Курсовая теория на тему Современный букварь как основное средство обучения элементарному чтению.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Общая характеристика процесса обучения грамоте первоклассников 6
1.2 Предпосылки применения букваря как средства элементарного чтения 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУКВАРЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ЧТЕНИЮ 9
2.1 Методологические основы содержания и структуры современного букваря 9
2.2 Формы и методы работы с букварем 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность темы. Большинство детей еще задолго до школы начинают интересоваться буквами и, как правило, к 5-6 годам дети знают все буквы, любят находить знакомые буквы в книжках, на вывесках магазинов. Могут прочесть свое имя, имя мамы и папы. Некоторые из них постепенно овладевают навыком чтения самостоятельно и без специального обучения. Но это скорее исключение из правила. Чаще всего ребенку требуется помощь родителей и педагогов в овладении навыком чтения, и особенно в его автоматизации. Вот тут и встает вопрос о выборе метода обучения. Но в то же время закрепление этих знаний проходит всего за 3 месяца, многие дети после этого периода всё ещё испытывают трудности.
Первыми учебниками начинающего читателя являются букварь или азбука. Основной отличительной чертой современного букваря является последовательность изучения звуков и букв, основанная на принципе частотности употребления звуков /букв/ в русской речи. Методическая традиция обучения чтению в школе у детей старше 6 лет имеет многолетнюю историю. Общепринятая в России аналитико-синтетического методика обучения, опирающаяся на теоретические и практические разработки К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, давно зарекомендовала себя как надежный и успешный способ обучения чтению.
В букваре, как правило, представлена принятая структура каждой авторской системы обучения грамоте, однако соблюдается общий принцип учебной книга: каждая страница фиксирует ежедневный поурочный материал, соответствующий подготовительному (добуквенному) и основному периодам организации освоения детьми процессов чтения и письма. Поэтому нужно отследить, органично ли подходи данный способ для детей.
Вопросами развития читательской деятельности учащихся в контексте элементарного чтения занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л. С. Славина, Н.А. Менчинская, Г.Н. Кудина, Т.Г. Егоров, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также изучались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном и многими другими.
Цель данной работы — выявить методологию применения букваря в процессе обучения элементарному чтению.
Для реализации цели необходимым является решение таких задач:
1) дать общую характеристику процесса обучения грамоте первоклассников;
2) изучить предпосылки применения букваря как средства элементарного чтения;
3) определить методологические основы содержания и структуры современного букваря;
4) провести исследование форм и методов работы с букварем.
Объект исследования — формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста путем использования букваря как основного средства обучения элементарному чтению.
Предмет исследования — приёмы и методы использования букваря как средства обучения элементарному чтению.
В ходе исследования использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, классификации, системный подход, системно-структурный, сравнительный, формально-логический.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании методических принципов обучения чтению при помощи букваря.
Практическая значимость работы заключается в разработке форм и методов работы с букварем, которые могут быть использованы учителями начальных классов.
Теоретико-методологической базой исследования являются концепции педагогов, психологов (П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, Л. С. Славиной, Н.А. Менчинской, Г.Н. Кудиной) о процессе обучения чтению, положения теории о взаимосвязи языка и мышления, а также нормативные документы о школе и народном образовании.
Заключение:
Таким образом, на страницах Букваря предложено много материала для совершенствования техники чтения: чтение слогов, столбиков слов, предложений, текстов. Примерами упражнений для повышения техники чтения являются: прочитать слоги; добавить в слог букву, чтобы образовалось слово; образовать слова из слогов; работа с составными таблицами.
Упражнения аналитико-синтетического типа, предложенные в Букваре, разнообразны: составление и чтение слогов, обратных и прямых, перестановка и замена букв, составление слов из букв и слогов.
Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно проводят лексическую работу над омонимами (коса девушки – коса — инструмент), омографов (замок — замок), однокоренными словами (утро — утро), многозначностью (лисички — животные и лисички — грибы.
В современном букваре представлены доступные для понимания детьми фразеологизмы, например: не задирать нос; не водить за нос; иметь острый глаз. В своем общении ученики с удовольствием уместно употребляют эти фразеологизмы, прочитанные в букваре.
Букварь содержит богатый материал для организации речевой деятельности первоклассников. Лексика, которую нужно усвоить детям, объединяется вокруг интересных и близких младшим школьникам тем. В учебнике достаточно материала для практического усвоения грамматических конструкций. Речевую деятельность учащихся можно организовать в интересной, увлекательной форме на основе учебно-речевых ситуаций и речевых сюжетов. С использованием сюжетных ситуационных иллюстраций учебника предусмотрено обучение детей правильной, четкой, внятной речи.
Последовательность изучения букв русского алфавита в букваре приведена в соответствии с принципом частотности употребления каждой буквы в русской письменной речи.
Интервалы, которые допускает ученик во время такого первого считывания слова, постепенно сокращаются при повторных его считываниях; постепенно ученик переходит к чтению слогами и целыми словами.
Теоретическая модель современного школьного учебника предполагает наличие в нем такого структурного элемента, как пояснительный текст. К элементам пояснительного текста Букваря относятся: алфавит, линейки уже изученных букв, представленных в игровой форме, схемы, образцы звукового и звуко-буквенного анализа, таблицы различной формы, слова в колонках и в таблицах, символические обозначения отдельных учебных действий, ребусы, словарно-логические упражнения и т.д., назначение которых в общей методической системе Букваря является не только предметно-смысловым, но и методически процессуальным.
Отметим, что учебные таблицы в Букваре — это особый инструмент, поэтому их дидактическая конструкция органично сочетает в себе средства логического и наглядно-образного детского мышления путем применения символических рисунков, цвета, специальных выделений и отметок. Отметим, что некоторые из этих элементов логически объединены с основным текстом и иллюстративным материалом.
Особую дидактическую роль в учебнике выполняет такой элемент аппарата организации усвоения знаний, как технические выделения. К основным средствам выделения в Букваре относятся: шрифт (полужирный, курсив, рукописный), графические средства (подчеркивание, например, единицы чтения в слове), цветная печать (таким образом, выделяются скороговорки, загадки, пословицы), а также комбинирование всех этих средств.
Текстовый материал Букваря определен жанровым разнообразием. В учебнике предложены произведения, содержание которых будет способствовать речевому, эстетическому, патриотическому, нравственному, общекультурному воспитанию учащихся; обогащать знаниями о культуре родного края, его традиции и обычаи.
С целью обеспечения эмоционально положительного фона обучения предложены загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и тому подобное.
Отдельной и главной дидактической подсистемой программного содержания Букваря является его тексты. Отметим, что дежурство на страницах учебника типов текста (рассказа, описания и рассуждения), их жанровых особенностей (рассказы, стихи, сказки, образцы народного творчества), а также формы их презентации (монологическая и диалогическая) частично выполняют также функцию организации усвоения.
В Букваре учтен гендерный аспект: в иллюстративном материале равномерное внимание уделено изображению мальчиков и девочек, а в текстовом — примерно одинаковое количество мужских и женских имен. Большую часть детских имен в Буквари поданы в уменьшительно-ласкательной форме, присущей русским детским именам. Параллельно с детскими именами тексты содержат и взрослые имена — и не только современные, но и древние: садовник Елена Даниловна, учительница Анна Григорьевна, космонавт Юрий Гагарин, капитан теплохода Яков Петрович. В отдельных текстах могут фигурировать бабушки Анна, Евдокия, Дарья и дедушки Кирилл, Василий, Матвей.
Учебник содержит достаточный учебный материал для обеспечения дифференцированного обучения, эффективной организации учебной деятельности учащихся с различными способностями и учебными возможностями. Методические рекомендации для учителя по личностно- ориентированному использованию этого материала подано в пособии для учителя «Обучение грамоте в 1 классе».
Итак, можем сделать вывод, что современный учебник по обучению грамоте одновременно должен выполнять функцию первого школьного учебника по изучению родного языка (языка обучения), в нашем варианте — русского.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Общая характеристика процесса обучения грамоте первоклассников
В процессе модернизации общего среднего образования качество начального обучения связывают с реализацией компетентностного подхода, который предусматривает методологическую перестройку учебного процесса на принципах гуманизации и демократизации, направленную на личностное развитие школьников, формирование у них ключевых и предметных компетенций [7, 95].
Учитывая это перед школой стоит задача повысить уровень качества общего среднего образования учащихся, в частности, обеспечить эффективность средств для усвоения обязательных результатов обучения, сформировать умение самостоятельно добывать знания и творчески применять их в решении практических задач.
Современные процессы реформирования системы школьного образования касаются всех ее составляющих — содержания, методов, форм и средств. Именно со средствами тесно связана проблема учебника для начальной школы.
Учебник как носитель содержания образования и средство обучения должен представлять знания и виды деятельности по определенному предмету в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования и требований учебной программы с учетом особенностей этого предмета, типа школы, возрастных особенностей учащихся и должен быть заключен на основе доминирующей концепции обучения [9, 115].
Особая роль в развитии и воспитании личности младшего школьника принадлежит учебному предмету «Русский язык (письмо и чтение)», поскольку язык является не только отдельным учебным предметом, но и основным средством овладения всех других школьных дисциплин.
Основная цель этого предмета заключается в формировании ключевой коммуникативной компетентности младшего школьника, которая заключается в способности успешно пользоваться языком (всеми видами речевой деятельности) в процессе общения, познания окружающего мира, решения жизненно важных задач; социокультурной компетентности, которая охватывает общекультурное развитие учащихся, адаптацию их к жизни в определенной социальной среде, гражданское, патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание [15, 75].