Методика обучения истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Специфика формирования метапредметных связей на уроках истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА1.
Теоретические аспекты изучения специфики формирования метапредметных связей на
уроках истории. 6

1.1 Понятие и сущность методики обучения истории. 6

1.2
Влияние идей великих историков и методистов на методы преподавания истории  8

1.3 Анализ
литературы понятия метапредметных связей на уроках истории. 17

1.4 Метапредметный подход в
преподавании истории. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ.. 35

  

Введение:

 

Актуальность
темы. В современном обществе возрастает роль субъективности, внутреннего мира
человека как основного источника социокультурного развития. Это приводит к
изменению методологии исторического образования. Человек рассматривается как
главный приоритет и самооценка, повышается внимание к смыслу происходящего и
того, что делает человек, к социальным и гуманитарным знаниям. В связи с этим
актуальна проблема реализации принципа интеграции в процессе формирования
метапредметных умений учащихся в историческом образовании.

В процессе обучения необходимо
активизировать познавательную активность студентов, направлять и организовывать
интеллектуальные поиски. это сделает исторические знания учащихся результатом
их собственных интеллектуальных усилий. Важнейшей целью современного
исторического образования является самостоятельное целеполагание учащихся,
разработка средств и способов их достижения, независимый контроль и оценка
результатов обучения, то есть формирование ключевого метапредметного умения —
умения учить.

Современные государственные
образовательные стандарты определяют такие задачи исторического образования,
как формирование социальной, гражданской, культурной, этнонациональной
самоидентификации молодежи; изучение этапов развития человеческого общества в
социальной, экономической, политической, духовно-нравственной сферах с особым
вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание
школьников в духе патриотизма, уважения к своей Родине и демократических
ценностей; формирование умения студентов критически анализировать информацию из
различных исторических источников на основе принципа историзма; применение
исторических знаний для выявления сущности современных социальных явлений.

Под метапредметными результатами обучения
исследователи понимают способы деятельности, осваиваемые учащимися на основе
нескольких предметов, междисциплинарных концепций и универсальных учебных
действий [5]. К метапредметным результатам школьного исторического образования
относятся: умение сознательно организовывать и регулировать собственную
деятельность; умение работать с различной информацией, в том числе на
электронных носителях; решать познавательные задачи, представлять результаты
своей деятельности в различных формах (отчет, мини-эссе, презентация, реферат и
т. д.); сотрудничать в обучении и внеклассной деятельности в рамках различных
социальных групп.

Результаты метапредметного
изучения истории включают универсальные учебные мероприятия. Последние могут
быть определены как обобщенные действия, которые обеспечивают широкую
ориентацию учащихся в различных предметных областях знаний и мотивацию к
обучению. В научной литературе существуют различные трактовки этого понятия. В
широком смысле УУД определяется как способность студентов к самосовершенствованию
и саморазвитию, основанная на сознательном и активном освоении новой
образовательной информации и социального опыта. В узком смысле УУД трактуется
как способность самостоятельно усваивать новые знания и навыки, система
действий ученика, обеспечивающая его социальную компетентность, культурную идентичность
и толерантность [4].

Формирование УУД играет важную
роль в историческом образовании, потому что они выполняют важные функции: они
позволяют студентам самостоятельно ставить образовательные цели, находить и
реализовывать пути и методы их достижения, контролировать и оценивать оба
процесс и результаты деятельности; формирование способности к обучению,
создание условий для развития личности и ее самореализации за счет готовности к
непрерывному образованию, к повышению социальной и профессиональной
мобильности; обеспечивают эффективное усвоение знаний в различных областях
знаний.

Степень
изученности проблемы. Проблемы развития исторической пропедевтики и
соответствующей методики обучения были предметом проведения исследования многих
ученых. Прежде всего это касается трудов методистов-историков В.В. Краевского,
А.В. Хуторского, К. Баханова, В. Бернадского, А. Булди, М. Васильевой, Н.
Ворожейкиной, Г. Герасимовой, Л. Геллерштейна, Т. Голубевой, Е. Звягинцева, П.
Козика, Я. Кулжинский, В. Мисана, А. Пометун, И. Сукневич, В. Уланова, Г.
Фреймана и других, которые дают нам возможность ознакомиться с особенностями
методики преподавания пропедевтической курсов на том или ином этапе развития
школы.

Объектом
исследования является методы обучения
истории.

Предмет
работы – Специфика формирования метапредметных связей на уроках истории.

Целью работы является
изучение специфики формирования метапредметных связей на уроках истории. Нами были
обозначены следующие задачи:

— рассмотреть историю вопроса,
т.е. кем и когда был разработан и внедрен данный метод;

-добраться до сути анализируемого
метода;

— обозначить принципы данного
метода; — проанализировать формы деятельности на уроках истории с
применением метапредметных связей.

Теоретическая (методологическая)
основа исследования:
историко-сравнительный и историко-типологический методы.

Источниковую
базу курсовой
работы составляют разнообразные документы и источники.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка
используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из
вышеизложенного, процесс формирования УУД в историческом образовании должен
осуществляться на основе следующих принципов:

1. Формирование УУД
должно стать ключевым элементом целеполагания на всех этапах исторического
образования и, следовательно, влиять на выбор его содержания и организации.

2. Процесс формирования
УУД должен осуществляться в контексте формирования предметных (специальных)
умений студентов.

3. Поскольку формирование
УУД происходит в контексте всех учебных предметов, то в рамках этого процесса
необходимо опираться на междисциплинарные связи.

4. Уровень
сформированности УУД во многом определяет эффективность учебного процесса. В
частности, эффективность формирования компетенций, формируемых на следующем
этапе обучения, в вузе [1], зависит от уровня сформированности УУД у студента
[1].

