Курсовая теория на тему Специфика современной культуры в философии постмодерна.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические
аспекты изучения современной культуры в философии постмодерна. 5
1.1 Прекурсоры. 5
1.2 Состояние
постмодерна. 9
1.3 Продуктивная разница. 14
Глава 2. Специфика
культуры в философии постмодерна. 19
2.1 Деконструкция. 19
2.2 Гиперреальность. 22
2.3 Постмодернистская
герменевтика. 24
2.4 Постмодернистская
риторика и эстетика. 27
Заключение. 30
Список литературы. 32
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена
необходимостью философского анализа противоречивого и сложного развития
духовной культуры общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса.
В этой трагической ситуации культура
теряет целостность и предстает как совокупность, соединение (иногда
эклектическое) различных культурных слоев и образований. Не существует единого
целостного порядка, в терминах которого можно представить мир культуры, мир
человека. Это явление получило название «постмодерн» и как его философская
концепция — «постмодернизм». В постмодернизме основной характеристикой бытия
становится процессуальность. Подчеркивается единство всего потока жизни — как
растительной и животной, так и жизни сознания.
Эпистемологический сдвиг в
социально-гуманитарном знании характеризуется заменой прежних философских
приоритетов: сознание уступает место бессознательному, тотальность —
множественности, утверждается мнение о том, что истинного универсального метода
познания не существует Центр современной культуры смещается от слова к телу, от
интертекстуальности и духовности — к телесности, принимающей различные
эстетические ракурсы; от вербальности — к зрительному образу, от рациональности
— к «новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело,
плоть. Возникает интерес к культурной эмпирии, к повседневной жизни, которая
включает в себя различные сферы деятельности человека
Заслуживает внимания постмодернистское
видение произведения искусства в неразрывной связи с обществом, природой и
человеческой жизнью Интересен тот факт, что идеи постмодернизма проступают в
общественном и индивидуальном сознании порой неосознанно, однако они широко
распространены в культуре и все более интенсивно проникают в художественное
сознание и художественную культуру, что и вызывает потребность философского
анализа новых феноменов культуры, охваченных влиянием постмодернистских идей.
Теоретической основой философии
постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и
постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и
др.).
Постмодернизм основывается на разрыве с
предшествующей исторической традицией, техникой интеллектуальной работы
становится деконструкция. Ж. Деррида осуществляет ее в лингвистической области,
Ж.-Ф. Лиотар -в области эпистемологии, М. Фуко — в «политической» сфере, Ж
Бодрийяр — в «симулятивной». Ж. Делез, Ф. Гваттари использовали метод
деконструкции как шизоанализ в широком социальном контексте. Ж. Делез — едва ли
не единственный философ этого направления, кто реактуализировал философское
наследие прошлого применительно к трудам И. Канта, Ф. Ницше, своего
современника — М. Фуко и др.
Цель нашего исследования — определить
сущностные черты постмодернизма как типа и способа философствования и его
проекции в культуре.
Исследовательская цель определяет
следующие конкретные задачи:
проанализировать генезис, сущность,
философский статус постмодернизма и его особенности как способа
философствования;
выделить содержание основных философских
категорий постмодернизма, функционирующих в художественном сознании и
объективированных в художественной культуре;
выявить основные тенденции постмодернизма
в современной культуре.
Объектом исследования является
постмодернизм как явление культуры.
Предметом исследования -Специфика
современной культуры в философии постмодерна.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух
Заключение:
Сложность определения постмодернизма как
концепции связана с его широким использованием в ряде культурных и критических
движений с 1970-х годов. Постмодернизм описывает не только период, но и набор
идей, и его можно понять только в связи с другим не менее сложным термином:
модернизмом.
Модернизм был разнообразным художественным
и культурным движением в конце 19-го и начале 20-го веков, общей нитью которого
был разрыв с традициями, воплощенный в наставлении поэта Эзры Паунда 1934 года
«сделать его новым!».
«Пост» в постмодерне предполагает «после».
Постмодернизм лучше всего понимать, как вопрошание идей и ценностей, связанных
с формой модернизма, которая верит в прогресс и инновации. Модернизм настаивает
на четком разделении искусства и массовой культуры.
Но, как и модернизм, постмодернизм не
обозначает какой-либо один стиль искусства или культуры. Напротив, это часто
ассоциируется с плюрализмом и отказом от общепринятых представлений об
оригинальности и авторстве в пользу стилизации «мертвых» стилей.
Теоретики, связанные с постмодернизмом,
часто использовали этот термин для обозначения новой культурной эпохи на
Западе. Для философа Жана-Франсуа Лиотара состояние постмодерна было определено
как «недоверие к метанарративам»; то есть потеря веры в науку и другие
освободительные проекты современности, такие как марксизм.
Марксистский теоретик литературы Фредерик
Джеймсон, как известно, утверждал, что постмодернизм — это «культурная логика
позднего капитализма» (под которым он имел в виду постиндустриальный,
постфордистский, многонациональный потребительский капитализм).
В своем эссе 1982 года « Постмодернизм и
общество потребителей» Джеймсон изложил основные тропы постмодернистской
культуры.
Сюда входили, если перефразировать:
сатирический импульс пародии на стилизацию; пристрастие к ностальгии; и
фиксация на вечном настоящем.
В пессимистическом анализе Джеймсона
потеря исторической темпоральности и глубины, связанная с постмодернизмом, была
сродни миру шизофреников.
Постмодернизм также может быть критическим
проектом, раскрывающим культурные конструкции, которые мы обозначаем как
истину, и открывающим множество других подавленных историй современности.
Например, женщины, гомосексуалы и колонизаторы.
Сам модернистский канон раскрывается как
патриархальный и расистский, в котором преобладают белые гетеросексуальные
мужчины. В результате одна из наиболее распространенных тем постмодернизма
связана с культурной идентичностью.
Фрагмент текста работы:
Глава
1.Теоретические аспекты изучения современной культуры в философии постмодерна
1.1 Прекурсоры Для постмодернистов генеалогия понятий
Ницше в «Об истине и лжи в неморальном смысле» (Nietzsche 1873, 77–97) также
является важным ориентиром. В этом тексте Ницше выдвигает гипотезу о том, что
научные концепции представляют собой цепочки метафор, закаленных в общепринятые
истины. По этой причине метафора начинается, когда нервный стимул копируется
как изображение, которое затем воспроизводится в звуке, порождая при повторении
слово, которое становится понятием, когда слово используется для обозначения нескольких
экземпляров единичных событий. Таким образом, концептуальные метафоры являются
ложью, потому что они приравнивают неравные вещи, точно так же, как цепочка
метафор перемещается с одного уровня на другой. Таким образом, проблема Гегеля
с повторением «этого» и «сейчас» расширяется и включает повторение примеров
через прерывистые промежутки между видами и уровнями вещей.
Философский модернизм, о котором идет речь
в постмодернизме, начинается с «коперниканской революции» Канта, то есть с его
предположения, что мы не можем знать вещи сами по себе и что объекты знания
должны соответствовать нашим способностям репрезентации (Kant 1787). Такие
идеи, как Бог, свобода, бессмертие, мир, первое начало и конечный конец, имеют
только регулирующую функцию для знания, поскольку они не могут найти воплощения
среди объектов опыта. У Гегеля непосредственность самого субъект-объектного отношения
оказывается иллюзорной [19].
Ницше — это общий
интерес философов постмодерна и Мартина Хайдеггера, чьи размышления об
искусстве, технологиях и отказе от бытия они регулярно цитируют и комментируют.
Вклад Хайдеггера в осознание того, что мир не реализован, проистекает из часто
повторяемых замечаний, таких как: «Везде мы находимся среди существ, и все же
мы больше не знаем, как это