Журналистика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Специфика идеологического обоснования в СМИ сталинских репрессий (на примере 1937-1940-х гг.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТОТАЛИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 5
1.1. Манипуляция как феномен социальной (массовой) коммуникации 5
1.2. Особенности работы с массовым сознанием в условиях тоталитарных политических систем 11
1.3. Основные каналы и инструменты манипулятивного воздействия в условиях сталинизма 16
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ 2-Й ПОЛОВИНЫ 1930-Х ГОДОВ 21
2.1. Идейное обеспечение репрессий 21
2.2. Каналы и ресурсы манипуляций массовым сознанием в процессе организации репрессий 24
2.3. Контентные стратегии идеологического обеспечения массовых репрессий второй половины 1930-х годов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Политические репрессии 1937-1940 гг. стали одним и самых трагических эпизодов истории России. Миллионы людей были гонимы, отправлены в Сибирь, подверглись насилию и давлению со стороны правительства. Период 1937-1938 гг. был назван эпохой «Большого террора», который характеризовался наиболее массовыми и жестокими репрессиями.
В основном историки сходятся во мнении, что главную роль в развитии террора сыграл именно Иосиф Сталин. Об этом говорил еще Н.С.Хрущев в ходе закрытого заседания XX съезда КПСС в феврале 1956 года. Генеральный секретарь выступал с докладом «О культе личности и ее последствиях», рассказывавшем об убийствах невинных людей и депортации 30-40-х гг. Хрущев видел истоки репрессий в культе личности Сталина.
Журналистика эпохи репрессий стала неподвижным рупором сталинских воззрений, а также инструментом обоснования жестокой идеологии. Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы не только изучить негативное влияние репрессий на общественно-политический курс нашей страны, но и понять, как правительству удавалось сохранять культ личности Сталина с помощью средств массовой информации, формируя общественное мнение и обосновывая современную идеологию при видимых политических беспорядках. Так как журналистика была и остается источником ценностных ориентаций нации, необходимо проследить, как манипулятивные аспекты СМИ работали ранее, и что стало базой для формирования современной, скрытой пропаганды.
Цель данной работы заключается в выявлении роли средств массовой информации в подкреплении идеологии сталинских репрессий на основании материалов ведущих газет того времени («Правда», «Известия»), а также в понимании инструментов манипуляций массовым сознанием той поры.
Эти цели будут достигнуты путем решения таких задач исследования, как:
• Выявление особенностей манипуляции как феномена массовой коммуникации;
• Понимание и обоснование каналов и инструментов массовых манипуляций в эпоху тоталитаризма и сталинизма;
• Непосредственный анализ контентных стратегий в идеологическом обеспечении массовых репрессий (на основе сохранившихся номеров газет «Правда», «Известия», а также литературных источников).
Если же говорить о степени научной изученности темы, то следует отметить, что конкретных и полных исследований насчет функционирования СМИ в эпоху сталинских репрессий практически нет. Поэтому для написания данной работы необходимо привлечение множества источников об истории сталинского периода, советской журналистике 30-х годов, а также трудов о концепте тоталитаризма.
Объектом исследования послужили материалы эпохи репрессий газетной периодики СССР (1937-1940-х гг.). Предметом же исследования выступают каналы и методы идеологического обоснования сталинского террора в СМИ.
Методы исследования сводятся к детальному изучению материалов газет, литературных источников по смежным темам, на основе которых будут выведены фактические материалы для данной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Советская журналистика тридцатых годов была верным сподвижником интересов власти. С ее помощью обосновывались и транслировались основные идеологические директивы, которые вводились административно-командной сталинской системой. Советские СМИ того периода стали инструментом политического давления, с их помощью производилась травля инакомыслящих, реализовывалась и обострялась идеология классовой борьбы. Во многом именно посредством деятельности советской прессы был сформирован культ личности Иосифа Сталина, исключивший любую возможность присутствия альтернативной точки зрения в советском дискурсе. С ее помощью осуществлялось административно-командное давление на тех, кто по тем или иным причинам попадал в разряд неблагонадежных для режима лиц, не выполнял или не выполнял должным образом ряд директив и предписаний, которыми регламентировалась деятельность печати в то время.
Эпоха «Большого террора» привела к усилению пропагандистских тенденций в средствах массовой информации. Естественно, элементы пропаганды присутствовали в советской прессе и до начала репрессий, однако именно в то время их концентрация увеличилась до невиданных доселе масштабов. Массированное идеологическое наступление началось во время проведения так называемых «показательных процессов» в Москве, свидетельством чему служат многочисленные заметки и статьи. Несмотря на то, что советские журналисты стремились параллельно освещать повседневную жизнь страны, это не помогло скрыть увеличение удельного веса материалов, посвященных разоблачению «врагов народа».
Авторитетная информация о прохождении процессов над «врагами народа» давалась корреспондентами столичной прессы – «Известий» и «Правды». В каждой из этих газет велась серия репортажей о событиях в Москве. Однако в данном контексте представители СМИ опирались не только на официальную информацию. Резонно рассудив, что еще большее доверие у народа вызовет «голос» его представителей, они наполнили газетные полосы многочисленными «письмами в поддержку» судебного процесса и вынесенных приговоров, где авторами обращений выступали рабочие, колхозники из советской глубинки, которые горячо одобряли действия властей СССР и призывали к более радикальному обхождению с «врагами народа».
Многочисленные публикации в прессе были направлены на создание атмосферы, связанной со страхом, агрессивностью и подозрительностью. Таким образом, СМИ СССР периода «Большого террора» насаждали идеологическое влияние, нетерпимость, ненависть к «врагам народа», оправдывали государственное беззаконие и произвол. И, следует признать, данная политика оказала определенное влияние на общество, погруженное в атмосферу страха – об этом свидетельствуют десятилетия замалчивания фактов репрессий и попытка их оправдания даже в наше время.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТОТАЛИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

1.1. Манипуляция как феномен социальной (массовой) коммуникации
ХХ век характеризуется возникновением ряда новых тенденций, которые в той или иной степени могут быть вызваны формированием нового типа цивилизации, получившей название информационной, где информационные потоки стали основной координатой. Информационное пространство стало настолько значимым для решения социальных или политических задач, что образовался новый феномен воздействия, которое производится через СМИ .
В наши дни средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Так, А. Моль отмечает, что СМИ фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуя, таким образом, всю сферу культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, сегодня почти не влияет на развитие общества . В результате современный человек практически не может уклониться от воздействия СМИ.
В связи с этим существенно меняется роль прессы. Теперь ее целью является не столько распространение идей, сколько распространение «стимулов», которые вызывают определенные реакции . Это становится возможным за счет того, что все информационные процессы осуществляются и функционируют благодаря системе механизмов общественной и индивидуальной памяти, с помощью которых циркулируют потоки социальной информации, несущие также информацию манипулятивного характера .
Механизмы современной общественной памяти и существующая информационная среда (разветвленная система СМИ) создают оптимальные условия для манипулирования массовым сознанием .
Материальную основу общественной памяти представляют такие механизмы, как звуковая членораздельная речь, нейрофизиологические механизмы знаковой и понятийной памяти индивидов. Идеальную сторону общественной памяти составляет язык, его смысловые выражения, которые воспроизводят общественную специфику в самосознании и передаются следующим поколениям .
Учитывая суггестивное влияние слова , язык становится лучшим средством манипулирования сознанием, чем активно пользуются заинтересованные лица. Так, никто особо не скрывает, что СМИ служат интересам господствующей олигархии и на объективность не претендуют . Г. Льюс в своем обращении к сотрудникам журнала «Time» заявил: «Мнимая журналистская объективность, то есть утверждение, что автор подает факты без всякой ценностной оценки, является современной выдумкой, не более, чем обманом. Я это отвергаю и осуждаю. Мы говорим: «К черту объективность» .
Подобный подход означает, что такой дискурс, как использование языка в социальном контексте , начинает приобретать особые черты. В процессе дискурсивной деятельности коммуниканты добывают из памяти и обрабатывают информацию, не только предложенную контекстом, но и ту, что сохраняется на более глубоких уровнях памяти и содержится в пласте социокультурных знаний . Это свидетельствует о ситуативной обусловленности языка, связанной с привлечением широкого социокультурного контекста и конвенциональных фоновых знаний . То есть, внешне нейтральное сообщение может содержать в себе ряд скрытых идей, которые будут понятны на подсознательном уровне самим носителям языка.
Итак, на данном этапе развития цивилизации СМИ играют важную роль в формировании взглядов и убеждений граждан, то есть в манипулировании общественным сознанием. Рассмотрим более подробно понятие манипулирования сознанием и механизмы осуществления манипулятивного воздействия СМИ.
Манипулирование сознанием – это соответствующее влияние на психику, эмоции и сознание личности с целью изменения и управления ее ценностными ориентациями, формирование искусственных потребностей, мотивов, эмоционального настроя для изменения поведения этой же личности в интересах инициатора манипулятивного воздействия .
По определению С. Г. Кара-Мурзы, манипулирование сознанием является воздействием на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении .
O. В. Филатов предлагает под манипулированием понимать такое психологическое воздействие на человека, которое не всегда им осознается и которое призвано производить реакции (мысли, чувства, поступки), являющиеся желанными для манипулятора (или его заказчика), и не совпадать с объективными интересами человека, которым манипулируют, или непосредственно им противоречить .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы