Курсовая теория на тему Спецкурсы и спецсеминары по альтернативной программе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования языковой образовательной среды на спецкурсах и семинарах по русскому языку 5
1.1.Особенности русского языка в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Педагогические условия формирования знаний по русскому языку 7
Глава 2. Особенности содержания альтернативных программ по русскому языку 13
2.1. Специфика обучения языку специальности на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного в рамках спецкурсов и семинаров 13
2.2. Методические приемы формирования знаний по русскому языку на спецкурсах и семинарах 14
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Введение:
Современные социально-экономические условия развития нашей страны выдвигают все более жесткие требования к подготовке будущих специалистов. В системе образования России происходят¬ глобальные изменения, направленные на реализацию заявленных требований. Так в 2012 году принят новый «Закон об образовании в РФ»[1] с 2017 года внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, а с 2015 года ФГОС ПО.
Начальный этап обучения является важнейшим в обучении русскому языку как иностранному. Умения и навыки, которые не были в достаточной степени сформированы в рамках начального этапа, плохо поддаются корректировке при дальнейшем обучении.
Спецкурсы по альтернативной программе дает представление о том, как следует организовывать процесс обучения на начальном этапе для получения оптимальных результатов, какие факторы нужно учитывать, какие методические приёмы можно использовать для лучшего усвоения материала.
Предвузовская подготовка иностранных учащихся по русскому языку требует много времени, поэтому, как правило, обучение на подготовительных факультетах осуществляется в течение целого учебного года.
Объект исследования: особенности спецкурсов и спецсеминаров альтернативной программы по русскому языку.
Предмет исследования: особенности преподавания русского языка как иностранного.
Цель курсовой работы: выявить особенности спецкурсов и спецсеминаров альтернативной программы по русскому языку.
В качестве гипотезы данного исследования мы полагаем, использование знаний по русскому языку будут эффективнее, если будут соблюдаться следующие условия:
— в практике изучения необходимо использовать новые технологии
— новые технологии поддерживают интерес к изучению русского языка.
Задачи курсовой работы:
— проанализировать научную и учебно-методическую документацию;
— проанализировать принципы отбора, содержания и организации учебного материала по русскому языку в спецкурсах и спецсеминарах альтернативной программы.
— провести анализ качества преподавания русского языка.
Для формирования теоретической базы исследования используются следующие работы: статьи и научные монографии, рассматривающих понятие “мотивация” (Ильин Е. И., Щукин А. Н., Выготский Л. С).
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования для изучения специфики изучения русского языка, мотивации у обучающихся к изучению и состояние обучения русскому языку мы использовали метод контент-анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирован материал по основам обучения русскому языку.
Практическая значимость заключена в том, что подобранный материал может быть использован студентами и учителями.
Структурные элементы работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Наиболее важным моментом в обучении, на наш взгляд, является выработка навыков слухового восприятия русской речи, так как механизмы говорения включают в себя сферу слухового восприятия.
В процессе обучения нужно учитывать межъязыковую интерференцию на уровне произношения, которая является одной из основных причин отклонений в речи.
Как известно, для русского языка характерна все усиливающаяся функциональная нагрузка согласных и ослабевающая роль вокализма.
Современное общество предъявляет высокие требования и поэтому учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и развивать потенциал их личности.
Формирование интересов,¬ потребности личности школьника осуществляется различными средствами. Для становления развитой личности учитель должен так организовать свою работу, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он мог проявить своё творчество, свою самостоятельность, при необходимости организовать работу и привести её к результату. Большие возможности для самореализации учащихся дают коллективные способы обучения.
Формирование коммуникативной компетенции личности является актуальной проблемой в области образования, решение которой на современном этапе развития общества имеет первостепенное значение.
Реформирование системы обучения, разработка новых программ воспитания способствуют прогрессивным изменениям в развитии коммуникативной сферы ребенка.
В условиях «разновекторности» современного образования наметились тенденции к осуществлению единого стандартного направления деятельности данной системы.
Коммуникативные УУД включают развитые коммуникативные навыки, знание правил общения, сформированность устной речи и письменной, навыки регулирующей речи [3, с.54].
Именно коммуникативные УУД способствуют становлению коммуникативных умений детей и развитию культуры речи , о чем свидетельствуют¬ работы А.Ф. Ануфриева, В.С. Казанской, Е.В. Коротаевой, С.Н. Костроминой, О.А. Яшновой, Э.Р. Набиуллиной.
Современный урок — это преимущественно диалог, а не монолог. А диалог зависит от взаимопонимания между учителем и учеником. Данное сотрудничество-это совместная добровольная деятельность по добыванию новых знаний.
Образовательные задачи дополнены и дают возможность ученикам проявлять самостоятельность и творчество. На уроках диалог между учениками и учителем всесторонне развит в групповой форме работы.
По мнению М.А.Скаткина сущность процесса обучения прежде всего в том, что это процесс взаимодействия учителя и студента. Без этого взаимодействия нет обучения. Процесс общения между людьми охватывает и то, что мы называем обучением. Под общением мы понимаем прежде всего речевое взаимодействие людей, содержания которого беспредельно: все познанное и непознанное человеком. В процессе общения происходит обмен информацией, влияние на поведение людей, удовлетворение потребностей и установление отношений [3, с.54].
Одним из основных элементов методики обучения РКИ на начальном этапе является организация системы контроля.
С помощью эффективного контроля преподаватель может: — оценить работу учащегося;
— установить соответствие между намеченными целями и достигнутыми результатами;
— видоизменить, если это необходимо, базовую обучающую систему в сторону улучшения.
Контроль знаний и умений — это необходимое условие учебного процесса. От умелой организации контроля и учета ошибок во многом зависит успешность работы преподавателя в группе.
Необходимо организовать адекватную систему контроля, отвечающую принципу коммуникативно-деятельностного подхода.
При четкой, выверенной системе контроля и учета ошибок преподаватель не только проверяет приобретённые учащимися знания, но и имеет возможность вносить изменения в процесс обучения. Разумеется, формы контроля зависят от цели обучения.
Современная методика преподавания русского языка иностранцам различает три вида контроля: текущий (или оперативный), промежуточный и итоговый.
Текущий контроль способствует становлению навыка и умения, когда еще не сформировались ключевые компетенции обучающегося.
Текущий контроль проводится регулярно, на каждом занятии: так преподаватель проверяет степень усвоения обучающимися лексико-грамматического материала урока.
Таким образом, мы¬ выяснили, что обучение может происходить только тогда, когда есть обучающий и есть обучаемые, и первый знает и умеет делать то, чего еще не знает и не умеет делать второй. Содержанием обучения в конечном счете оказывается какая-то конкретная деятельность, которую сначала воспроизводит обучающий, а затем ее воспроизводит и усваивает обучаемый. Поэтому обучение можно определить как общение, в процессе которого и посредством которого воспроизводится и усваивается какая-то деятельность, а также ее результаты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования языковой образовательной среды на спецкурсах и семинарах по русскому языку
1.1. Особенности русского языка в психолого-педагогической литературе
Предметной областью филологического образования является филология – комплекс наук, обращенных к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению) [2, с.112].
Филология, по мысли С.С. Аверинцева, «содружество гуманитарных дисциплин… выясняющих сущность духовной культуры человечества» через обращение к языку, письменному тексту. Традиционно закрепилось представление о том, что филологическое образование зиждется на интересе к слову как единице языка в его различных функциональных проявлениях.
Филологическое образование предполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира, воплощенной в эталонных текстах классической литературы, к отечественной и мировой культуре [4, с.54].
Филологическое образование обладает особым культуротворческим потенциалом, формирует ментальность носителя языка, национально-культурную идентичность, обладает значительными возможностями для личностного развития, духовно-нравственного совершенствования.
В широком смысле под филологическим образованием понимается вся деятельность участников образовательного процесса, направленная на овладение языком и приобщение к художественной литературе.
В составе филологического образования школьника можно выделить регламентируемую и гарантированную государством составляющую: курс школьных учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Литература». Дополнительными элементами филологического образования являются все формы внеклассной и внешкольной работы по русскому языку и литературе, а также самообразование учащегося в данной области.
Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования, формируя языковую личность, приобщая учеников к красоте и богатству художественного слова, помогая овладеть всеми возможностями родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации (учащиеся, для которых русский язык не является родным, в процессе его изучения получают возможность приобщиться к истории и культуре своей «большой» родины, стать полноправным членом в семье народов России) [3, с.112].
Несмотря на то, что владение родным языком на житейском уровне и частичное приобщение к национальному фольклору и литературе достигается естественным образом, в результате пребывания в национальной культурной среде, обеспечить высокий уровень речевой и читательской культуры личности может только специальное изучение родного языка и освоение истории родной литературы на научной основе. Поэтому филология как образовательная область является исторически сложившейся необходимой частью обязательного общего образования в школах России.
Отечественное филологическое образование имеет прочную научную основу, сформированную не одним поколением ученых-лингвистов, литературоведов, чьи исследования обращены к языку и словесному тексту как выразителям культурного сознания нации [24, с.14].
Важнейшим основанием изучения русского языка и литературы является герменевтический подход, который предполагает обучение пониманию явлений языка и литературы, корреляцию субъекта и объекта знания, активизацию интеллектуального и духовного опыта личности, учет ее ценностей и свободного выбора в процессе творческого овладения предметом.
Являясь методологической базой для школьных курсов русского языка и литературы, литературоведение и лингвистика определяют содержательное наполнение данных учебных дисциплин, а также дают необходимый научный инструментарий для их успешного усвоения учащимися. На этой основе сформировались и продолжают совершенствоваться предметные методики, вооружающие учителя-словесника необходимыми научно-теоретическими и практическими моделями обучения русскому языку и литературе в реальной педагогической практике. Методическая наука тесно взаимодействует с психологией и педагогикой, философией и эстетикой, культурологией и социологией, что соответствует специфике учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» и определяет характер межпредметных связей в процессе их изучения. При этом каждый из названных предметов опирается на соответствующие методические традиции и достижения научных школ [7, с.44].