Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему специфика профессиональной деятельности учителя начальной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации профессиональной педагогической деятельности 6
1.1. Понятие профессиональной педагогической деятельности 6
1.2. Требования профессионального стандарта к осуществлению профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов 12
Глава 2. Функции и компетенции учителя начальных классов 16
2.1. Педагогические функции и компетенции 16
2.2. Диагностические методики, направленные на диагностику профессиональной деятельности педагога 25
Заключение 34
Список литературы и использованных источников 36

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Продолжающаяся в нашей стране модернизация образования делает тему исследования актуальной для решения многих теоретических и практических задач, в том числе проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров. Первый школьный учитель призван обеспечивать высококачественное начальное образование и тем самым закладывать основы для последующего образования молодого поколения [7, c.12]. Поэтому от учителя начальных классов требуют, чтобы он был компетентным и профессиональным, а личность многогранной. В настоящее время в начальной школе много высококвалифицированных учителей, добившиеся больших успехов в обучении учащихся [6, c.8].
Актуальность исследования обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития». [1]
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. В этой ситуации на первый план выдвигается необходимость становления такой личности педагога, ведущей профессиональной характеристикой которой является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения. В этих условиях актуализируется необходимость становления творческой личности педагога в школах нового типа, так как именно эти школы обеспечивают потребности нашего общества в будущих высококвалифицированных специалистах, деятелях науки, культуры, образования, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи и нестандартно реагировать на быстроменяющиеся условия современного техногенного общества.
Объектом курсовой работы является профессиональная педагогическая деятельность.
Предметом исследования является специфика профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Цели исследования:
1. Охарактеризовать понятие профессиональной педагогической деятельности
2. Описать функции учителя начальных классов
3. Описать требования профессионального стандарта к деятельности учителя начальных классов
4. Описать профессиограмму учителя начальных классов
5. Подобрать диагностические методики изучения профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Методы исследования: анализ, обобщение.
Гипотеза исследования: специфика профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов проявляется в овладении функциями учителя начальных классов, соблюдениями требований профессионального стандарта, соответствии профессиограмме учителя начальных классов.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Методологическая база исследования: Маркова А.К., Канторович Н. Я.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и использованных источников.
Во введении описана актуальность исследования, цель, объект, предмет, задачи и методы.
В первой главе рассмотрены понятие и функции учителя начальных классов, а также стандарт профессиональной деятельности педагога.
Во второй главе рассмотрены профессиограмма и диагностические методики изучения профессиональной деятельности учителя начальных классов.
В заключении сделаны общие выводы исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования мы пришли к таким выводам:
1. Начальное образование — это первый образовательный уровень, где закладывается фундамент общеобразовательной подготовки школьников. Поэтому приоритетная задача обучения в начальной школе заключается не только в формировании в учащихся определенных знаний, общеучебных умений и навыков, но и в обеспечении дальнейшего становления личности ребенка, развития его умственных способностей, и в первую очередь обучении детей творчески и самостоятельно мыслить.
2. Для учителя начальной школы владения психологией важнее владения предметом, для учителя средних классов на одном уровне; а безупречное владение предметом становится ведущим и определяющим фактором в старших классах. Развитие самодостаточной и творческой личности ребенка возможно только при эффективном взаимодействии его с педагогом. Исследования показывают, что атмосфера и стиль взаимодействия со стороны учителя существенно влияют на психическое развитие ученика. Именно избранный педагогом стиль взаимодействия замедляет или помогает раскрыть у ребенка внутренний потенциал, а через стрессогенные факторы зачастую и негативно повлиять на формирование его личности.
3. Цель работы учителя-профессионала в начальной школе помочь каждому ребенку пробудить и развить заложенные природой положительные способности, возможности и желание их совершенствовать, чтобы, получив образование, выполнить свой долг стать личностью.
4. Работая учителем в начальной школе, педагог должен владеть комплексом педагогических умений. Система сформированных умений и навыков является необходимой основой для любого вида практической творческой деятельности, так как обеспечивает готовность самостоятельно выполнять задачи в новых условиях.
5. Современный учитель начальных классов это профессионал, который находится в постоянном творческом поиске. Современному учителю необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстрым изменениям условий жизни. А это возможно только при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей. В современных условиях, которые выдвигают новые требования к работе в начальных классах учитель должен генерировать и использовать новые идеи, замыслы, подходить к работе творчески, учитель должен обладать такими качествами как решительность, умением не останавливаться на достигнутом, смелостью мышления, умением видеть за пределы того, что видят современники.
6. Исключительная роль в профессиональной деятельности учителя начальных классов принадлежит устной слову, которое является важным средством убеждения, инструментом позитивного влияния на личность. Коммуникативная компетентность учителя начальных классов это система внутренних ресурсов эффективного решения профессиональных задач, а именно: позиций общения, ролей, стереотипов, установок, знаний, умений, навыков, которая определенным образом связана с целостностью личности. Современный учитель начальных классов должен быть высокообразованным, профессионально компетентной личностью.
7. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы реализации профессиональной педагогической деятельности
1.1. Понятие профессиональной педагогической деятельности
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности [1, c. 12].
Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом (Сластенин В.А.) [20, c. 12].
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия [2, c. 10].
Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.
Таким образом, деятельность учителя по своей природе есть не что иное, как процесс решения задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности.
Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств [16, c. 18].
Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам.
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога [22, c. 13].
В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.
Аналитические умения складываются из таких частных умений, как умение разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи с другими элементами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогические явления; выделять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения [12, c. 23].
Проективные умения предполагают умения переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать интересы и потребности учащихся, возможности материальной базы, отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему стимулирования активности школьников; планировать способы создания личностно-развивающей среды.
Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе.
Организаторская деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы