Курсовая теория на тему Сознание и психические формы отражения действительности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 6
1.1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ 6
1.1.2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ И ЕГО СВОЙСТВА 9
1.1.3. СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 11
§ 2 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ 17
§ 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Введение:
Сознание – одна из основных категорий любой науки, занимающейся человеком: философии, психологии, социологии и т.д. Эта категория определяет важнейшую составляющую человеческую психику.
Определение «сознание» можно применить, говоря о человеческой способности к абстрактно-вербальному мышлению, а также о возможности получать и обобщать знания о связях и законах окружающего мира. Этот же термин применяют для определения способности человека к идеализации, как целеполагания, к практической деятельности. Таким образом, можно утверждать, что под сознанием ученые понимают «специфически человеческий способ адаптации к среде» [13, c. 88].
В классической философии сознание – одно из ключевых понятий. У термина «сознание» существует множество синонимов в разных областях философии. Среди этих определений такие слова, как: «психика», «душа», «идея», «божественный разум», «идеальное», «мировая воля», «субъективная реальность» и т.д.
Феномен сознания волновал человеческие умы на протяжении всей истории философской мысли. Начиная с древних времен, мудрецы задавались вопросами о том, как из неживой природы получилась живая материя, обладающая сознанием, как происходит превращение ощущения в мысль, как относятся друг к другу мир идеальный и мир материальный, что первично сознание или бытие.
Динамичные процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива сознания человека.
Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т. е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях.
Одна из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межнациональные отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания индивида.
Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуального и коллективного сознания. Изучив этапы развития сознания, можно объяснить природу стадного сознания или психологию толпы.
Вопрос о природе сознания находится в фокусе внимания психологов и философов всех времен. Совершенно точно доказано только то, что сознание – это сложная система, которая имеет несколько уровней и хранит в себе как настоящие впечатления, так и воспоминания прошлых поколений.
Термины «подсознание», «неосознанное» часто встречаются как в научной, так и в художественной литературе. Часто можно слышать: «Он сделал это неосознанно» или «Это у него на уровне подсознания».
Один ученый насчитал около 20 ступеней сознания. Специалисты утверждают, что сегодня это число можно удвоить и утроить. И в то же время, широко известны слова психолога У. Джемса: «Вот уже 20 лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием» [7, c. 47].
Еще Аристотель определял человека как «единственный вид животного, обладающий разумом» [13, c. 54] Философы последующих поколений были в своих определениях еще оригинальнее. Р. Декарт утверждал, что человек – «мыслящая вещь» [13, c. 84], а Б. Паскаль, что «мыслящий тростник» [13, c.101].
Для человеческой личности сознание — это первичная реальность. Существует ли какая-либо реальность помимо и независимо от сознания — факт, подвергающийся сомнению со стороны некоторых философов, например Дж. Беркли.
Сознание же дано нам непосредственно и через него мы открываем для себя мир, до конца дней связав его со своими мыслями и переживаниями. В этой связи можно привести знаменитые слова Р. Декарта: «Я мыслю, значит, я существую». Многие мыслители предлагали человеку при отсутствии возможности изменить мир, изменить свое к нему отношение, т.е. заняться «благоустройством» собственного сознания.
Целью работы является рассмотрение явления сознания как высшей формы психического отражения действительности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие сознания
2. Рассмотреть структуру сознания
3. Определить основные психофизические проблемы
4. Найти методологический инструментарий исследования сознания
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам ученого В. П. Зинченко, «уже начали включать в число глобальных проблем современности» [9, c. 12].
Предмет исследования – человеческое сознание
Структура исследования: работа состоит из введения, трех параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо¬собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе¬ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело¬стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».
Феномен сознания волновал человеческие умы на протяжении всей истории философской мысли. Начиная с древних времен, мудрецы задавались вопросами о том, как из неживой природы получилась живая материя, обладающая сознанием, как происходит превращение ощущения в мысль, как относятся друг к другу мир идеальный и мир материальный, что первично сознание или бытие
Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только человеку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как особое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.
Вопрос психосоциогенеза сознания признан одним из самых сложных вопросов философии. Он затрагивает такие смежные дисциплины, как психология, социология, генезис, а также строение сознания со всеми его уровнями.
Сегодня самыми популярными методами исследования сознания являются объективистские методы: теория информации, моделирование психологических процессов, а также достижения современной нейрофизиологии и теорией социального взаимодействия. В последнее время активно идут разработки методик психолингвистики и нейролингвистики, основанных на том, что язык – основной вид репрезентации сознания.
Сознание – один из древнейших, наиболее важных и чрезвычайно трудных объектов для философского анализа. В нем видели и видят основную сущностную характеристику человеческого бытия.
В современном мире особенно актуально стоят психосоциологические проблемы, связанные с разработкой концепции современной психологии и социологии. Это связано с тем, что сегодня наиболее ярко выражена социальная обусловленность психических явлений. На этом основаны новейшие разработки целостного и гуманистического подхода к познанию человека. Это познание происходит через призму исторического развития народов, эпох и их психосоциологического генезиса.
Фрагмент текста работы:
§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1.1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Дать какое-то одно определение сознания не представляется возможным, потому что этот термин влечет за собой много аспектов объяснений. Понятие сознания заключает в себе восприятие мира, мысли и их осознание и мн. др. Философы относятся к осознанному бытию как к самому важному явлению в мире, а ученые считают это понятие расплывчатым и не имеющим границ.
Для человеческой личности первичная реальность – это сознание. Существует ли какая-либо реальность помимо и независимо от сознания — факт, подвергающийся сомнению со стороны некоторых философов, например Дж. Беркли.
Сознание же дано нам непосредственно и через него мы открываем для себя мир, до конца дней связав его со своими мыслями и переживаниями. В этой связи можно привести знаменитые слова Р. Декарта: «Я мыслю, значит, я существую» [13, c. 118]. Многие мыслители предлагали человеку при отсутствии возможности изменить мир, изменить свое к нему отношение, т.е. заняться «благоустройством» собственного сознания.
По Гегелю сознание – это умение соотносить и осознавать объект, т. е. соотносить себя с миром.
«Центральной тайной человеческой психики» [1, c. 35] называет сознание А. Н. Леонтьев. «Испытанием величайшей тайны» [1, c. 37] называет осознание Ф. Пёрлз. Величие этой тайны подчёркивают попытки её раскрыть, ибо полученные результаты скорее наводят ужас, чем обнадёживают. Сознание, подводит обескураживающий итог своим изысканиям Ж.-П. Сартр, «есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть» [1, c. 35]. Д. Деннетт использует другую терминологию, но приходит к столь же печальному выводу. Он объясняет сознание как операции в параллельной архитектуре мозга (мозг для него — это виртуальная машина «в духе фон Неймана»), но как такие операции, которые не были заранее спроектированы. Если я правильно понял автора, то его вполне можно перефразировать «в духе Сартра»: сознание конструируется в компьютере-мозге так, что оно есть то, что не было сконструировано, и не есть то, что было сконструировано» [1, c. 40].
Науку, изучающую сознание называют психологией. В сфере ее интересов свойства, элементы сознания, связи между ними, а также законы, которым они подчиняются.
Исследователи утверждают, что сознание обладает очень разнообразным содержанием. Условно его можно разделить на две части: первая ясная и четкая, она получила название «фокус сознания» и является его центральной частью; другая часть сознания находится как бы за пределами фокуса сознания, поэтому она отличается нечетким и неясным содержанием и называется «периферия сознания». Следует заметить, что содержание обеих этих областей находится в непрерывном движении.
В. Джеймс [7, c. 58] выделил два вида состояния сознания:
1. Устойчивое сознание.
Сюда входят образы, на которых останавливаются наши мысли, и мы размышляем.
2. Изменчивое сознание.
Этот вид представляют мысли, которые сменяют друг друга.
Ученый сравнил весь процесс с полетом птицы, у которой периоды спокойного парения сочетаются с активным маханием крыльев.
Также В. Джеймсу принадлежит авторство понятия «поток сознания» [7, c. 59]. Он представил это явление как непрерывно меняющийся процесс. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Более значимые связаны с интересами, увлечениями, привычками.
Феномен бессознательного
Открытие бессознательного ученые сравнивают с революцией, произведенной открытием Коперника.
Философ Т. Липпс определяя проблему подсознательного так: «Подсознательное не столько психологический вопрос, сколько вопрос самой психологии». О том же говорил и Г. Геффдинг, приравнивая по значимости введение понятия бессознательного в психологию с введением понятия потенциальной физической энергии в физику» [3, c. 208].
В сознании признали неведомое, неконтролируемое и, во многом, опасное для разума начало. Оно наблюдалось уже в первобытном обществе, в котором появлялись одержимые бессознательным люди. Их использовали как шаманов или оракулов.
Символом бессознательного была избрана душа, как нечто неуловимое, порхающее. В культуре душа становится олицетворением женского начала, вернее той ее части, которая подобно змее в райском саду рассудка, угрожает моральным устоям общества.
Феномен бессознательного стал основным предметом исследования в учении З. Фрейда. Он создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже 19-20 веков. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Первое систематической изложение теории Фрейда было предпринято в книге «Толкование сновидений» [16].