Курсовая теория на тему Специфика хронотопа в творчестве современных югорских поэтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Проблема
научного изучения хронотоп как категории лингвопоэтики. 4
2. Югорская
литература: история и перспективы развития. 9
3.
Особенности пространственного измерения стихов югорских поэтов. 17
Заключение. 22
Список
литературы.. 23
Введение:
Актуальность
темы. Проблема изучения художественного хронотопа не теряет
дискурсивной актуальности в современном языкознании в результате динамического
обновления научных парадигм, в рамках которых по-разному трактуют один и тот же
исследовательский объект.
Со второй половины ХХ в.
в формате научных интересов важное место занимает анализ временно-пространственных
координат художественного произведения; исследования авторской рефлексии,
действий и мыслей персонажей в измерениях времени и пространства, которые способствуют
более глубокому пониманию художественной природы литературного произведения.
Поэтому исследования
художественной природы хронотопа, выявление его признаков и способов
вербального воспроизведения в тексте, а также определения тексто-сочинительных
функций и образных нагрузок пространства-времени в литературном произведении
находятся в актуальных плоскостях теории словесности.
Разноуровневому анализу
художественного времени и пространства посвящены работы М. Бахтина, Ю. Лотмана,
В. Гречнева, Т. Солдатенко, Н. Фортунатова, Т. Мотылева, А. Белого. В этих
исследованиях организующая функция времени и пространства рассматривается как
основная для прозаического вида литературы.
Степень
изученности темы. В исследованиях хронотопа поэтического
произведения (работы Ю. Лотмана, А. Лосева, Б. Егорова, А. Грызунова, В.
Мовчанюк) основное внимание сосредоточено на философских позициях поэтов и их
воплощении во временно-пространственной организации произведения или на
ритмических особенностях поэзии. В современной научной литературе активно
изучается и языковое выражение художественного пространства в пределах
определенного эстетического периода (И. Богданова, Л. Лисиченко, А. Маленко, Т.
Скорбач и др.), в творчестве одного художника (Н. Арутюнова, А. Гик, М.
Дудорова, М. Михеев, Л. Панова, Ю. Тильман и др.), в отдельном произведении (М.
Гаврилова, Ю. Коваленко, С. Кононова и др.).
Объект
исследования – хронотоп.
Предмет
исследования – хронотоп в творчестве современных
югорских поэтов.
Цель
курсовой работы – изучить специфику хронотопа в
творчестве современных югорских поэтов.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему научного
изучения хронотопа, как категории лингвопоэтики.
2. Изучить югорскую
литературу: историю и перспективы развития.
3. Исследовать особенности
пространственного измерения стихов югорских поэтов.
Заключение:
Таким образом,
художественный хронотоп представляет собой взаимосвязь временных и
пространственных координат литературного текста. Художественное время
литературного произведения функционирует в двух ипостасях: время событий и
персонажей художественного произведения и время действительности реципиента
этого произведения. Представление о времени в мировой литературе и культуре
менялись в процессе исторического развития общества. Это привело к появлению
таких разновидностей художественного времени, как циклическое, мифологическое,
казуальное, эсхатологическое, спиральное, мифопоэтическое и др.
Художественное пространство
литературного произведения реализуется в своей взаимосвязи со временем и имеет
такие характеристики, как открытость, замкнутость, просторность, доступность /
недоступность обзору, емкость, сенсорное восприятие.
В зависимости от этих
характеристик, пространство может быть открытым, закрытым, внешним и
внутренним, «своим» и «чужим», прямым и кривым, большим и малым, локальным и
глобальным, близким и далеким. Пространство художественного произведения имеет
субъективную природу и реализуется в сознании автора, персонажей и читателя
литературного текста. Художественный хронотоп охватывает все звенья
литературного произведения: влияет на родово-жанровую специфику текста,
воплощение эстетических основ литературного направления, композиционную структуру,
освещение художественного образа в произведении. По своим функциям в
литературном произведении он делится на сюжетный, фабульный, топографический,
авторский, социально-исторический, бытовой, фантастический, мифологический,
психологический, метафизический хронотопы. Художественное пространство
произведения неразрывно связано с внутренним миром писателя, его ощущениями,
впечатлениями, рефлексиями.
Фрагмент текста работы:
1. Проблема научного изучения хронотоп как категории
лингвопоэтики
Художественное
пространство, как и художественное время, исторически переменное, подчинено
общим законам диалектики, что связано с изменением философских и физических
концепций пространства-времени. В XX в. относительно устойчивая предметно-пространственная
концепция меняется неустойчивой, основанной в большей степени на восприятии
объектов и явлений действительности, а не их реалистическом воспроизведении
(например, импрессионистическая текучесть пространства и времени, как
подвижных, динамических категорий). Писатели часто обращаются к техникам
художественной деформации пространства, его видоизменения в зависимости от
собственных эстетических намерений или тенденций эпохи, что отражается на
особом характере языковых ресурсов и способов их контекстной организации.
Художественная репрезентация пространства в тексте определяется также
мировоззренческими доминантами литературной эпохи, эстетической программой, к
которой принадлежит автор.
В художественном тексте
такая локализация соотносится с типами художественного пространства. Бахтин для
характеристики типологии пространства в прозаических произведениях выделяет
несколько типов, в том числе идиллический, признаками которого ученый считает
органическую прикрепленность, сращивание жизни и ее событий с местом — по
стране, всеми ее уголками, родными горами, полями, рекой, лесом, родным домом
[1].
Различают широкое и узкое
понимание пространства, что «связано с разрешением внешней точки зрения на
текст, как на определенную пространственную организацию, которая воспринимается
читателем, и внутренней точкой зрения, что рассматривает пространственные характеристики
самого текста, как относительно замкнутого внутреннего мира, является
самодостаточным». Анализируя художественный текст, надо учитывать оба аспекта
пространства: первый — это «пространственная архитектоника» текста, второй —
«художественное пространство». Метаязык представленной разведки предусматривает
актуализацию именно художественного пространства произведения.
Писатель в своем тексте
представляет реальные пространственно-временные связи, создавая новое —
концептуальное пространство, которое становится формой выполнения авторской
идеи. М. Бахтин писал, что художнику присуще «умение видеть время, читать время
в пространственном всем мире и воспринимать наполнения пространства не как
неподвижный фон, а как возникающее целое, как событие» [1].
Художественное
пространство — одна из форм эстетической действительности, что создает автор,
это диалектическое единство противоречий: основанное на объективной связи
пространственных характеристик (реальных или возможных), она субъективная,
бесконечная и в то же время конечная.
История исследования
художественного пространства и времени начинается с «Поэтики» Аристотеля (1837)
— первой научной попытки осмыслить природу и законы эстетического
воспроизведения действительности. Однако, собственно, к «Лаокоону» Г.Лессинга и
«Критических лесов …» И.Гердера решение вопроса о художественном времени и
пространстве литературного произведения сводилось к тезису Аристотеля о
единстве этих двух категорий в совершенном литературном произведении,
расширенном позже Н. Буало в триединстве времени, пространства и действия. Эта
концепция полностью соответствовала требованиям классицизма — раскрывать идею с
помощью устойчивого набора выдающихся исторических (или мифологических) эпох,
событий и лиц (чьи поступки и их временно-пространственные координаты не
менялись). Г. Лессинг изменил акценты в этой проблематике, обратив внимание,
во-первых, на способ существования литературного произведения во времени и
пространстве реального мира, во-вторых, особенности внутреннего времени, пространства
и движения произведения в связи с его содержанием.
«Эстетика» Гегеля
принесла новое понимание времени и пространства именно драматического действа.
Критически относясь к законам классицизма, философ доказывает, что единство
времени и места действия в драме абстрактное и направлено исключительно
стремлением облегчить восприятие при сценическом воплощении, а так как
«внутренняя полнота требует внешней широты», потому драматургия имеет равные с
другими видами и родами литературы права на разнообразное временно-пространственное
воплощение фантазии автора [2: 545].
Новыми аспектами изучения
литературного пространства-времени отмечается филология конца ХIХ — начала ХХ
в. В частности, глубже изучается художественное время и пространство
произведений различных жанров.
Бахтин вводит понятие
«хронотоп» для обозначения такого единства художественного пространства и
художественного времени, которое больше их простого сложения и может
сопоставляться с временно-пространственным континуумом реального мира, собственно
хронотоп — существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений,
художественно освоенных в литературе. Рассматривая хронотоп романа, ученый
утверждает: «Жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом,
причем в литературе ведущим в хронотопе является время» [11, с.235]. Далее
ученый определяет своеобразие художественного времени и пространства: «Время
здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым, пространство
интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы
времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем»
[11, с.235].
О связи человека и
пространства М.Бахтин пишет в статье «Автор и герой в эстетической
деятельности», где особое внимание уделяет пространственным связям героя:
«особым и важным моментом во внешней пластически-живописном видении человека
является переживание внешних границ, которые его окутывают. Этот момент
неотъемлемо связан с внешностью и только абстрактно отделен от нее, он выражает
отношения внешнего, видимого человека к окружающему миру …». Опираясь на
категории Я и другой, М. Бахтин исследует разнообразные средства передачи
информации (о себе, окружающей среде, других людях, их поступках) в
произведении. Рассматривая пространственное целое героя и его мира в словесном
художественном творчестве, ученый говорит о двойном сообщении «мира с
человеком: изнутри его — как его кругозор, и извне — как его окружение» [1].
Мир, окружающий героя,
предметно полон и противопоставлен ему: «противопоставление предмета,
пространственное и временное, — такой принцип кругозора; предметы не окружают
меня, мое внешнее тело, в своем наличии и в ценностной данности, но
противостоят мне как предметы моей жизненной познавательно-эстетической направленности
в открытом, еще рискованном событии бытия, единства, смысла и ценности которого
данные, а заданные» [14]. Таким образом, М. Бахтин утверждает связь предметов и
внешности героя с его внешними и внутренними пределами (границами тела,
границами души).
Ю. Лотман, наоборот,
предпочтение отдает пространству
— «совокупности однородных объектов, между которыми имеются отношения, подобные
обычным пространственным» [6, с.266] — как главному средству осмысления
действительности. При этом художественному
пространству
предоставляется роль основы для построения «картины мира» — целостной модели,
присущей данному
типу культуры. Ю.
Лотман рассматривает пространство в тексте как семиотическое, образованное знаками различной природы, «структура
пространства текста становится моделью структуры Вселенной, а внутренняя
синтагматика элементов текста — языком пространственного моделирования» [6].
Ю. Лотман определяет
художественное время литературного произведения как временной ряд в различных
аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях
художественной литературы как явления искусства и отличает такие звенья
взаимосвязи времени и художественного произведения: реальное время создания, существования
художественного произведения как материального объекта и время его восприятия
читателем [6, с.133].
По мнению Д. Лихачева,
время автора меняется в зависимости от того, принимает автор участие в событиях
художественного произведения или нет. Время автора может протекать одновременно
с событиями литературного текста, опережать их или отставать от них. Так же
автор может быть в одном и том же пространстве с героями художественного
произведения, находиться где-то неподалеку (например, в другом городе или на
другой улице) или, вообще, находиться в другой пространственной плоскости.
Определяя специфику
художественного времени произведений фольклора, Д. Лихачев указывает на
взаимосвязь между изображением этого времени и его исполнением: «особенности
времени в фольклорном произведении связаны с тем, что выполнение его является
не только рассказ о событиях, но и изображение этих событий» [5, с.328], что
вносит определенный элемент игры с текстом и представляет собой особенность
поэтики устного народного творчества.
По мнению М. Эя,
«категории бытия, времени и пространства вошли в любое литературное
произведение раньше, чем художник или исследователь стали задумываться над
ними. Эти три параметра обязательны в искусстве, но и обязательно отличаются от
реальной действительности» [3, с.254]. Цель исследования названных категорий М.
Эй видит в изучении их изобразительных возможностей. Ученый исследует
мифопоэтическое пространство, противопоставляет пространственное научному.
Мифопоэтическому
пространству свойственны неотделимость от времени; неразрывность с вещественным
наполнением; обособленность от того, что не является пространством; свойство
разворачиваться по, так называемому центру; возможность членения пространства.
Исследователь характеризует пространство как категорию предельного обобщения, в
которой объединяются реальность, человек, текст и слово [3]. Все эти категории
объединяет понятие мифа. Дуализм средневековых представлений резко разделял мир
на полярные пары.
Отсюда по А. Гуревичу,
разделение на противоположные вертикальные оси: небесное противостоит земному,
Бог — дьяволу; понятие верхушки имеет оттенок добра, благородства, чистоты,
понятие низа — зла, грубости, нечистоты [4, с.5-138].
Пространственные
представления средневековой литературы связаны с религиозно-моральными. Поэтому
и путь человека уподоблялся духовным поискам, дорожному душевному самосовершенствованию. Художественная
вертикаль в большинстве случаев имеет трёхчленную структуру: небо — земля —
подземелье, рай — мир людей — ад. Художественная вертикаль, как правило,
аксиологическая направленность.
С ней связано изображения
таких противоположностей, как жизнь и смерть, добро и зло, честь и стыд и тому
подобное. По утверждению В. Тодорова, именно вертикальная ось пространства
наиболее четко изображает иерархическую структуру объектов: «покойники, души
предков, демоны, злые божества, хтонические животные — снизу; люди, животные —
посередине; птицы, ангелы, высшие божества — сверху» [8, с.257].