Курсовая теория на тему Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие правового статуса и его виды 5
1.1. Понятие правового статуса 5
1.2. Виды правового статуса 9
2. Особенности административно-правового статуса граждан и специальные административно-правовые статусы граждан РФ 14
2.1. Административно-правовой статус граждан 14
2.2. Специальный административно-правовой статус гражданина 19
2.3. Особенности специальных административно-правовых статусов граждан РФ 21
Заключение 24
Список нормативно-правовых актов и литературы 26
Введение:
Актуальность данного исследования обусловлено тем фактом, что граждане РФ являются субъектами административно-правовых отношений, а детальное понимание этого вопроса обеспечивается за счет изучения их административно-правовых гарантий, свобод, прав и законных интересов.
При этом немаловажным является факт того, что административно-правовой статус граждан РФ является одним из ключевых элементов Конституции РФ, общего правового статуса и закреплено множеством законов и подзаконных актов.
Нормами Конституции РФ 1993 года закреплено основные и социально значимые для человека, общества и государства права и свободы, которые являются необходимыми условиями обеспечения его чести и достоинства, что свойственны человеческой личности, а также права на принятие участия в разрешении вопросов устройства общества в структуру которого входит данный индивид. Также Конституцией предусмотрено социальные и экономические условия, необходимые индивиду для удовлетворения его жизненно важных и духовных нужд. В связи с этим основные фундаментальные права предусмотрено Конституцией государства, но и важнейшими международно-правовыми актами, что представляет собой правовую базу производных прав, что не менее важны.
Рассматривая административно-правовой статус граждан, не стоит забывать о специальном административно-правовом статусе, являющемся обособленной совокупностью прав и обязанностей, что нехарактерны для большинства физических лиц, так как свойственны лишь для определенной категории граждан.
Объект исследования: общественные отношения, образующиеся в сфере участников специальных административно-правовых отношений.
Предмет исследования: нормативно-правовые акты, что регулируют специальный нормативно-правовой статус граждан РФ.
Цель исследования: изучение специальных административно-правовых статусов граждан РФ.
Задачи исследования:
— ознакомится с понятием правового статуса;
— рассмотреть виды правового статуса;
— ознакомится с основами административно-правового статуса граждан;
— рассмотреть понятие специального административно-правового статуса граждан;
— ознакомится с особенностями специальных административно-правовых статусов граждан РФ.
В качестве методологической базы использовались следующие методы: диалектический метод научного познания, формально-логичный, сравнительно-правовой, а также иные частные методы.
Вопрос специальных административно-правовых статусов граждан РФ довольно изучен, в связи с чем на эту тему было написано множество книг, статей, монографий и иных научных трудов, таких авторов как: Александров Н.Г., Алексеев С.С., Бахран Д.Н., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В., Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Качекьян С.Ф., Князев С.Д., Косоногова О.В., Матузов Н.И., Новоселов В.И., Патюлин В.А., Старилов Ю.Н., Щетинин В.В. и др.
Научная значимость исследования обоснована высоким уровнем интереса со стороны административистов к вопросу правового положения гражданина в сфере государственного управления.
Практическая значимость исследования обоснована возможность использования результатов исследования в дальнейшем изучении вопроса специальных административно-правовых статусов граждан РФ.
Работа состоит из: введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Итак, на основании всего вышесказанного можно отметить, что термин «правовой статус» имеет довольно широкое применение в правовой теории и нормативно-правовых актах и используется в отношении как физических, так и юридических лиц, структур государственной власти, субъектам Федерации и т.д.
Правовой статус – это комплекс прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, что устанавливает ее правовое положение в обществе. При этом содержание правового статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов: порядок его приобретения и утраты; права и обязанности; ответственность; правовые состояния; гарантии соблюдения прав и свобод. Именно данные элементы в комплексе позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах
Классификация правовых статусов довольно разнообразна и осуществляется согласно различным основаниям, а именно: объему прав, свобод и обязанностей; отрасли права, которой регулируется; характеру связи личности с государством.
При этом согласно объему прав, свобод и обязанностей различают международный, общий (конституционный), родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
В данном исследовании рассмотрено именно специальный административно-правовой статус. В свою очередь административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав, обязанностей и ответственности, реализуемых в сфере государственного управления, и регулируется административно-правовыми нормами.
В структуру административно-правового статуса входит: административная правоспособность – это способность являться субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера; административная дееспособность; комплекс прав и обязанностей; ответственность; гарантии реализации прав и обязанностей.
Специальный административно-правовой статус — это обособленный комплекс прав и обязанностей, что нехарактерен для большинства физических лиц.
Специальному административно-правовому статусу граждан свойственен ряд признаков, и он подразделяется на несколько видов.
Структура специального административно-правового статуса состоит из следующих элементов:
1. Причины для получения статуса;
2. Права и обязанности, являющиеся содержанием статуса:
3. Процедура продления специального статуса, его подтверждения или переоформления имеет срочный характер.
4. Условия прекращения статуса.
Именно, согласно структуре, специальный административно-правовой статус характеризуется.
Каждый гражданин, являясь субъектом общего административно-правового статуса, одновременно может выступать в качестве еще одного или нескольких специальных статусов.
Суть специальных административно-правовых статусов состоит в том, что, став субъектом определенного специального статуса, гражданин для себя приобретает дополнительные права, льготы и обязанности, или же на него налагаются дополнительные ограничения и меры ответственности.
К наиболее распространенным специальным административно-правовым статусам относятся: статус членов административных коллективов; статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом; статус субъектов административной опеки; статус субъектов разрешительной системы.
Таким образом, специальный административно-правовой статус не свойственен всем гражданам РФ, а лишь определенным их категориям и наделяет их определенными как преимущества, так и ограничениями.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие правового статуса и его виды
1.1. Понятие правового статуса
Термин «правовой статус» имеет довольно широкое применение в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он применяется относительно как физических, так и юридических лиц, органов государственной власти, субъектам Федерации и т.д.
Правовой статус представляет собой комплекс прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, что устанавливает ее правовое положение в обществе. Необходимо отметить, что несмотря на это нет единого понимания этого термина и его содержания. Многими учеными правовой статус отождествляется с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие, в свою очередь, придерживаются мнения о более широком его понятии. Так, Безуглов А.А., Лукашева Е.А., Солдатов С.А. придерживаются мнения, что конституционно-правовой статус человека и гражданина – это система прав, свобод и обязанностей личности, что закреплены Конституцией РФ. Также многие авторы в структуру понятия «правовой статус» относя такие понятия как гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическая ответственность и др.
При этом содержание правового статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов:
1. Порядок его приобретения и утраты.
Законодательством РФ возможность реализации правового статуса связывается с понятием правосубъектности, то есть возможностью и способностью за счет своих действий приобретать права и нести обязанности, а также являться субъектом юридической ответственности. В структуру понятия правосубъектности входит три элемента:
— дееспособность подразумевающая способность своими действиями реализовывать права и нести обязанности;
— правоспособность, под которой подразумевается возможность приобретать права и нести обязанности;
— деликтоспособность, что является возможностью и способностью нести ответственность за свои действия.
Следует отметить, что в то время, как правоспособность распространяется на всех индивидов, что пребывают на территории РФ, то дееспособность у некоторых из них ограниченна или же полностью отсутствует.
Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому с момента рождения. При этом необходимо учитывать, что приобретение индивидом статуса гражданина РФ может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или же другими основаниями, что предусмотрены ФЗ «О гражданстве РФ» или же международным договором РФ.
Наступление у человека потери правосубъектности происходит лишь с моментом его смерти. Правосубъективность лицо может утратить как вследствие смерти, так и в результате утраты им данного статуса. Прекращение гражданства РФ происходит по ряду причин, а именно:
— в результате выхода из гражданства РФ;
— по другим основаниям, что предусмотрены Федеральным законом или международным договором РФ. Так, например, гражданство может быть утрачено в результате оптации, то есть выбора другого гражданства в связи с изменением Государственной границы РФ.
2. Права и обязанности.
Субъективные права, являющиеся гарантированной государством мерой вероятного поведения личности, основной элемент ее конституционного статуса.
В свою очередь обязанности – это вид и мера должного поведения, означающие целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.
Именно в правах и обязанностях зафиксировано образцы, стандарты поведения, защищаемые государством, так как они по мнению государства обязательны, полезны, и целесообразны для нормальной жизнедеятельности социальной системы, а также за счет них происходит раскрытие основных юридических принципов взаимоотношений государства и личности.
3. Ответственность.
Являясь элементов правового статуса человека и гражданина, подразумевает возможность использования относительно него мер государственного принуждения при условии, что им совершается противоправное деяние, что предусмотрено законодательством РФ в качестве основания ответственности.
Возникновение юридической ответственности возможно лишь при нарушении субъектом правовых норм и реализуется в строгом соответствии с ними. Ответственность неизменно связана с государственным принуждением и направлена на защиту правопорядка, так как именно юридическая ответственность является средством, предотвращающим или же блокирующим противоправное поведение и стимулирующим общественно полезное поведение субъекта права.