Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему «Современные социологические теории»: представления об обществе у Щиллза и Валлерстайна.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Социология: история, понятие, сущность. 5

1.1.Понятие
социологии. 5

1.2.Сущность
социологии. 7

Глава 2.
Современные социологические теории": представления об обществе у Щиллза и
Валлерстайна. 13

2.1.
Представления об обществе Валлерстайна. 13

2.2. Теория
общества у Шилза. 16

Заключение. 19

Список используемой литературы   21

  

Введение:

 

Актуальность темы
диссертации. Конец XX
— начало XXI
вв. ознаменовался столь существенными социальными изменениями, что их
осмысление потребовало от современной общественной мысли пересмотра сложившихся
моделей исследования и базовых концептуальных схем, применения многообразных,
а, порой, и противоречивых концептов. Исследователи отмечают, что социальные
трансформации, начавшиеся в 70-х годах XX в., оказались настолько
радикальными, что потребовали не просто уточнения, изменения акцентов или
смещения углов зрения, но заставили пересмотреть фундаментальные методологические
основания социологической теории общества.

Это подразумевало,
во-первых, выработку нового отношения к теории общества, разработанной в рамках
классической социологии XIX
в., во-вторых — формирование в социологии XX в. новых теорий современного
общества, адекватных новым социальным реалиям и способных заменить
методологическую модель, на которой основывались все прежние теории общества.

Цель исследования состоит
в анализе процессов возникновения неклассических социологических теорий в
контексте формирования неклассической рациональности и выявлении обусловленной
этим феноменом специфики неклассической социологии.

Объектом исследования в
диссертации выступают неклассические социологические теории.

Предметом исследования —
специфика неклассических социологических теорий, обусловленная процессами
формирования неклассической рациональности.

Реализация цели
исследования предполагает решение следующих задач:

— проанализировать
существующие подходы к исследованию рациональности, сформулировать ее базовую
дефиницию в данном исследовательском контексте;

— рассмотреть эволюцию
понятия «парадигма», фиксирующего историческую изменчивость характера научного
знания, как теоретическую предпосылку формирования представлений о
мультипарадигмальности;

— представления об
обществе у Щиллза и Валлерстайна.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
1980-х годах теоретики за пределами Франции начали сосредотачиваться на глобализации
, коммуникации и рефлексивности с точки зрения «второй» фазы современности, а
не отдельной новой эры как таковой. Юрген Хабермас постулировал коммуникативное
действие как ответ на вызовы постмодерна и дискурс современности, основанный на
критической теории и американском прагматизме . Другой немецкий социолог,
Ульрих Бек , представил работу Risikogesellschaft (1992) как отчет о том, как
устроено современное национальное государство.

В
Великобритании Энтони Гидденс попытался примирить повторяющиеся теоретические
дихотомии с помощью теории структурирования . В 1990-х Гидденс начал работать
над проблемой «высокой современности», а также над политикой «нового третьего
пути», которая оказала глубокое влияние на новых лейбористов в Великобритании и
администрацию Клинтона в США. В то время как Пьер Бурдье серьезно критиковал
свою работу о культурном капитале, некоторые французские социологи, особенно
Жан Бодрийяр и Мишель Маффезоли , подвергались критике за создание путаницы и
релятивизма.

Функционалистские
системные теоретики , такие как Никлас Луман , оставались в социологии до конца
века. В 1994 году Роберт К. Мертон был награжден в Национальной медалью науки
за его вклад в развитие социологии науки .

Позитивистская
традиция популярна по сей день, особенно в Соединенных Штатах. Два наиболее цитируемых американских журнала,
American Journal of Sociology и American Sociological Review , в основном
публикуют исследования в позитивистской традиции. С другой стороны, Британский
журнал социологии публикуетпреимущественно непозитивистские статьи.

В
двадцатом веке количественные методы, используемые в социологии, улучшились.
Возникли лонгитюдные исследования , отслеживающие одну и ту же популяцию в
течение многих лет или десятилетий. Исследователи пытаются изучить долгосрочные
процессы и повысить способность распознавать причинно-следственные связи. В
результате применения новых методов исследования размер производимых наборов
данных увеличился, что привело к изобретению новых статистических методов
анализа этих данных. В настоящее время анализ в этой области часто выполняется
с помощью пакетов статистического программного обеспечения, таких как SAS ,
Stata или SPSS.. Есть сдвиги и в качественных методах. В то время как в первой
половине 20 — го века, в особенности аналитической индукции из Знанецкий
dominanet позже был обогащен обоснованную теорию о Барни Глейзера и Ансельма
Стросса в 60 — х годах и Чарльз Рагин разработал метод качественного
сравнительного анализа (QCA) в 1990 — е годы .