В рамках одного предмета
приобретенные знания и опыт интегрируются в процессе их формирования.
Реализация принципа интеграции в процессе формирования УУД предполагает опору
на линии содержания курсов истории — историческое время, историческое
пространство, историческое движение.

Конечно, сквозная линия
исторического образования — это личность в истории. В содержание исторических
курсов интегрируются такие компоненты, как условия жизни и быта в разные
исторические периоды, потребности, интересы, мотивы действий, картина мира и
система ценностей.

Содержание исторических
курсов основано на культурных текстах. Последние представляют собой
произведения литературы, архитектуры, живописи, музыки, в которых
сконцентрирован творческий потенциал изучаемой исторической эпохи или
цивилизации. Они являются одним из объективных факторов реализации принципа
интеграции в историческом образовании и формирования метапредметных умений
учащихся.

Культурные тексты
моделируют свою семантическую реальность и аксиологический контекст так же, как
гуманитарный стиль мышления конструирует особый мир ценностей и семантических
реальностей. это означает, что эти тексты нельзя рассматривать только как
информацию или систему аргументов для опровержения другой позиции. Сущность
культурного текста больше всего раскрывается в том, насколько автору удается
конструировать реальность своего мира ценностно-смысловых отношений. Однако
автор не полностью свободен в своей работе, поскольку он зависит от
возможностей, которые предоставляет ему его собственная история.

Грамотное изучение
культурных текстов всегда предполагает анализ историко-культурного контекста и
всего аксиологического пространства, в которое они включены. Изучение текста
культуры — это ее понимание. такой текст имеет смысл только тогда, когда он
«живет» в сознании. Функциональная структура культурного текста соответствует
функциональной структуре человеческой деятельности. Рассматриваемые тексты
являются одновременно инструментом познания и инструментом
практически-духовного преобразования объективного мира, средством коммуникации
и способом ценностной ориентации.

Поэтому формирование
метапредметных навыков в историческом образовании напрямую связано с анализом
культурных текстов, что требует опоры на принцип интеграции. Интеграция
обостряет следующие противоречия в системе предметного обучения. Во-первых,
между изолированным отражением форм общественного сознания в содержании
различных учебных предметов и задачей формирования целостного индивидуального
сознания личности студента. Этим объясняется мировоззренческий аспект
реализации принципа интеграции в процессе формирования метапредметных умений на
всех этапах исторического образования. Во-вторых, между усвоением студентами
знаний, выделенных по отдельным предметам, и необходимостью их комплексного
применения в практической деятельности человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА1. Теоретические аспекты изучения специфики
формирования метапредметных связей на уроках истории

1.1 Понятие и сущность методики
обучения истории Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «methodike», что
означает «путь исследования», «способ познания». Метод — способ достижения
цели, решения конкретной задачи, система правил и приемов подхода к изучению
явлений и закономерностей природы, общества и мышления. В педагогике под
методом понимают способ практического и теоретического освоения
действительности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта.
Известный российский историк и историограф XIX века.

В. Ключевский отмечал: «Методом… называем совокупность приемов
изучения известной отрасли человеческого познания. Эти приемы различаются по
характеру задач, которые выдвигаются перед изучением любой сферы, а задачи
всегда определяются предметом изучения… Метод является совокупностью приемов
для раскрытия любой истины; …метод решает вопрос, не зная в чем оно есть;
…метод ищет результаты; …метод дает способ занимать предмет из всех сторон;
…метод имеет дело с умом; …метод — необходимое вооружение научного
исследования; …Ничего нельзя изучать, не зная, как учить…» [5, с.122].

Совокупность методов, направленных на достижение определенной цели,
является методикой. Как определяет толковый словарь, с учебной точки зрения,
методика — это учение о методах преподавания определенной науки, предмета. По
определению «Российского педагогического словаря», методика — это отрасль
педагогической науки, которая исследует закономерности изучения определенного
учебного предмета.

Эффективность и качество обучения истории зависит от того, насколько
учитель владеет методами обучения и применяет их на практике. Известный
методист-историк начала XX века. С. Сингалевич, говоря о слабых учителях,
объяснял их появление не тем, что они не знают свой предмет, а главным образом
тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как
недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала
учащимся и вообще не полностью овладели методикой предмета.

Содержание методики и значение самого термина не всегда были
одинаковыми, они менялись с развитием самой методики, с формированием ее
научных основ.

Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с введением
преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания,
об отборе исторического материала, которому учили учеников, и приемы его
раскрытия. Методика истории как наука прошла сложный путь развития. Был
разработан богатый арсенал форм, методов, приемов и средств работы учителя,
созданы целые методические системы, что соединяли отдельные приемы с общей
педагогической идеей [2, с.67].

Современный период истории поставил перед учеными, методистами,
учителями-практиками перед необходимостью переосмысления основных положений
методической науки. Расхождение между целями и результатам обучения стала
очевидной. Возникла насущная потребность реформирования всей системы
образования, в частности исторического. Основной вопрос, стоящий перед учеными
и учителями: чему и как учить ребенка?

Как определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем
исторических знаний? Как повысить реальный уровень учебных достижений детей,
развить их ключевые и предметные компетентности и способность к самореализации
как в процессе обучения, так и в жизни?

Стало очевидным, что сегодня совершенствовать содержание образования
невозможно, без изучения и ориентации его на развитие и нужды ребенка.
Качественные изменения в процессе познания истории и познавательной
деятельности учащихся на уроках должны опираться на внутренние закономерности
истории как школьного учебного предмета. Развитие методической науки в России
призвано обеспечить совершенствование процесса обучения, его содержания,
организации и подготовки учителей к преподаванию предмета именно в этом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы