняло за собою владение
и его защиту.
corpus по господствующему учению — фактическая власть, фактическое господство
над вещью; animus — воля владеть вещью, как собственной, или — шире и
правильнее — владеть вещью для себя.