Курсовая теория на тему Создание комфортной и безопасной образовательной среды детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Понятие комфортной и безопасной образовательной среды в
психолого-педагогической литературе. 4
2. Возможные риски
создания комфортной и безопасной образовательной среды детского сада. 9
3. Анализ текущих
условий комфортной и безопасной образовательной среды в детских садах России. 12
4. Создание условий
комфортной и безопасной образовательной среды детского сада. 16
Заключение. 20
Список
использованной литературы: 21
Введение:
Улучшения в образовательной системе Российской Федерации
связаны напрямую с введением обновлённого Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, в соответствии с чем
поднимается вопрос по условиям в детских садах, какие непосредственно
содействуют эффективному осуществлению данной цели. Базой для формирования
личности ребёнка в детском саду, а также основой успешности в
воспитательно-образовательном процессе является комфорт и безопасность
образовательной среды детского сада. Базируясь на этом важной проблемой,
становится поиск возможностей и путей создания в настоящем, а также будущей
поддержки созданного комфортного и безопасного климата в детском саду.
Тему особой роли такой среды, способствующей развитию
личности ребёнка, поднимали в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А.
Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина.
Актуальность работы определяется поиском возможных способов
создания условий психологически комфортной среды в образовательном учреждении,
а также безопасной среды детского сада, которые смогут обеспечить развитие,
поддержание и накопление здоровья детей и важность решения проблемы в
обстоятельствах взволнованности общества здоровьем следующего поколения.
Цель работы: теоретическое обоснование создания условий комфортной
и безопасной образовательной среды детского сада
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты к определению
сущности и особенностей комфортной и безопасной образовательной среды детского
сада;
2. Проанализировать текущее состояние условий в
детских садах;
2. Раскрыть определенные условия, обеспечивающие комфортную
и безопасную образовательную среду в детском саду.
Заключение:
На основе проведённого исследования выделяются следующие
выводы:
1. Основную задачу детского сада можно определить
созданием условий обеспечивающих освоение понятий и отношений к ненасилию,
организующих деятельностное сотрудничество между всеми субъектами
образовательного процесса. Данная задача способна повысить уровень психического
здоровья детей и поспособствовать благополучному развитию в период дошкольного
возраста.
2. Комфортность и безопасность является психологическим
базисом образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей необходимый
ресурс безопасности в обществе.
3. Условия для формирования комфортной и безопасной
образовательной среды должны включать в себя организационные, диагностические,
консультационные, экспертные, коррекционные, учебные, развивающие и формирующие
мероприятия. Они должны реализовываться в соответствии с самой целью такой
среды.
4. Проведённый анализ условий образовательной среды в детских садах РФ показал
высокий уровень соблюдения безопасности воспитанников и сотрудников учреждения,
но психологической сфере уделено меньше внимания со стороны администрации,
которая выражена или отсутствием психолога-педагога в учреждении, или
непостоянным психолого-педагогическим сопровождением воспитанников.
5. Создание условий должно обеспечивать
систематическую работу по сохранению и укреплению психологического
здоровья детей в группе, что приведёт к положительным результатам:
агрессивные дети будут меньше ссориться и драться; психологическое
сопровождение поможет раскрываться тревожным и застенчивым детям;
дошкольники научатся сотрудничать друг с другом, согласованно действовать
в командных играх. Помимо направленности на детей, также повышается
профессионализм педагогов и воспитателей, что способствует ещё лучшим
результатам детского сада.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие комфортной и безопасной образовательной
среды в психолого-педагогической литературе Базовой и самой важной потребностью, без которой невозможна
самореализация личности – защищённость. На этой основе можно говорить о
необходимости в образовательных учреждениях создавать и обеспечивать не только
качество предлагаемого обучения и воспитания, но и защищённость детей.
Согласно закону об образовании Российской Федерации (РФ) образовательные
учреждения должны обеспечивать безопасность учащихся во время пребывания в
организации [1]. ФГОС дошкольного образования РФ также определяет важным охрану
и укрепление здоровья детей и их эмоционального благополучия. Основная
программа определяется психолого-педагогической поддержкой ребёнка социализацией
и индивидуализацией, а также развития личности воспитанников. Данные требования
должны создавать социальную ситуацию развития, которая включает образовательную
среду, гарантирующую охрану и укрепление психического здоровья и их
эмоционального благополучия [2].
Таким образом, формируются необходимые требования к воспиаттельно-образовательной
среде: эмоциональное удобство и защищённость всех субъектов, включенных в
образовательный процесс, а также содействие их психическому благосостоянию и
личностному развитию.
Образовательная сфера обуславливается В.И. Слободчиковой,
как концепция того или иного воздействия и также обстоятельств для формирования
личности согласно конкретному примеру в рамках общественного и
пространственно-предметного окружения [3].
Образовательная сфера может рассматриваться как система
общественно-культурной сферы, владеющей совокупностью таких компонентов, как
исторически сформировавшиеся, условия, факторы, ситуации, однако способной
представляться целостностью специализированных преподавательских обстоятельств
для формирования личности детей.
Обращаясь отдельно к безопасности, то появляются
разнообразные сферы жизнедеятельности, в том числе и государственная сфера
образования. Безопасность сопровождает процессы обучения и воспитания,
организацию досуга, здоровья и отдыха, а также всё нахождение в образовательном
учреждении. Карен Хорни в разработанной ей социокультурной теории выделяет
безопасность, как обязательный фактор формирования и развития ребёнка. Ей
выделяются следующие потребности ребёнка: безопасность и удовлетворение
основных нужд ребёнка. Безопасностью можно определить потребность ребёнка в
любви, нужности и защищённости от опасностей внешнего мира.
Психологически комфортная безопасная среда И. Баевой
определяется общением свободным от психологического насилия – конструктивное
межличностное общение. Такое общение позитивно влияет на развитие
психологически здоровой личности.
Комфортную и безопасную образовательную среду устанавливают
как сферу, независимую от проявлений эмоционального принуждения, обладающие
референтной важностью для всех субъектов воспитательно-образовательного
процесса, характеризующуюся гуманистической центрацией и отражающуюся в
эмоциональных, личностных и коммуникативных характеристиках субъектов данной среды
[4].
Психологическая безопасность рассматривается С.Н.
Илларионовым через внешние и внутренние условия. Внутренние: возросшая психическая
восприимчивость, враждебность, невысокая терпимость, неподготовленность к
плодотворному разрешению инцидентов внутри отношений и преодоление напряжённых
состояний. Внешние: усложненная социальная среда, межличностные отношения,
информационный прессинг, психологические перегрузки [5].