Курсовая теория на тему Современные средства оценивания образовательных результатов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 6
1.1 Исторический аспект проблемы
оценивания учебных достижений учащихся. 6
1.2 Сущность и функции
педагогической оценки.. 9
1.3 Современные подходы к системе оценивания учебных
достижений.. 13
ГЛАВА 2.
ПРОГРАММА ОЦЕНИВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА.. 18
2.1 Методы, приёмы и педагогические условия организации
оценивания образовательных результатов. 18
2.2 Анализ программы оценивания образовательных
результатов в средней школе. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Жизнь в современном обществе устроена так, что прежде, чем
вступить в самостоятельное «плавание», человек должен получить определенный
набор знаний, умений и навыков, окончить ряд учебных заведений. Сначала- школу,
затем-колледж или техникум, возможно, ВУЗ. Надо отметить, что сегодня
изменилось само понимание терминов «знание» и «учебная информация». В
современных учебных заведениях реализуется, так называемый, компетентностный
подход. Его суть заключается в том, что при обучении ориентируются не просто на
передачу объема знаний. Но также и на развитие личности.
После прохождения обучения на определенном возрастном периоде
– в начальной школе, среднем звене, выпускных классах, колледже, ВУЗе- у
обучающегося должны быть сформированы конкретные виды деятельности и
способности, как интегрированные личностные качества. Таким образом, можно
говорить, что изменился подход к самому качеству образования. С точки зрения
качества, образование всегда оценивалось как с позиции стандартов, которым
должен соответствовать выпускник того или иного заведения (как правило, эти стандарты
зафиксированы в нормативных актах), так и с позиции потребителя-полученные
знания должны способствовать социализации выпускника, его успешному поступлению
в дальнейшие учебные заведения или успешному трудоустройству.
Новые
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего образования
задают новые требования к содержанию системы школьного образования и особенно к
результатам освоения основной образовательной программы.
Новые
образовательные стандарты привели к переосмыслению понимания учебных
результатов и соответствующих им подходов к оцениванию.
Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего образования требует
оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только
предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного
процесса.
На данный
момент современная система оценивания, сложившаяся в школьной практике, требует
нового подхода и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся.
Разработанная
новая система оценивания позволит оценивать и развивать предметные и метапредметные
результаты учащихся. Такая система должна базироваться на формирующем
оценивании.
Актуальность данной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения
к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение
стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы
образования, которая предполагает не только освоение обучающимися опорных
знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную
деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного
фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов
первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного
минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение
качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки
выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а
овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом. Таким образом, актуальной педагогической
проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с
современными целями образования. В связи с этим проблема формирующего
оценивания привлекает все большее к себе внимание.
Многие ученые
(Я. А. Коменский, Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. М.
Полонский, Б. Г. Ананьев, Е. И. Перовский, А. Б. Воронцов, Ф. В. Костылев, М.
А. Пинская и др.) в своих трудах рассматривали
проблему оценивания достижений учащихся.
В настоящее
время имеется много научных работ, посвященных проблеме формирующего
оценивания.
Необходимость
изучения формирующего оценивания определяется противоречиями:
— между
существующей системой оценивания и современными требованиями ФГОС основного
общего образования (ООО);
— между
необходимостью использования нового вида оценивания в школьной практике и
недостаточной разработанностью дидактической базы для организации и проведения
формирующего оценивания в средней школе.
Тема исследовательской работы
– «Современные средства оценивания образовательных результатов».
Объект
исследования – средства оценки качества
образовательных результатов.
Предметом
исследования являются процесс оценивания
образовательных результатов.
Цель
исследования – изучение современных средств
оценивания образовательных результатов.
Гипотеза
исследования – если регулярно и своевременно проводить
оценивание результатов обучения современными методами, то это приведёт к
повышению образовательных результатов учащихся и качества образования.
В соответствии с целью данного
исследования определены следующие задачи:
— изучить исторический аспект проблемы
оценивания учебных достижений учащихся;
— раскрыть сущность и функции
педагогической оценки;
— изучить современные подходы к системе
оценивания учебных достижений; — провести анализ программы, направленной на организацию оценивания в средней школе.
Новизна исследования. Представлена система оценивания результатов обучения при
реализации компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению.
Теоретико-методологическая
основа исследования базируется:
— на теории развивающего обучения (Д.
Б. Эльконин, В. В. Давыдов); — на психолого-педагогических
исследованиях учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я.
Гальперин, Н. Ф. Талызина);
-на исследованиях по формированию
контрольно-оценочной деятельности (Л. М. Фридман, Е. Д. Божович, Н. Ф.
Талызина); — на научных положениях в области
формирующего оценивания (М. А. Пинская, Г. Б. Голуб, И. С. Фишман, (желательно
указывать своих их и так достаточно).
Для достижения намеченной цели, решения
поставленных задач, использованы следующие методы:
анализ педагогической и методической литературы по данной теме.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, в которых решаются
поставленные исследовательские задачи, заключения, списка источников и
литературы, а также приложений.
Заключение:
В процессе написания курсовой работы мы
достигли поставленной цели исследования
– изучили современные средства оценивания образовательных результатов.
Для достижения данной цели были решены
следующие задачи: изучен исторический аспект проблемы оценивания учебных
достижений учащихся; раскрыты сущность и функции педагогической оценки; изучены
современные подходы к системе оценивания учебных достижений; проведен анализ программы, направленной на организацию
оценивания в средней школе.
Доказана гипотеза нашего исследования – если регулярно и своевременно
проводить оценивание результатов обучения современными методами, то это
приведёт к повышению образовательных результатов учащихся и качества
образования.
В начале 21 века остро стоит вопрос о
необходимости изменения и совершенствования существующей пятибалльной
рейтинговой системы. В частности, с окончательным введением ЕГЭ, как ожидается,
изменятся новые образовательные стандарты, профильная подготовка, шкала оценок
и подходы в этом отношении.
Как и прежде, в российских школах,
как и почти 150 лет назад, действует пятибалльная система оценок. В настоящее
время поиск новых форм мониторинга и оценки в школах продолжается.
Общая тенденция многих работ по
проблеме оценки успешности учебной деятельности студентов состоит в том, что
одной из основных функций оценивания называется мониторинг как условие
формирования у студентов знаний и умений учащихся. Это связано с тем, что контроль,
согласно теории постепенного формирования мыслительных действий, входит в
состав оценочных действий как одна из его функциональных частей. В то же время
контроль служит основой для формирования у ученика способности обращать
внимание и развивать мыслительные когнитивные процессы.
В психолого-педагогической литературе
по проблеме оценки успешности учебной деятельности учащихся такие оценочные
функции как: учебная, воспитательная, информационная, мотивационная,
познавательная и др.
Система воспитательной работы должна
включать в себя различные методы и приемы мониторинга и оценки знаний с целью
обеспечения качества образования.
Формирующее оценивание играет в этом
отношении особую роль. Мы раскроем эту концепцию во второй главе исследования.
Итак, изучая систему оценивания,
принятую в современной российской школе, можно сделать вывод, что эта система
устарела и нуждается в замене, поскольку в условиях кардинальных изменений
содержания общего образования она не выполняет по-прежнему выполняет свои
функции и имеет ряд недостатков. Поэтому вопрос создания новой системы
оценивания в школах приобретает особое значение в настоящее время.
В российских школах предлагается
создать новую систему оценивания в классе, чтобы учащиеся были вовлечены в
деятельность по мониторингу и оценке, приобретали навыки и привычку к
самооценке.
Современная педагогическая наука имеет
эффективные подходы к оценке академической успеваемости, направленные на
повышение качества образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Исторический аспект проблемы оценивания учебных достижений
учащихся
Проблема оценки успеваемости учащихся
в разные периоды жизни общества всегда вызывала большой интерес не только у
учителей, но и у мыслителей и общественных деятелей.
История становления и развития
оценивания как процесса и результата восходит к глубокой древности.
В Китае первое упоминание о проверке
знаний и результатов обучения студентов относится к конфуцианскому периоду
(551–479 гг. до н.э.).
Обучение, по мнению Конфуция, должно
было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении
фактов и явлений, на подражании моделям. Школьное образование было признано
важным в жизни человека: «Только когда вы начинаете учиться, вы обнаруживаете
свое собственное несовершенство и получаете возможность учиться».
В древности не было оценок,
использовались только устные формы оценивания. Все обучение основывалось на
страхе телесных наказаний студентов за неуспеваемость и плохое поведение [17].
Развитие желания знать не было целью
обучения и воспитания.
В XVI — XVII вв. в иезуитских школах
стали использовать очки. Чтобы вознаградить и наказать иезуитов, они ввели
систему начисления очков.
Во время учебы проводилась письменная
проверка и в конце года проводился экзамен. Все студенты были разделены на
лучших и худших. Лучшие сидели на передних скамейках, а худшие — на задних.
Первая рейтинговая система,
появившаяся в Германии, составляла три балла.
Каждый балл обозначал место ученика в
успеваемости класса. Таким образом, по количеству баллов все ученики были
разделены на лучших, средних и худших. Позже средний балл разделили на два
класса и получили пятибалльную шкалу. Самый высокий балл и самый высокий балл —
один, а пять — самый низкий.
Показав высокие достижения в знаниях,
ученик мог набрать наивысший балл, что давало ему ряд привилегий и преимуществ.
Впервые идею проверки знаний, навыков
и умений теоретически поддержал Я. А. Коменский в труде «Великая дидактика»
XVII века.