Физкультура Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Специфика адаптивной физической культуры и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятий в плавательном бассейне

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Общая
характеристика адаптивной физической культуры и спорта. 5

1.1. Адаптивная
физическая культура и спорт: понятие, сущность, цели, функции, принципы.. 5

1.2. Адаптивная
физическая культура и спорт как средство физической реабилитации и социальной
адаптации. 10

Глава 2. Организация
адаптивной физической культуры и спорта в плавательном бассейне. 14

2.1. Влияние воды
плавательных бассейнов на посетителей. 14

2.2. Организация занятий,
материально-техническое обеспечение и оборудование  16

2.3. Методические
особенности организации и проведения занятий адаптивной физической культурой и
спортом в плавательном бассейне. 20

Заключение. 25

Список литературы. 27

  

Введение:

 

Проблема адаптации и компенсации нарушенных функций через
индивидуальный подбор адекватных средств двигательной активности для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья различных категорий с учетом потенциальных
возможностей, возраста, пола, состояния здоровья, раскрывает один из
теоретических и практических подходов к методологии адаптивной физической
культуры.

Важно признать, что проблемы физической реабилитации и социальной
интеграции инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта
решаются медленно. Имеющийся в стране научный и кадровый потенциал и ее
физкультурно-спортивные традиции используются в этих целях явно недостаточно.
Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов
являются практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений, недостаток специального спортивного инвентаря,
неразвитость сети физкультурно-оздоровительных клубов, отделений для инвалидов
во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности. Отмечается нехватка профессиональных кадров [7].

Стоит отметить, что адаптивная физическая культура и адаптивный
спорт становятся сегодня одним из важнейших условий всесторонней физической,
социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни,
фактором оздоровления и профилактики инвалидизации населения.

По мнению многих специалистов, адаптивная физическая культура
и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для
здоровых людей. Серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей
степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию
движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. При этом развивается
комплекс неполноценности, сопровождающийся тревогой, утратой чувства достоинства
и уверенности в себе. У данной категории людей возникает замкнутость, ощущение
потерянности, ненужности.

Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях
восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы,
дают возможность вернуться к активной жизни.

Методика адаптивной физической культуры имеет
существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и
психической сферы человека с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти
базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических
особенностей людей разных нозологических групп, типичных и специфических
нарушений двигательной сферы, методических принципов, коррекционной
направленности педагогического процесса и определяют специфику подходов к
построению и содержанию методик адаптивной физической культуры. Занятия в
плавательном бассейне являются эффективным средством развития двигательной
сферы человека и характеризуются приобретением жизненно необходимого навыка –
умения плавать и связанных с ним теоретических знаний [14].

Цель – изучение специфики адаптивной физической культуры
и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятий в плавательном
бассейне.

Задачи:

— изучить понятие,
сущность, цели, функции, принципы адаптивной физической культуры и спорта;

— определить
особенности организации адаптивной физической культуры и спорта в плавательном
бассейне;

— рассмотреть методические особенности организации и проведения
занятий адаптивной физической культурой и спортом в плавательном бассейне.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время в большинстве зарубежных стран и у нас
в России в большей степени осознаются и признаются не только равенство людей
вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их
право на самоопределение, интеграцию в общество, в том числе, посредством
занятий адаптивной физической культурой и спортом.

Проблема инвалидности – это проблема мирового масштаба, существующая
во всех странах независимо от уровня их экономического развития.

Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран
мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и
интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и
террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением
двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния
здоровья человека.

Недостаточный уровень двигательной активности людей с ограниченными
возможностями не позволяет им реализовывать себя в обществе. Снижение
интеллекта, слуха, как последствие детского церебрального паралича, различные
нарушения функций опорно-двигательного аппарата, сопровождаются расстройством
не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что ограничивает
познавательную и коммуникативную деятельность людей с различными отклонениями и
нарушениями в состоянии здоровья.

Адаптивная физическая культура является областью общей физической
культуры. Ее основной целью является максимально возможное развитие
жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья,
за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и
имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных
характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в
качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Людям с временными или постоянными ограниченными
возможностями требуется особый подход к физическим нагрузкам. Обычные
тренировки практически всегда не для них, поскольку таковые требуют серьезных
энергозатрат и усилий. Оптимальное решение для инвалидов – бассейн. Вода
полезна практически для всех. Занятия входят в план реабилитации людей после
инсульта, травм и эндопротезирования суставов. Бассейн рекомендован даже детям
с синдромом Дауна, ДЦП, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата. Людям с особыми нуждами требуется специфический подход к тренировкам,
а вода является одним из лучших способов реабилитации и просто поддержания
здоровья.

Занятия физическими упражнениями в водной среде с инвалидами
и людьми с ограниченными возможностями используются как одна из форм
педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего
воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким
потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных
возможностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика адаптивной физической
культуры и спорта 1.1. Адаптивная физическая культура и спорт: понятие,
сущность, цели, функции, принципы

Адаптивная физическая культура (АФК) – это система мер
направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с
ограниченными возможностями.

Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем
спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно
воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие
социума.

Основные задачи адаптивной физической культуры:

· Подстроить организм к
нагрузкам.

· Улучшить физические
показатели у людей с ограниченными возможностями.

· Предоставить человеку
свободу выбора вида спорта и формы физической активности.

· Найти индивидуальный
подход к каждому человеку с ограниченными возможностями.

· Создавать спортивные
команды с учетом нозологических групп.

· Пропагандировать
среди людей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни: занятия
адаптивным спортом, правильное питание, режим отдыха и труда, гигиенические
процедуры [8].

Одной из основных форм АФК является – адаптивный спорт. Адаптивный
спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях:
паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из
них полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы (приспособлены
к ограниченным возможностям инвалидов), третьи – специфические, специально
созданные для них. Прежде всего выбор вида спорта зависит от степени и уровня
поражения, показаний и противопоказаний, с учетом спортивно-медицинской
классификации.

Адаптивное плавание – это физкультурно-спортивная водная
дисциплина, для которой разработаны специальные программы и нормативы,
учитывающие особенности и возможности лиц с ограниченными возможностями.

Плавание характеризуется сочетанным воздействием на
организм движений и пребывания в водной среде. При этом активизируется
гемодинамика, повышается обмен веществ, облегчаются движения атрофичными
мышцами. Плавание значительно снижает опорную нагрузку на позвоночник и нижние
конечности. Применяется с целью улучшения функции кардиореспираторной системы.
Это происходит, благодаря ритмичной работе мышц, при этом улучшается сердечная
деятельность, повышается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость
легких. В следствии высокого сопротивления воды и активного чередования
напряжения и расслабления разных групп мышц, плавание увеличивает их
выносливость и силу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы