Курсовая теория на тему Создание условий для самовоспитания подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.1
Характеристика подросткового возраста. 5
1.2
Основные проблемы подростков. 10
2 УСЛОВИЯ
ДЛЯ САМОВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ.. 14
2.1
Самовоспитание как процесс развития личности. 14
2.2
Факторы и приемы осуществления самовоспитания подростков. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
В современном обществе интерес к проблеме активизации
процесса самовоспитания у подростков является достаточно высоким, поскольку он
является одним из основных факторов для развития всесторонней личности. Стоит
отметить, что многие научные исследователи отмечали, что самовоспитания играет
главнейшую роль в процессе формирования личности. Такого мнения придерживались
А. В. Мудрик, Я. Л. Коломинский, А. С. Макаренко, Р. С. Немов, А. И. Кочетов,
Л. И. Рувинский, А. А. Реан и другие [7, 11].
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что
самовоспитания начинает свое развитие именно в подростковом возрасте. Одна из
основных ролей в данном процессе отдается педагогическому воспитанию в
образовательной организации.
Понятия «воспитание» и «самовоспитание» являются
неразрывными, поскольку они являются 2 сторонами одного и того же процесса и
имеют одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без
самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание
школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.
В настоящее время научно-методическая литература располагает
обширным материалом информации по процессу самовоспитания. Данный механизм
обладает следующими чертами: подростком выбираются цели в жизни, идеалы, мечты,
он готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в деятельности
коллективного характера.
Одной из основных задач воспитательного характера при
построении процесса самовоспитания является создание и формирование таких
положительных качеств, от которых в дальнейшем зависит разрешение указанных
противоречий и приведение в деятельность таких факторов, как внутреннего, так и
внешнего воздействия.
Объект исследования – самовоспитание подростка.
Предмет исследования – процесс самовоспитания личности
подростка.
Целью исследования является изучение процесса самовоспитания
подростка и условий для его формирования.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности подросткового возраста;
2) раскрыть проблемы подростков;
3) выявить самовоспитание как процесс развития личности;
4) изучить факторы, которые влияют на самовоспитание
личности.
Методы исследования: метод изучения научно-методической
литературы.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя
главами, четырьмя параграфами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Исходя из вышесказанного, подростковый возраст рассматриваться с точки
зрения такого периода, который характеризуется переходом от детства к
взрослости, то есть это определенный жизненный человека, с течением которого
ребенок постепенно превращается во взрослого человека.
Именно в подростковом возрасте человек может испытывать массу проблем,
связанных с его переходом к взрослой жизни. Он может тяжело переживать
какие-либо поражения, бурно реагировать на успех и многое другое.
Именно поэтому важным для подростков является процесс самовоспитания,
который формируется на всех этапах жизненного пути личности.
Согласно данному научному исследованию удалось сделать вывод о том, что
самовоспитание является достаточно сложным процессом для каждого человека, в
котором он старается развит самого себя в отношении различных качеств.
Педагогическая
организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств
разностороннего развития личности подростков в силу естественной опоры на их
стремления и интересы. Учащийся, ставящий себе собственные задачи по развитию
определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном
выполнении какого-либо дела.
Со стороны
близких и родных также необходимо оказывать поддержку подростку во всех его
начинаниях, а также направлять на благоприятный путь. Стоит отметить, что одни
из важнейших методов в таком случае, является личный пример родителей или
учителей. Ребенок смотрит на родителей и перенимает их положительные черты,
которые так важно ему показывать. Однако также стоит помнить о том, что показ
негативный черт может в дальнейшем неблагоприятно сказаться на процессе
самовоспитания личности ребенка. Очень часто подросток хочет слышать одобрение
со стороны близких, поскольку именно с его помощью он достигает поставленных
целей.
Таким
образом, самовоспитание является неотъемлемой частью развития личности, если
убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации,
то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью, побороть
дурные привычки, относиться к себе критично, т.е. критично относясь к своей
деятельности человек, видит, где ему стоит совершенствоваться, а где и не
переусердствовать, или выбрать другой путь для своего развития.
Фрагмент текста работы:
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика подросткового возраста
Обращаясь к подростковому
возрасту, стоит сказать, что его принято рассматриваться с точки зрения такого
периода, который характеризуется переходом от детства к взрослости, то есть это
определенный жизненный человека, с течением которого ребенок постепенно
превращается во взрослого человека. Стоит отметить, что многие научные
исследователи чаще называют данный возраст переходным [1].
Различная
научно-методическая литература устанавливает разнонаправленные границы
подросткового возраста. Если говорить о нижней границе, то в ее отношении
мнения научных исследователей практически совпадают и его начало считается
возраст 10-11 лет, однако в качестве верхней границы мнения исследователей
значительно отличаются от 15-16 до 19 лет. Стоит также упомянуть о том, что
вышеуказанные границы являются различными для мальчиков и для девочек. В
среднем у девочек данные границы на один-два года раньше, чем у мальчиков [17].
Одной из главных
особенностей подросткового возраста являются глубокие преобразования
качественного характера. Стоит отметить, что данные изменения оказывают
обширное влияние на все стороны развития детей.
Один из выдающихся
психологов Л. С. Выготский выделял в структуре развития подростков несколько
рядов процессов, которые включают в себя натуральный и социальный. «Натуральный
ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая
половое созревание, социальный ряд – процессы обучения, воспитания,
социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не
параллельны». Стоит также сказать о том, что темпы развития биологического и
социального характера не совпадают. Помимо этого, также не приходят в
совпадение темпы развития различных аспектов одного и того же ряда. Примером
данного явления могут стать определенные системы организма подростков, которые
созревают в разное время. «Еще больше вариаций в психике: старший подросток
может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно
ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.
Детские капризы и отношение к окружающим причудливо уживаются в нем со
взрослостью суждений» [4].
Стоит отметить, что
подростковый возраст характеризуется тем, что перед каждым человеком встает
одна из сложнейших задач, заключающаяся в адаптации к огромному количеству
глубоких и всесторонних изменений, которые происходят не только в организме
подростке, но и в особенностях его психики, а также в статусе социального
характера. Решение данной задачи является нелегким процессом даже для взрослого
и опытного человека. Еще сложнее приходится вчерашнему ребенку. Исходя из
вышесказанного, подростковый возраст принято считать достаточно трудным и,
даже, критическим.
Трудное положение
подростков также осложняется тем, что в современном обществе происходит
динамика изменений, связанных с большим разрывом требований, которые в
настоящее время применяются к детям и взрослым. Если от ребенка чаще всего
требуют лишь послушания, то от взрослого также может требоваться проявление
таких качеств, как инициативность и самостоятельность. Чаще всего взрослые
ограждают детей от вопросов пола, однако во взрослой жизни взаимоотношения
между мужчиной и женщиной играют одну из важнейших ролей. Именно данное
наблюдение «контрастности» между детством и зрелостью создает нелегкую позицию
для подростка, в следствие которой происходят некоторые затруднения в усвоении
взрослых ролей, а также порождение многих конфликтов внутреннего и внешнего
характера.
Помимо вышесказанного,
современные условия реальности могут способствовать процессу усугубления в
неравномерности при переходе подростка от детства к взрослости. Данное
положение находит свое отражение в том, что в жизни современных детей есть
моменты, имеющие двоякую позицию [16]: