Методы социологических исследований Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Современные теории социализации личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Эволюция социологических подходов к исследованию социализации 7
1.1 Теория личности в психоанализе Зигмунда Фрейда 7
1.2 Теория социальных систем Парсонса 14
Глава 2. Постмодернистские социологические подходы 22
2.1 Теория социализации Хабермаса 22
2.2 Теория социализация З.Баумана 31
Заключение 36
Литература: 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современной науке особенную остроту приобретает тема «Современные теории социализации личности». Личность, как известно, является объектом научного интереса философов, психологов, политологов, представителей других общественных наук. поэтому необходимо выявить специфику социологического подхода к проблеме личности. Психология изучает личность как определенную целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания, творчества, а политология – как субъекта политической деятельности. Что же касается особенностей социологического ракурса, то они могут быть обнаружены при рассмотрении личности как субъекта и объекта социальных отношений. Социология выделяет в ней социально — типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личности заключается в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики.
Анализ состояния научной проблемы. Социальное не противостоит биологическому. С рождения человек получает такую телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития. Социальная жизнь развивает биологические качества человека.
В центре внимания работы находится, то что социология и психология по-разному трактует понятие „человек”, „индивид”, „личность”. Понятие „человек” является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристика всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии „homo sapiens”. „Индивид” означает конкретного человека, одиночного представителя человеческого рода. „Личность” служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, социальных групп и сообществ, к которым она относится и к жизнедеятельности, которых вовлечена .
Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существования, функционирования всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как „человек в его общественных отношениях”, то личность – это человек конкретной исторической эпохи, представитель конкретных общественных отношений.
Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в ней заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.
Социализация человека – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, что на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего заинтересовано в том, чтобы каждый человек, восприняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноценным членом.
С другой стороны, на формирование личности большое влияние оказывают разнообразные стихийные, спонтанные процессы, которые происходят в окружающей жизни. Тому суммарный результат таких целеустремленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.
Ряд авторов акцентирует внимание на различиях в политической социализации мужчин и женщин. Эти различия рассматриваются в качестве факторов, формирующих общественную активность.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термин «личность» происходит от латинского слова «person», которое означает маска. По словам К. Янга, » личность-это …. узорчатый набор привычек, черт, взглядов и идей индивидуума, поскольку они организованы внешне в роли и статусы, и поскольку они связаны внутренне с мотивацией, целями и различными аспектами самости. G. W. Allport определил его как “модель привычек, отношений и черт человека, которые определяют его адаптацию к окружающей среде.”
По мнению Роберта Э. парка и Эрнеста У. Берджесса, личность — это «сумма и организация тех черт, которые определяют роль индивида в группе». Герберт А. блох определил его как » характерную организацию привычек, установок, ценностей, эмоциональных характеристик личности, что придает последовательность поведению индивида. По словам Арнольда У. Грин, » личность-это сумма ценностей человека (объектов его стремления, таких как идеи, престиж, власть и пол) плюс его нефизические черты (его привычные способы действия и реакции). Согласно Линтону, личность — это совокупность организованных психологических процессов и статуса личности.”
По словам Андерсона и Паркера, » личность-это совокупность привычек, отношений и черт, которые являются результатом социализации и характеризуют нас в наших отношениях с другими.” По словам Л. Н. Мунн, » личность может быть определена как наиболее характерной интеграции структуры моделей поведения индивида, интересы, отношения, способности, способности и склонности.
Социологический подход рассматривает личность с точки зрения статуса индивида в группе, с точки зрения его собственного представление о его роли в группе, членом которой он является. Что другие думают о нас, играет большую роль в формировании нашей личности.
Таким образом, личность-это совокупность идей, установок и ценностей человека, определяющих его роль в обществе и составляющих неотъемлемую часть его характера. Личность приобретается индивидуумом в результате его участия в групповой жизни. Как член группы он изучает определенные системы поведения и символические навыки, которые определяют его идеи, отношения и социальные ценности.
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. На разработку теории социализации большое влияние оказали идеи и работы З. Фрейда, Ж. Пиаже, Мертона, К.Гиллиган, Э. Эриксон, Л. Кольберг и др.
Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, в своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью. На каждой стадии возникает напряженность между «Оно» и «Сверх-Я».
Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 — 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых.
Несмотря на различия рассмотренных теорий, их авторы едины в одном — личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Эволюция социологических подходов к исследованию социализации
1.1 Теория личности в психоанализе Зигмунда Фрейда

Социализация дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении .
Социализация личности — это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения .
В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов — физических качеств, окружающей среды, индивидуального опыта и культуры — происходит формирование неповторимой личности.
Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия трех составных частей ума: ид, эго и суперэго. Эта теория, известная как структурная теория личности Фрейда, уделяет большое внимание роли бессознательных психологических конфликтов в формировании поведения и личности. Считается, что динамические взаимодействия между этими

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы