Курсовая теория на тему Современный библиотечный дизайн.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
Глава I. Дизайн библиотеки в историческом контексте. 7
1.1 Возникновение и развитие библиотечной архитектуры и дизайна. 7
1.2 Дизайнерские формы как отражение библиотековедческой теории. 17
Глава II. Дизайнерские решения в современной библиотеке. 25
2.1. Реализация концепции современной библиотеки средствами библиотечного дизайна. 25
Введение:
-
Актуальность проблемы и темы.
Одной из проблем библиотеки на сегодня является разработка современных требований к экстерьеру и интерьеру библиотеки. Эстетика внешнего и внутреннего оформления здания влияет на уровень библиотечного сервиса, а в конечном итоге – на качество библиотечных услуг и востребованность библиотеки в целом.
Методологической основой исследования являются общие положения теории архитектуры. Понятийные и содержательные вопросы в области архитектуры и дизайна нашли отражение в многочисленных трудах С.Г. Змеул, Б.А. Маханько, например, в учебнике «Архитектурная типология зданий и сооружений»[1]. Данной проблеме посвящено учебное пособие А.Л. Гельфонда «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений».
Многоаспектность дизайна как формы материально-художественной культуры, одного из видов предметного художественного творчества в сфере формирования среды общественных учреждений, нацеленной в идеале на удовлетворение эстетических запросов в частности и повышение качества жизни людей в целом изложены в учебнике для вузов И.А. Розенсона «Основы теории дизайна»[2].
Относительно специфических вопросов библиотечной архитектуры можно сделать вывод, что накоплен определенный опыт теоретических разработок данного вопроса. В монографии Ф.Н. Пащенко «Архитектура и строительство библиотечных зданий»[3] освещены вопросы строительства библиотек, так же подробно рассмотрен зарубежный опыт, история и множество примеров.
Особое место в нашем исследовании занимают вопросы взаимосвязи архитектуры и дизайна с образом видимой библиотеки. Б. Ашервуд в книге «Видимая библиотека» рассуждает, что могли бы сделать библиотеки с помощью визуализации и наглядности, чтобы изменить отношение к себе со стороны общественности, а так же раскрывает понятие «видимая библиотека». В статье Е.Ф. Мужиковой «Видимая» библиотека и наглядность»[4] приведены примеры из практики работы по созданию нового библиотечного пространства библиотек России.
Цель исследования: роль дизайна в создании образа «видимой» библиотеки и разработка на основе данной концепции модели библиотеки «экостиля».
Объект исследования – дизайн библиотеки.
Предмет исследования – использование экостиля как основ образа библиотеки.
Задачи исследования:
- Обосновать использование дизайна как средство формирования внутреннего пространства библиотеки.
- Выявить связь архитектурных и дизайнерских форм с реализацией социальных функций библиотеки.
- Разработать модель библиотеки экостиля с элементами создания рекламной продукции
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
Общенаучные методы:
- описание,
- анализ,
- синтез,
- метод сравнительного анализа использовался для изучения специальной теоретико-методологической литературы (анализ научной литературы и документации библиотек);
- метод терминологического анализа – для изучения основных терминов и определений понятий;
- метод моделирования – для разработки модели библиотеки экостиля.
Структура работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
[1] Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. — М.: Стройиздат, 2000. — 235 с.: ил.
[2] Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 256 с.
[3] Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941. — 296 с.
[4] Мужикова Е.Ф. «Видимая библиотека инаглядность» /7 Школьная библиотека. 2003. №3. С. 30-36.
Заключение:
-
Информационное общество не исключает возвращения к новому воплощению исторических общечеловеческих ценностей, поэтому вполне вероятно, что и библиотека как социальный институт будет испытывать влияние окружающей среды, отвечая на это новым концептуальным видением своего развития и его отражением в архитектурном облике и внутреннем дизайн-пространстве.
Базируясь на результатах анкетирования, проведенного на базе библиотеки БГИИК, можно сделать вывод о достаточно большом уровне респондентов, назвавших библиотечный дизайн среди значимых для библиотеки направлений деятельности. Таким образом, применительно к сфере библиотек понятие «библиотечный дизайн» имеет определенную специфику, заключающуюся в многопрофильном характере ее деятельности. Библиотека на современном этапе своего развития требует выхода на новый уровень библиотечного дизайна, отвечающего эстетическим и досуговым требованиям общества.
Библиотека постоянно ищет способы и формы повышения популярности, но время требует новых форм и подходов для привлечения читателей. В связи с этим предлагается модель библиотеки «экостиля». В качестве примера оформления внутреннего пространства библиотеки представлено несколько вариантов оформления библиотеки в стиле «эко». Большое внимание уделено подробному описанию основных элементов данного стиля применительно к библиотечному пространству.
Библиотеки как неизменная часть социального и интеллектуального развития общества во многом оказывают влияние на культурное развитие страны. Осмысление места и значения библиотек в жизни российского общества в течение всей его истории является основной задачей современности.
В связи с этим изучение архитектуры и дизайна библиотек отражает объективно существующую общественную потребность. Но следует отметить, что в специализированной литературе вопросу дизайна библиотек пока не уделялось должного внимания, лишь малые сведения рассеяны по различным источникам.
Многие библиотекари заинтересованы этим вопросом, предлагают и отстаивают свои варианты, приводят аргументы. Но в большинстве случаев требуется более глубокое теоретическое осмысление, а так же объединение знаний, полученных с различных сторон (библиотековедение, архитектура, дизайн, психология и др.).
В ходе исследования были воссозданы объективные картины развития архитектуры и дизайна библиотек, визуализации библиотечной культуры российского общества в условии исторического процесса. В ходе выполнения данной работы история библиотечных сооружений представляет собой интерес своими хронологическими, типологическими, географическими и другими аспекты, которые являются на сегодня интересом для достаточно широкого круга людей.
Не только промежуточные, но и более фундаментальные итоги проделанной работы, привлекают внимание самих специалистов. Библиотекари предлагают и отстаивают свои варианты, приводят аргументы. Исследователи в области библиотечного дизайна, а также историки, книговеды, библиофилы, специалисты других областей интересуются этим вопросом, подходят к нему с разных сторон и теоретически разрабатывают его, объединяя знания.
Таким образом, в ходе выполнения данной работы была достигнута его главная цель – архитектура и дизайн играют важную роль в создании образа «видимой» библиотеки, а разработанная на основе данной концепции модель библиотеки «экостиля» формирует положительный образ, соответствующий современным требованиям эстетики архитектуры и дизайна.
При грамотно разработанном дизайне библиотечного пространства и постоянной работе в этом направлении библиотека может повысить свой имидж и престиж профессии в целом, что в свою очередь, поможет современному обществу осознать ценность библиотек и повлияет во-первых на финансирование библиотечного дела в целом; во-вторых на увеличение числа пользователей библиотечных учреждений.
В завершении можно сказать, что заказ на дизайнерское оформление библиотек, в которых собираются новые достижения в области информации, – типичное проявление растущего общества. Многие библиотеки, которые продолжительное время были основными центрами образования населения, сегодня остро нуждаются в функционально-эстетической реорганизации.
-
Одной из проблем библиотеки на сегодня является разработка современных требований к экстерьеру и интерьеру библиотеки. Эстетика внешнего и внутреннего оформления здания влияет на уровень библиотечного сервиса, а в конечном итоге – на качество библиотечных услуг и востребованность библиотеки в целом.
Методологической основой исследования являются общие положения теории архитектуры. Понятийные и содержательные вопросы в области архитектуры и дизайна нашли отражение в многочисленных трудах С.Г. Змеул, Б.А. Маханько, например, в учебнике «Архитектурная типология зданий и сооружений»[1]. Данной проблеме посвящено учебное пособие А.Л. Гельфонда «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений».
Многоаспектность дизайна как формы материально-художественной культуры, одного из видов предметного художественного творчества в сфере формирования среды общественных учреждений, нацеленной в идеале на удовлетворение эстетических запросов в частности и повышение качества жизни людей в целом изложены в учебнике для вузов И.А. Розенсона «Основы теории дизайна»[2].
Относительно специфических вопросов библиотечной архитектуры можно сделать вывод, что накоплен определенный опыт теоретических разработок данного вопроса. В монографии Ф.Н. Пащенко «Архитектура и строительство библиотечных зданий»[3] освещены вопросы строительства библиотек, так же подробно рассмотрен зарубежный опыт, история и множество примеров.
Особое место в нашем исследовании занимают вопросы взаимосвязи архитектуры и дизайна с образом видимой библиотеки. Б. Ашервуд в книге «Видимая библиотека» рассуждает, что могли бы сделать библиотеки с помощью визуализации и наглядности, чтобы изменить отношение к себе со стороны общественности, а так же раскрывает понятие «видимая библиотека». В статье Е.Ф. Мужиковой «Видимая» библиотека и наглядность»[4] приведены примеры из практики работы по созданию нового библиотечного пространства библиотек России.
Цель исследования: роль дизайна в создании образа «видимой» библиотеки и разработка на основе данной концепции модели библиотеки «экостиля».
Объект исследования – дизайн библиотеки.
Предмет исследования – использование экостиля как основ образа библиотеки.
Задачи исследования:
- Обосновать использование дизайна как средство формирования внутреннего пространства библиотеки.
- Выявить связь архитектурных и дизайнерских форм с реализацией социальных функций библиотеки.
- Разработать модель библиотеки экостиля с элементами создания рекламной продукции
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
Общенаучные методы:
- описание,
- анализ,
- синтез,
- метод сравнительного анализа использовался для изучения специальной теоретико-методологической литературы (анализ научной литературы и документации библиотек);
- метод терминологического анализа – для изучения основных терминов и определений понятий;
- метод моделирования – для разработки модели библиотеки экостиля.
Структура работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
[1] Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. — М.: Стройиздат, 2000. — 235 с.: ил.
[2] Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 256 с.
[3] Пащенко Ф.Н. Архитектура и строительство библиотечных зданий. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941. — 296 с.
[4] Мужикова Е.Ф. «Видимая библиотека инаглядность» /7 Школьная библиотека. 2003. №3. С. 30-36.
Фрагмент текста работы:
-
Глава I. Дизайн библиотеки в историческом контексте
1.1 Возникновение и развитие библиотечной архитектуры и дизайна
Само появление библиотечных зданий относится к далекой древности. Архитектурный образ библиотечных сооружений напрямую зависел от эпохи, в которой существовала библиотека. Первые библиотеки были исключительно библиотеками знатных лиц, располагаясь в дворцовых покоях в специально отведенных комнатах. Вторым распространенным видом библиотек были библиотеки храмов, монастырей и других церковных учреждений и здесь прослеживался тот же принцип расположения библиотеки в непосредственной близости к жилым помещениям.
В ходе сравнительного анализа разных исторических этапов было установлено, что основной целью строительства отдельных библиотечных сооружений независимо от времени, было связано, прежде всего, со значительным увеличением объема хранящейся информации. Проекты библиотечных зданий выполнялись с учетом пожеланий заказчиков, которые предполагали использовать помещения библиотек и хранящиеся в них книги в своих целях.
Архитектурно-строительный подъем ХХI века вызывает появление новых библиотечных сооружений. Строительство абсолютно нового библиотечного здания является одной из основных особенностей современного этапа развития библиотечной архитектуры. Связано это с тем, что старые здания библиотек не дают возможности полноценно использовать в них инновационные технологии, требующие принципиально новых условий для организации деятельности.
Долгое время строительство библиотечных сооружений совершалось за счет средств меценатов и благодетелей, которые были заинтересованы в возрастании культурных возможностей наций. Ярко прослеживается то обстоятельство, что архитектурный образ библиотек соответствовал облику церковной и светской архитектуры. Например, значительное влияние на архитектурный облик библиотек оказал дворцовый помпезный стиль. В течение продолжительного времени он был принят во всех странах Европы и Америки. До сих пор в архитектуре зарубежных библиотечных сооружений прослеживается стремление соединить современные модерновые стили с античной, дворцовой архитектурой.
Обратившись к истории библиотек и библиотечных зданий на Руси, отметим, что одна из первых русских библиотек на Руси была создана в 1037 году в городе Киеве князем Ярославом Мудрым. Библиотека не занимала отдельное здание, а располагалась при храме Святой Софии, что показательно для отношения к библиотеке как сосредоточию мудрости.
Только с ХІІІ столетия библиотеки начинают развиваться, в том числе и как светские учреждения. Это обстоятельство историки в области библиотечного дела связывают с развитием религиозных учебных заведений, светских университетов и колледжей Средневековья. Архитектурный образ таких библиотек соответствовал одновременно элементам и церковной и светской архитектуры. Проектированием обычно занимались известные архитекторы, а оформляли знаменитые художники того времени, такие как Бартоломео Альтомонте, Карл Людвиг Энгель, Ян ван Эйк[1].
Позднее началось строительство отдельных библиотечных сооружений, что, прежде всего, было связано со значительным увеличением объема хранящейся информации. Проекты библиотечных зданий выполнялись с учетом пожеланий заказчиков, которые предполагали использовать помещения библиотек и хранящиеся в них книги в своих целях. Первые такие сооружения появляются в Риме и античной Греции. Библиотеки воспринимались как храм науки и поэтому возводились в виде монументальных зданий, строящихся для людей на значимых для людей местах.
Эпоха Возрождения или Ренессанс, ознаменовала собой значимый период развития человечества, обращения к человеческому разуму. Идеи эпохи Возрождения выражалась в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества на путях обращения к наследию, как христианской древности, так и языческой античности. Центром внимания, в первую очередь, становится человек и его деятельность, что нашло отражение во всех видах искусства, литературы, науки и, как следствие, в библиотечном мире.
Неслучайно именно в эпоху Возрождения развитие библиотеки как социального института приобретает новый импульс. Относительно искусства Ренессанс – это в первую очередь эпоха, в которой собрались воедино всевозможные стили, направления и течения. В этот период возрождается интерес у архитекторов (как и у всей образованной среды того времени) к античной культуре, но уже с учетом нового времени. Зарождение Ренессанса началось в Италии. С этого времени общепринятым мнением является мнение о том, что библиотечные здания должны поражать красотой, а место их расположения должно быть отведено в самом центре города.
Главными архитекторами библиотек эпохи Возрождения стали Якопо Сансовино (Татти) (1486-1570) и Микеланджело Буонаротти (1475-1564). В Венеции Сансовино спроектировал прекрасное сооружение – библиотеку Марчиана (1436). Здание расположено на центральной площади Сан Марко, что при дороговизне земли в Венеции подчеркивает несомненную значимость библиотеки для общества того времени.
[1] Дубинина, О. Библиотека в пространстве города. Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему / О. Дубинина. – М.: Библиомир, 2014. С. – 78