Курсовая теория на тему Создание ситуации успеха в учебной деятельности как средство повышения учебной мотивации младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОЛИ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ 7
1.1. Сущность мотивации и ее место в учебной деятельности 7
1.2. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте 10
1.3. Возможности развития мотивации к успеху в младшем школьном возрасте 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Актуальность исследования обусловлена обострением противоречий между объективной необходимостью гуманизации образования и ее современным состоянием, между процессами саморазвития личности и системой традиционного нормосоответственного обучения и воспитания, а также недостаточной разработанностью теоретических основ этой проблемы.
В исследовании основное внимание уделялось гуманизации воспитательного процесса начальной школы, поскольку именно этот возраст учащихся позволяет эффективно зафиксировать конечный результат последовательных действий педагогического коллектива, направленных на формирование личностно ориентированной педагогической среды.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы (Л. И. Божович, И. С. Кон и др.), именно младший школьный возраст является периодом гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирование духовных качеств личности.
Проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса в последнее время приобретает особую актуальность в работах исследователей — философов, психологов, педагогов.
Так, специалисты в области философии морали В.С.Болгарина, В.А.Блюмкин, О.А.Дубко, И.А.Зязюн, Л.В.Сохань и другие исследовали гуманистические ценности, их сущность, специфику и место в духовном мире личности.
Определенные гуманистические теории личности разработаны основателями гуманистической психологии – А. Маслоу, К. Роджерсом, Э.Фроммом, которые утверждали, что сама сущность человека постоянно побуждает его к самосовершенствованию, личностному росту и творчеству. Психологические аспекты гуманистического воспитания раскрыты в работах Г.О.Балла, И.Д.Беха, О.О.Бодалева, М.И.Боришевского, Л. С. Выготского, О.В.Киричука, И. С. Кон и других исследователей, которые положили в основу своих концепций субъект-субъектное взаимодействие и саморазвитие личности. Исследователи В.О.Белоусова, О.В.Бондаревская, В.А.Киричок, М.И.Потанин, Н.Е.Щуркова обнаружили особенности динамики развития гуманистических представлений, систему проектирования и управления процессами формирования гуманных отношений.
Общетеоретические основы гуманизации воспитания освещены в работах отечественных ученых и педагогов А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского и зарубежных – М. Монтессори, С.Френе, Р. Штайнер и других.
Различные аспекты гуманистического обучения и воспитания нашли отражение в трудах И.Г.Ермакова, В.М.Оржеховской, Г.П.Пустовита, А.И.Сиротенко, Л.В.Сохань, В.М.Хайрулиной и других. Ученые-исследователи С.У.Гончаренко и Ю.И.Малеваный разработали целостную концепцию гуманизации образования, ведущие идеи которой воплощены в педагогическую практику благодаря трудам М.И.Боришевского, В.Г.Бутенко, О.В.Сухомлинской, И.Г.Тараненко, К.И.Черной и других. О.И.Савченко прослеживает путь движения от человека образованного к человеку гуманному и условия его формирования. В.О.Белоусова, О.В.Бондаревская, В.А.Киричок раскрывают пути, методы и новые технологические средства гуманизации учебно-воспитательного процесса. И.Д.Бех, О.И.Выговская, В.И.Рагозина, С.В.Рудаковская, О.В.Столяренко, И.С.Якиманская в своих трудах доказывают, что в основе гуманизации школы лежит личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Наряду с этим анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования указывает на то, что до сих пор недостаточно изучены педагогические условия гуманизации воспитательного процесса; результаты применения личностно ориентированных технологий в воспитании старшеклассников; педагогические возможности школ в гуманизации школьной жизни; не разработаны критерии и уровни гуманизации воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Объект исследования: гуманизация воспитательного процесса в младших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание, формы, методы создания ситуации успеха в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель исследования: рассмотреть и изучить содержание, формы, методы создания ситуации успеха в начальных классах общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование создания ситуации успеха в начальных классах общеобразовательной школы будет эффективным, если:
— этот процесс будет происходить в личностно-ориентированной воспитательной среде на основе взаимодействия всех участников: учеников, учителей и родителей;
— будут созданы и соблюдены соответствующие организационно-педагогические условия, а именно: принцип гуманизма утвердится в цели, содержании, формах и методах воспитательного процесса, в управлении школой, а также в характере взаимоотношений между его субъектами;
— будут разработаны и внедрены личностно-ориентированные технологии воспитания учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Выяснить состояние проблемы в педагогической теории и образовательной практике.
2. Обосновать основные теоретические подходы к гуманизации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
3. Определить, научно обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия и эффективность инновационных форм и методов гуманизации воспитания учащихся начальных классов в общеобразовательной школе.
4. Разработать научно обоснованные методические рекомендации по созданию ситуаций успеха в начальных классах общеобразовательной школы.
Методы исследования: метод анализа научных источников по проблеме исследования; компаративный метод, прогностические методы (моделирование и экстраполяция) анализ и синтез результатов эксперимента по формированию личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Идея воспитательного пространства, как и большинство фундаментальных положений психолого-педагогической науки, оказалась результатом длительных изменений в ее базовых мировоззренческих позициях. Речь идет об отношении Человек – Мир. Конкретизацией этих пограничных категорий стало толкование человека как субъекта, обладающего развитым сознанием как условием его целесообразной деятельности. Мир же теперь рассматривается как окружающая субъекта среда.
Демократизация образовательного пространства как цель, принцип и процесс управления не имеет ничего общего с анархией и вседозволенностью, с либерализмом (как проявлением вредной потерянности и всепрощения), с властью толпы. Это все в конечном итоге антиподы демократии, такие же, как авторитаризм, насилие над личностью, попрание прав человека.
Личностно-развивающие возможности воспитательного пространства зависят не только от преобразовательной силы его компонентов, но и во многом от интенсивности взаимодействия с ним каждого воспитанника. В основе любого по содержанию взаимодействия должно лежать его эмоциональное переживание. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы воспитанник положительно переживал общественно значимые воздействия, направлять на него воспитательное пространство и стремиться минимизировать все те моменты, которые препятствуют его духовно-нравственному развитию.
Формирование внутренней мотивации к успеху в учебной деятельности имеет свою закономерность и проходит несколько этапов: формирование интереса к процессу учебной деятельности; формирование интереса к результату деятельности; формирование интереса к содержанию учебной деятельности.
Мотивы внешнего характера представлены такими мотивами учебной деятельности, которые по своей сути являются более широкими, чем учебный процесс, и обусловливаются теми связями детей, которые они имеют вне школы.
Итак, на основе вышеуказанного выделяем факторы, способствующие формированию внутренней мотивации успеха в учебной деятельности: положительный эмоциональный настрой; изучение мотивационной сферы учащихся; ситуация успеха; наличие свободы выбора; сформированность общеобразовательных учебных умений и навыков; дифференциация и индивидуализация опоры на типологические особенности учащихся; использование различных приемов и методов инновационных технологий; организация игровой деятельности и коллективной деятельности на уроках; формирование мотивации на каждом этапе урока.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что формирование положительной мотивации школьников требует длительной, согласованной работы учителей и родителей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОЛИ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ
1.1. Сущность мотивации и ее место в учебной деятельности
Под мотивацией обучения мы понимаем индивидуально-личностное отношение школьников к обучению и учебной деятельности, предполагающее сформированный комплекс мотивов, имеющих разную психологическую значимость. Мотивация обучения в младшем школьном возрасте носит неустойчивый характер, что определяет необходимость формирования высокого уровня учебной мотивации уже с первого года обучения в школе. Мотивация обучения является залогом дальнейшего успешного обучения школьников в средних и старших классах, получения профильного образования и личностного развития в целом. Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. считают, что младший школьный возраст имеет большие возможности для формирования мотивации обучения.
Мотивация – один из важнейших компонентов учения детей в школе, она побуждает их к действию. Мотивация школьников объясняет направленность действий, активность, организованность и устойчивость целостной деятельности, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Но, важно не просто наличие мотивации к учению и познанию, а ее уровень и разновидность, ведь при высокой положительной мотивации школьные годы могут пройти более интересно, плодотворно и гладко.
Есть множество разных классификаций мотивации, но здесь хотелось бы отметить два варианта:
1. Познавательные мотивы, которые связаны с учебной деятельностью и говорят о стремлении школьников получить знания и умения; социальные – выражаются во взаимодействии с социумом и могут проявляться, например, в понимании необходимости учиться ради выполнения своего долга.