Курсовая теория на тему Специфика процесса развития творческого потенциала обучающихся в системе профессионального хореографического образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.. 7
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 7
1.1Понятие и содержание творческих способностей. 7
1.2. Творческие способности в хореографической
деятельности. 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ
НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 35
Введение:
Последовательное
развитие сферы
образования в Российской Федерации, просматриваемые в данной сфере
инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональной
подготовке специалистов. Система профессионального и высшего образования в
стране сегодня характеризуется колоссальной динамикой роста роли творческой
активности обучающего в процессе обучения и поиска, выработкой наиболее
эффективных методов, приемов и средств развития творчества студента. С каждым
днем все больше внимания уделяется развитию творческих способностей личности в
процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Русский философ
Н.А.Бердяев в одном из своих многочисленных произведений отмечал, что
творчество — единственный вид деятельности, который делает человека личностью,
и современная система образования создает все условия для этого вида
деятельности.
В
рамках современных условий, характеризующихся кардинальными изменениями в жизни
нашего общества, активность, самостоятельность, инициативность и творчество
становятся ведущими в определении направления развития личности, важными
факторами успеха человека. В связи с этим важнейшей задачей органов власти и
целью государственной политики в области образования является создание условий
для эффективного развития и реализации творческого потенциала каждого студента.
Сегодня этот вопрос рассматривается на федеральном уровне как средство и
необходимое условие социального прогресса.
Понятие
творческой активности — это черта личности, в данном случае студента, которая
проявляется в способности активно и самостоятельно создавать и осуществлять
любую культурную, благотворительную, спортивную, художественную, нравственную,
техническую и другую деятельность. Основная задача творческой деятельности —
развитие социальной активности и творческого потенциала студента через
организацию различных форм досуга и отдыха, создание условий для полноценной
самореализации в сфере досуга.
Развитие
творческой активности обучающихся происходит через разного рода художественную
самодеятельность, основанную на многих видах и жанрах творчества. В
образовательном процессе образовательной
системы вуза важно, чтобы наряду с обучением ВУЗ давал студентам возможность реализовать себя в
общественной жизни: в рамках всевозможных культурных, спортивных, учебных
мероприятий на природе, соревнований, творческих студиях и общественных
объединениях. Все это реализуется с
помощью студенческих активистов, входящих в состав студенческого
самоуправления.
Сегодня
в рамках системы высшего образования Российской Федерации одним из ключевых
направлений развития творческой активности студентов является хореографическое
направление.
По
мнению некоторых ученых и практикующих педагогов, танцы, в частности
современные, стимулируют развитие мотивации к творческой деятельности,
способности к самовыражению (О.С. Гребенюк, С.Ю. Рубинштейн, П.В. Симонов). Творчество,
творческие способности в отечественной науке изучает Я.А. Пономарев, В.Н.
Дружинин, Д. Б. Богоявленская, на зарубежных — Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, Э. П.
Торренс и другие. учились у учителей музыки (Н. А. Ветлугина, А. И. Ходкова, Т.
В. Волчанская); Существуют труды, обобщающие опыт педагогов-хореографов (А. Я.
Ваганова, К. Я Голейзовский, Ф. В. Лопухов и др.).
Основные
подходы к проблеме формирования творческих способностей были разработаны В.
Дружининым; И. Карнаухова изучает особенности творческой деятельности в
хореографии; В.А. Сальникова характеризует творчество применительно к специфике
конкретной деятельности.
Согласно
этим исследованиям, проблема развития творческих способностей в сфере
хореографического образования существует.
На
основании вышеизложенного можно указать на следующие противоречия:
—
между содержанием нормативных документов, потребностями общества в
необходимости наращивания творческого потенциала в художественных учебных
заведениях и недостаточным вниманием к развитию творческих способностей в
области хореографического образования;
—
между изучением проблемы развития творческих способностей в общей педагогике и
отсутствием научных исследований применительно к сфере профессионального
хореографического образования;
—
между наличием методического обеспечения развития творческих способностей
применительно к музыкальному образованию и отсутствием методического
обеспечения хореографического.
Эти
противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать
исследовательскую задачу: поиск и научное обоснование путей развития творческих
способностей в рамках хореографического образования, что определило тему
исследования: «Специфика процесса развития творческого потенциала обучающихся в
системе профессионального хореографического образования».
Цель
исследования – теоретически обосновать комплекс методов и приемов,
обеспечивающих развитие творческих способностей
Объект
исследования – процесс развития творческих способностей.
Предметом
исследования является комплекс методов и приемов обучения, способствующих
развитию творческих способностей.
В
соответствии с объектом, предметом, целью были определены задачи исследования:
1)
изучить литературу по проблеме исследования, дать определение понятиям
«способности», «творческие способности», охарактеризовать их содержание;
2)
охарактеризовать отличительные особенности творческих способностей в
хореографической деятельности;
3)
выявить комплекс методов, способствующих развитию творческих способностей;
В
ходе исследования использовались следующие методы:
—
теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической
литературы; анализ передового педагогического опыта.
Методологическая
основа исследования:
—
основные положения отечественной и зарубежной психологии о развитии творческих
способностей (В. Н. Дружинин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Дж.
Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
—
основные положения теории и методики хореографического образования (А. Я.
Ваганова, Э. Чекетти, Вж. С. Костровицкая и др.);
—
основные положения психолого-педагогической диагностики (Л. Ф. Бурлачук, Дж.
Гилфорд, Э. П. Торренс и др.);
—
основные положения методологии о проведении научно- педагогического
исследования (А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Теоретическая
значимость: в уточнении понятия «Творчество» применительно к хореографической
деятельности, под которой понимается проявление интеллектуальной деятельности,
направленной на создание и реализацию оригинальной художественной концепции;
—
в разработке комплекса методик обучения, способствующих развитию творческих
способностей в рамках профессионального хореографического образования:
общепедагогические (метод упражнений, метод проблемного обучения),
специфические хореографические методы (метод импровизации, эмоциональное
«заражение», метод «перевоплощения »).
Курсовая
работа состоит: введение, две лавы, четыре параграфа, заключения, список
используемой литературы.
Заключение:
Подводя
итоги исследования, можно отметить, что поставленная цель достигнута, а
поставленные в ней задачи выполнены в полном объеме. Одна из актуальных проблем
педагогической науки — обновление существующей системы среднего
профессионального образования с точки зрения осмысления теоретических положений
и передовой практики подготовки специалистов.
Многогранный
анализ проблемы развития профессионального творчества будущих хореографов на
уровне высшего профессионального образования позволил охарактеризовать степень
ее проработанности, осмыслить сущность и роль профессиональной подготовки
искусствоведов.
Анализ
текущего состояния системы образования свидетельствует о существующих
противоречиях и побуждает науку преодолевать их в текущей ситуации. Одно из
главных условий — развитие профессионального творчества как показателя
профессиональной культуры. Для этого творчество следует принять как главную
цель в овладении профессиональными компетенциями, сосредоточив внимание на
определенной области. Профессиональная культура, будучи сложным явлением,
состоит из ряда компонентов, таких как профессиональное мышление, творчество,
компетентность, ответственность и мотивационное образование. Что касается
профессионального творчества, то многие исследователи и практики считают, что
это как высший уровень владения профессией, так и максимальная степень
реализации личности в рамках определенной деятельности.
В
проведенном исследовании, прежде всего, проводится анализ проблемы творчества.
Установлено, что проблема творчества и творческой деятельности является
предметом исследования в области различных наук. На сегодняшний день создана
теория творчества. В его рамках изучались понятийный аппарат проблемы,
механизмы творчества, условия и пути его развития и др.
Исследования
показали, что в педагогике проблема творчества переносится из теоретической
области в практическую. Педагогика решает задачу выявления творческого
потенциала человека, создания условий для его процветания, определения его
тормозных механизмов и способов их преодоления и т. д. В педагогической
профессии выделяется социальная позиция учителя, которая формируется из его
взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Именно этот аспект подготовки
будущих хореографов представлен недостаточно, поэтому наше исследование было
направлено на восполнение этого пробела.
Профессиональное
творчество обеспечивает развитие у хореографа компетенции в специальных
знаниях, связанных с хореографией как видом искусства и творческой
деятельности, а также в педагогических знаниях, позволяющих управлять
коллективом танцоров, формировать социальную позицию участников танца.
сообщество (взгляды, убеждения, ценностные ориентации).
Понимая
профессиональное творчество хореографа как целостное образование, необходимо
выделить в нем такие составляющие, как артистичность и педагогическое
творчество, что позволило по-новому подойти к процессу подготовки студентов,
сделав упор на изучение психолого-педагогических дисциплин.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Понятие и содержание
творческих способностей Смена образовательной
парадигмы, заключающаяся в переходе от познания к личностно-ориентированному,
появление новых образовательных стандартов наметила путь к радикальной
перестройке всего образовательного процесса. Ориентация на гармоничное
личностное развитие каждого и подготовка к стремительно меняющейся жизни в
условиях стремительного развития технологий, науки и других сфер жизни общества
ставит на первое место проблему развития творческих способностей детей. Вопрос
развития способностей остается одним из важнейших в педагогических и
психологических науках. Чтобы определить сущность творческих способностей,
сначала обратимся к рассмотрению необходимых для этого основных понятий. В
научной литературе существуют различные подходы к определению творчества.
В Новой философской
энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом:
«Творчество — это иерархически структурированное единство присущих человеку
способностей, определяющих уровень и качество мыслительных процессов,
направленных на адаптацию к изменяющимся условиям. неизвестные условия в
сенсомоторной, зрительной, оперативно-деятельностной и логико-теоретической
формах. Творчество — это также определенный аспект развития личности, связанный
с переходом на высокий интеллектуальный уровень» [19,с.25-59].
В Психологическом словаре
творчество как «практическая или теоретическвя деятельность человека, в которой
возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные
продукты)» [29,с.66].
В педагогической
энциклопедии творчество — «высшая форма человеческой деятельности и
самостоятельной деятельности. Творчество оценивается по его социальной
значимости и оригинальности (новизне)» [23, с.84].