Курсовая теория на тему Специфика работы режиссёра с техническими службами над созданием комплекса выразительных средств театрализованных представлений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Выразительные средства театрализованных представлений 5
2. Особенности работы режиссера с техническими службами над созданием комплекса выразительных средств 9
Заключение 21
Список использованных источников 23
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Введение:
Театрализованные представления всегда требовали своеобразного режиссерского почерка и специфических выразительных средств. С усвоением массовым театром приема театрализации возникают разновидности театрализованных представлений: театрализованный концерт, концерт-митинг, театрализованное шествие, праздничные действа на улицах и площадях, массовые театрализованные гуляния в парках, спортивные праздники на стадионах, концерты-реквиемы, праздники песни, праздники танца, фестивали искусств, карнавалы, театрализованные зрелища во дворцах спорта, праздники на воде, театральные спектакли под открытым небом, праздники улиц, юбилеи городов, спартакиады, детские театрализованные праздники (на театрально-концертных площадках, стадионах). И это далеко не весь перечень разновидностей массовых зрелищ, основой каждого из которых является концертный номер
Формированию художественного образа театрализованного представления во многом способствует его визуальная часть: декорации, сценическая одежда, бутафория, костюмы, аксессуары, грим, парики, прически, реквизит, театральный свет, мизансцены, выстроенные в форме живых картин, где также действуют законы визуальной композиции. Театрализованное представление похоже на калейдоскоп мелочей и нюансов. Ведь, кроме актерской игры и работы режиссера, важен и труд людей, которых не видно на сцене. Это те, кто отвечает за звук и свет, декорации, костюмы, музыку – словом, все то, без чего не создать представление.
Существует много работ по истории театрально-декорационного искусства. Это исследование В.И. Березкина, Дж. Гасснер, А.Р. Кугель, А.А. Гвоздева, П.А. Маркова, И.Я. Гремиславского, Е.С. Громова, М. Еткинда, М.И. Пожарского, Ю.М. Лотмана, Ф.Я. Сыркина, М.Е. Костина и др. Также существует много исследований по истории дизайна интерьера. Это работы Д. Пайла, Дж. Крафта, С. Трокх. Однако, за исключением работ В.И. Проскурякова и В.В. Базанова, недостаточно освещена сценография как один из главных средств проектирования интерьерных пространств, в которых эту науку рассматривают как средство формирования архитектуры театрального действия. Особенности использования нового оборудования отражены в профессиональной литературе (Keller 1999; Parker, Wolf and Block 2009; Shelley 2009; Streader and Williams 1985; Исмагилов и Древалева,2005, Карлсон и Карлсон, 2004).
Объект исследования — выразительные средства
Предмет исследования — специфика работы режиссёра с техническими службами над созданием комплекса выразительных средств театрализованных представлений
Цель исследования — изучить специфику работы режиссера с техническими службами над созданием комплекса выразительных средств театрализованных представлений
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и виды выразительных средств театрализованных представлений.
2. Проанализировать особенности работы режиссера с техническими службами над созданием комплекса выразительных средств театрализованных представлений.
Методы исследования: изучение интернет-источников и литературы, анализ продуктов деятельности, наблюдение.
Практическая значимость работы полегает в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Постановка театрализованного представления требует тщательной, всесторонней подготовки, совместных усилий всех членов постановочной группы. Режиссерско-постановочная группа, ее состав формируются в зависимости от сложности и масштаба зрелища. Как правило, в нее входят: главный режиссер-постановщик, ассистент и помощник, художник, композитор или заведующий музыкальной частью, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художник по свету, звукорежиссер, режиссер спортивных номеров, режиссер-художник фоновых трибун, заведующий постановочной частью и т.д. В зависимости от условий работы, состав группы может быть уменьшен или, наоборот, увеличен. Все названные члены постановочной группы – это не просто ближайшие помощники главного режиссера, это профессионалы, мастера своего дела.
Существуют различные методы работы режиссера над разными по форме массовыми зрелищами. Обязательным для всех видов и форм является определенная последовательность режиссерско-постановочных работ. Для примера, предлагается один из возможных вариантов последовательности предварительной режиссерско-постановочной работы.
1. Понять и осмыслить художественно-творческие задачи, поставленные заказчиком перед режиссером-постановщиком.
2. Определить масштаб зрелища и место его проведения, уточнить технические возможности сценических площадок (как основных, так и репетиционных), возможности коммуникаций, уточнить состав артистов, художественных коллективов их количество и состав.
3. Работа с заказчиком – режиссер-постановщик предлагает несколько вариантов режиссерского решения, после принятия одного из них документально излагается режиссерский замысел за подписью двух сторон.
4. Работа над сценарным планом и литературным сценарием.
5. Составление сценарного плана на основе общего представления о будущем зрелище, его характере. Подбор литературного, документального, музыкального и других материалов, осветительной и звуковой аппаратуры, музыкальных инструментов, станков для хора, одежды.
6. Написание сценария как основного постановочного документа.
7. Создание режиссерско-постановочной и административно-постановочной групп – определение количества людей, занятых в подготовке и проведении театрализованного зрелища.
8. Составление и утверждение у заказчика всей финансово-сметной документации.
9. Работа над постановочным планом.
10. Работа с постановочной группой (художником, композитором, дирижером, хормейстером, балетмейстером, режиссером спортивных и оригинальных номеров, звукорежиссером и другими).
11. Работа режиссера-постановщика над организацией репетиционного процесса – разработка репетиционного плана.
12. Встреча режиссера-постановщика с руководителями творческих коллективов как один из ответственных этапов работы. Кроме четкого определения задач для каждой группы участников должна быть предложена точная, почасовая программа репетиций, прежде всего индивидуальных, расписанная по часам и минутам.
13. Работа режиссера-постановщика с начальниками всех служб и подразделений, участвующих в подготовке и проведении массового зрелища (составление плана действий, решение организационно-постановочных вопросов).
14. Работа с актерами и участниками массовок на сценических площадках или в залах, отведенных для репетиций, работа над эпизодами и массовыми сценами.
15. Подготовка со всеми службами и цехами режиссерской документации как начального материала для проведения сценических репетиций.
16. Проведение сводных и генеральной репетиций на основной сцене или площадке.
Фрагмент текста работы:
1. Выразительные средства театрализованных представлений
В начале 50-х годов были разработаны принципы сценарного построения театрализованного концерта. Авторы отошли от традиционной драматургии по действиям, актам, сделав основным творческим материалом номер и эпизод, что придало сценическому действию динамику, мобильность, возможность мгновенно переключать внимание зрителя с одного объекта на другой. Результат был (как всегда, когда речь идет о явлениях искусства) всесторонним и многогранным: ощутимое влияние киноискусства, в драматургии которого действие членится на короткие эпизоды, бесспорное влияние эстрады и цирка на формирование монтажной структуры, драматургия которых основана на соотношении и контрастном сопоставлении номеров различных жанров. Идейным вдохновителем монтажной структуры был И. Туманов. Он утвердил основные принципы режиссуры массового театра: прежде всего, номер как основу любого театрализованного зрелища; далее – эпизод как следующее структурное звено вместе с номером. И. Туманов применил монтаж номеров в эпизоды, а эпизоды – в целостное зрелище [17].
Основными типами с точки зрения визуального восприятия являются: плоскостная, объемная, пространственная, комплексная сценография. Различают следующие основные типы сценографической организации системы зал-сцена в театральных зданиях и пространствах: фронтальная, глубинная, аренная, симультанная, кольцевая, панорамная.
На основе исследований в последние годы ученые установили, что главными современными поисками в области сценографии являются [3].
развитие фронтального, глубинного формирования мизансцен
слом фронтальности, аксонометрическое восприятие пространства
раскрытие пространства по всем направлениям
поиски новых гипернатуральных форм сценического пространства
развитие действия в камерном гибком пространстве
дематериализация сценографии (световые проекции).
Главной же качественной характеристикой театрального пространства для удовлетворения многих требований сценографии есть и останется в будущем его гибкость.
Как и для формирования функционально-стилевых признаков интерьерных пространств, в сценографии основными факторами, влияющими на ее формирование, являются: культурологический, технический, эстетический. Культурологический фактор — фактор, который вызвал возникновение театрального искусства в целом и его эволюцию. С ним связано появление первых театральных пространств в мире, возникновение, формирование и развитие жанров. Эстетическим фактором является и останется способ восприятия спектакля зрителем. Эстетическое воздействие спектакля на зрителя на различных типах сцены — не одинаково. Открытая сцена, подводит актера к зрителю, вызывает прямой контакт между сценой и залом, создавая условия для непосредственного участия зрителей в творческом процессе, время от времени давая им возможность участия в самом процессе представления. Следующим по важности влияния на формирование сценографии является технический фактор. Практика многих режиссеров и художников показывает, что применение технических достижений в области театрального искусства может существенно обогатить пространственное решение спектакля, разнообразить ее пластическую форму. Однако методы и степень использования техники определяются потребностями конкретного театра, а иногда конкретного представления [20].
Для построения пространств и организации действия в помещениях и зданиях на основных принципах сценографического дизайна среды рекомендуется [12]:
проектирование гибкого пространства, трансформируемого вручную с помощью модульных конструктивных элементов, которые могут менять свое положение по горизонтали и вертикали, создавая тем самым различные комбинации пространств;
проектирование гибкого пространства средствами малой механики: использование трансформированных порталов, движущихся полов, а также перегородок, ширм и тому подобное;
использование света в качестве главного средства для создания формы пространства и его психоэмоционального наполнения;
комплексное решение с одновременным использованием средств малой механики и модульных конструктивных элементов.
Профессия театрального художника очень объемная, она включает в себя немало нехудожественных функций. Это и философское прочтение драматического материала, и знание общих исторических процессов, истории театра и костюма, погружение в свойства и возможности различных производственных материалов, умение конструировать пространство с позиции архитектора, наконец — знания, связанные с различными технологическими аспектами процесса создания костюма (крой, ткани и т. д.).
Художник общается со столярным, слесарным цехами, участвует в монтаже представления, должен уметь выставить театральный свет. Во всех этих действиях и взаимодействиях художник проявляется как изобретатель, как руководитель и даже как психолог. В сознании сценографа представление живет все время, он постоянно должен ориентироваться на общую концепцию художественного произведения на различных этапах производственного процесса, несет ответственность за целостность и качество творческого образа задолго до того, как материальная часть спектакля будет доставлена цехами на сцену [11].
Не менее интересной и важной является построение процесса взаимодействия сценографии с другими компонентами спектакля – по смыслу, стилистически, по ритму, цветами, нюансами. Этот процесс в немалой степени зависит от условий, которые предлагает сценическая площадка конкретного театра, жанра спектакля, а также от макро- и микрокультуры, в которой он создается.
Значение света в процессе постановки сложно переоценить. Бурное развитие постановочного освещения на рубеже XX и XXI вв. ознаменовалось распространением компьютерного регулирования освещения, что делает возможным создание сложных высокоточных нюансированных партитур и сохранение их в памяти пульта. Появились новые мощные источники освещения,