Новой
концепцией в социологии также является понятие « социальная сеть ». Например,
влияние анализа социальных сетей заметно во многих социологических областях,
таких как экономическая социология (с такими авторами, как Дж. Клайд Митчелл ,
Харрисон Уайт или Марк Грановеттер ). Во Франции теория сетей акторов
приобретает все большее значение благодаря таким авторам, как Бруно Латур ,
Мишель Каллон и Джон Лоу .

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Социология: история, понятие, сущность

1.1.Понятие социологии Термин «социология» ввел французский эссеист Эммануэль Жозеф Сийес
(1748-1836).

Это понятие происходит от латинского socius , «компаньон», и суффикса
-logie , «изучение». Независимо от этого термин был повторно введен как
неологизм французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) в 1838 году. Конт
ранее называл свою работу «социальной физикой», но этот термин имел были присвоены
другими, в частности бельгийским статистиком Адольфом Кетле (1796-1874)[1].

Основываясь на идеях Просвещения и политических философов о социальном
контракте , Конт надеялся , чтобы иметь возможность объединить все исследования
человечества посредством научного понимания социальной сферы. Он считал, что
человеческая жизнь проходит различные исторические стадии, и что, если кто-то
сможет понять этот прогресс , можно будет прописать лекарства от всех
социальных болезней. Социология была «королевой науки» в схеме Конта.
Возникновение всех физических наук неизбежно привело бы к самой фундаментальной
и сложной науке о человеческом обществе. Конт был расценен этими
оригинальными идеями как «отец социологии». Конт опубликовал свою более широкую
философию науки в работе Cours de Philosophie Positive [1830-1842], а также
раскрыл свой взгляд на позитивизм в Discours sur l’ensemble du positivisme
(1865), в котором он также обсуждал конкретные цели социологии. .

Позднее Конт разработал светскую «религию человечества», которая, по его
словам, могла выполнять связующую функцию традиционного богослужения в
позитивистском обществе. В 1849 году он предложил реформу календаря в так
называемый «позитивистский календарь». Согласно современному Джону Стюарту
Миллю , можно было провести различие между «хорошим графом», автором Cours de
Philosophie Positive , и «плохим графом», автором светской религиозной системы[2]. Сама система оказалась неудачной,
но нашла поддержку в публикации книги Дарвина « Происхождение видов».

 Это повлияло на распространение
различных гуманистических организаций в 19 веке, отчасти благодаря работе
секуляристов, таких как Джордж Холиоук и Ричард Конгрив. Хотя английские
последователи Конта, включая Джорджа Элиота и Харриет Мартино, отвергли большую
часть его системы, они восхищались идеей религии человечества.

Идеи Конта о социальной эволюции напоминают взгляды Карла Маркса на
человеческое общество, прогресс которого приведет к коммунизму. Это
неудивительно, так как оба находились под сильным влиянием идей
социалиста-утописта Анри де Сен-Симона (1760-1825), который когда-то был
наставником Конта. Оба мыслителя работали над новой научной идеологией Вслед за
развитием секуляризации в Европе.

В традициях гегельянства Маркс отверг позитивистский метод и попытался
развить собственную науку об обществе. Позже, когда социология приобрела более
широкий смысл, она также признала Маркса одним из отцов-основателей. Исайя
Берлин даже охарактеризовал Маркса как «настоящего отца» современной
социологии, «насколько кто-либо может претендовать на титул».

Ранняя социология Герберта Спенсера (1820–1903) возникла в значительной
степени как ответ Конту.

Опираясь на различные достижения в эволюционной биологии, Спенсер
безуспешно пытался переформулировать дисциплину в том, что мы теперь можем
назвать социальными дарвиновскими терминами. Фактически Спенсер был сторонником
ламаркизма, а не дарвинизма. Многие другие философы и ученые оказали влияние на развитие социологии,
например теоретики общественного договора и историки, такие как Адам Фергюсон
(1723-1816). Из-за его теории социального взаимодействия Фергюсон был назван
«отцом современной социологии»[12].

Примерами других ранних работ, носивших термин «социология», были
«Трактат о социологии » североамериканского юриста Генри Хьюза и « Социология
для Юга» или «Неудача свободного общества»  американского юриста Джорджа Фитцхью.. Обе
книги были опубликованы в 1854 году в рамках дискуссии о рабстве в довоенных
США. Книга английского философа Герберта Спенсера «Исследование социологии »
появилась в 1874 году. Лестер Фрэнк Уорд , которого некоторые называют «отцом
американской социологии», опубликовал « Динамическую социологию» в 1883 году.
Гарриет Мартино , британский социальный теоретик из Партии вигов и Английского
переводчика многих работ Конта называют «первой женщиной-социологом». 1.2.Сущность
социологии Социология — это изучение социальных отношений между людьми, в частности
политических, культурных, религиозных и экономических аспектов человеческого
общества . Дизайн и его изменения, а также социальные проблемы являются здесь
центральными. Важные вопросы заключаются в том, как возникают социальная
сплоченность, социальное неравенство и идентичность . Социология как научная
область зародилась в начале 20 века, хотя сам термин уже использовался рядом мыслителей,
включая Огюста Конта, в 19 веке. Современная учебная дисциплина характеризуется
теоретико- методологическим обоснованием. плюрализм и, следовательно, не имеет
единой правильной теории и метода, но может быть разделен на разные
теоретические и методологические школы.

Социологи изучают людей и их поведение в их социальной среде по
отношению к преобладающей культуре , существующим социальным структурам и
структурам власти . На практике это означает изучение повседневной жизни людей
и функционирования людей в их среде, социальных связей, семейных структур ,
религиозных связей, законов , норм и ценностей , ролевых моделей и культурных
традиций.повязки. Например, дипломированные социологи работают исследователями
в крупных компаниях и исследовательских учреждениях, журналистами, политиками и
во многих других профессиях, в которых они применяют социологическое мышление и
методы исследования.

Социология — это социальная наука , то есть наука, изучающая человека в
его отношениях с другими. Эта отрасль науки противоположна естественным наукам
, изучающим законы мертвой и живой материи . Социология связана с такими
научными дисциплинами, как история , география , политология , сравнительные
культурологические науки, психология , философия , экономика , антропология ,
криминология и демография.. Социология — теоретико-эмпирическая наука,
сочетающая формирование теории с эмпирическими исследованиями и экспериментами.
Однако как с точки зрения теории, так и с точки зрения методологии, он
характеризуется плюрализмом , то есть множеством теоретических подходов и
методологических подходов, которые используются бок о бок[3].

В социологии существует несколько теоретических школ мысли, одни из
которых имеют большое количество последователей, другие — отдельных людей. Это
разнообразие теорий с самого начала характеризовало социологию.

Первый пункт разногласий между различными школами касается вопроса,
формирует ли индивид социальные структуры или именно социальные структуры
определяют действия индивида. Это известно как контраст между силой действия (
агентством ) и структурой ( структурой ) . Например, Макс Вебер , один из
основоположников социологии, в своей работе подчеркивает людей и основные
намерения их поведения. Только наблюдая за человеком, можно понять существующие
социальные отношения. Под заголовком этой так называемой интерпретативной
социологии можно также выделить такие направления, как феноменологическая
социология., этнометодология и символический интеракционизм . С другой стороны,
Эмиль Дюркгейм , другой основатель социологии, утверждает, что социолог должен
исходить из социальных фактов , выходящих за пределы личности. Эти социальные
факты имеют убедительный характер и предшествуют индивидуальному. Другими
словами, если кто-то хочет объяснить поведение индивидов, он должен взглянуть
на существующие социальные факты и структуры и на то, как они направляют
поведение индивида. Эта линия также включает в себя мысли ( структурный )
функционализм , в системы теорий о Т. Парсонса и Никласа Лумана., и
структурализм .

Вторая линия разлома — это разрыв между социологами, которые делают упор
на социальную сплоченность и социальный порядок (модель гармонии), и
социологами, которые сосредотачиваются на социальных конфликтах (конфликтная
модель). В первую группу входят социологи, такие как Дюркгейм и Парсонс,
которые подчеркивают роль общих норм и ценностей и коллективного сознания в
объяснении социального порядка. С другой стороны, сторонники социологии
конфликтов , вдохновленные Карлом Марксом . Эти авторы подчеркивают роль
асимметричных (несбалансированных) властных отношений в обществе: как
социальный порядок является продуктом общественного воспроизводства.(переходя
из поколения в поколение) этих властных отношений и того, как конфликты
продолжают возникать между различными группами в этом обществе. Эта модель
конфликта может быть применена к различным экономическим классам, как в случае
с Марксом, Ральфом Дарендорфом или Франкфуртской школой , но также и к
социальным баталиям, таким как расизм или эмансипация женщин, о которых пишут
такие авторы, как Стюарт Холл или Джудит Батлер . Также постмодернистские
социологи, такие как Зигмунт Бауман и Жан Бодрийяр , выходят из этой модели
конфликта.

В последние десятилетия были предприняты попытки навести мосты между
этими линиями разлома и развить теории, которые включают в себя субъектность, а
также структуру , консенсус (гармонию) и конфликт. Это относится, например,
Пьер Бурдье , в структурации теории о Энтони Гидденс , к теории
коммуникативного действия по Хабермаса и к теории актер сети от Бруно Латура .
Часто отмечается, что агентство и структура предполагают друг друга в каком-то
смысле или что сами концепции проблематичны и требуют пересмотра.

Помимо теоретического разнообразия, социология также имеет различные
методологии , которые можно разделить на две основные группы: качественные и
количественные исследования. Сторонники количественного исследования
предполагают, что их методология более научная, чем качественная. Такое
формирование методологического ландшафта возникло совсем недавно.

Первоначально эти методы стояли бок о бок. Другие авторы подчеркивают
сходство между двумя подходами, и методология по-прежнему выбирается на основе
целевого исследовательского вопроса.

Были предприняты усилия по согласованию методологии, и есть много
исследователей, которые сочетают оба методологических подхода. Это часто
обобщается под заголовком смешанных методов исследования. Затем предпринимается
попытка компенсировать слабые стороны обоих подходов, преследуя
репрезентативность, а также глубину и понимание контекста.

Первые попытки научного наблюдения и классификации социальных фактов
сохранились для нас в «Республике» и «Законах» Платона и в «Политике»
Аристотеля , но все они были лишь первыми попытками. Однако в этих
произведениях общество в целом рассматривается как организация гражданского
общества или государства, а также как Римская империя.В Средние века,
Средневековье и Просвещение все научные исследования социальных явлений были
слишком фрагментарными. Некоторые из этих исследований были экономическими,
некоторые — юридическими, некоторые — церковными, а некоторые — политическими.
Никто не пытался полностью описать ассоциацию и социальную организацию; никто
не отказывался понять целостность реальной жизни. Только в нынешнем веке
научные методы стали систематически применяться для решения этой крупномасштабной
проблемы, и с момента их применения, как и в других областях исследований, в
изучении общества, эти методы вознаграждали себя значительным вкладом в
развитие общества. общие знания. На данный момент у нас есть общественные
отношенияСуществует быстро растущий фонд знаний, которые были проверены и
учтены. Не слишком опасно сказать, что теперь у нас есть социология, которую
можно определить как описание и интерпретацию общества в целом. Это общая наука
о социальных явлениях[4].

Слово «социология» впервые было использовано Огюстом Контом в его «Курсе
позитивной философии» как название крупномасштабной социальной науки,
являющейся частью позитивной философии . Конте был первым, кто ясно осознал
необходимость удаления этих элементов науки из списка горизонтальных
материалов, идей и методов, и был первым, кто объединил все действительно
необходимые элементы в одну концепцию. Платон и Аристотель никогда не отделяли
политику от этики или политологию от искусства политики. В XVIII веке
политология навсегда слилась с революционным духом. Гоббс и Монтескье Ни один
из экономистов не изучал общество во всех его формах, и, несмотря на влияние
Юма на максимальные долги, социальные интерпретации понятия истины в его
понятии причинности все еще остаются в значительной степени теологическими и
метафизическими.

Таким образом, Конт был первым, кто пролил свет на эти недостатки,
утверждая, что общество следует рассматривать как единое целое, и попытался
заложить основы позитивной науки, основанной на обширном наблюдении фактов
социальных явлений во всех их аспектах и ​​полностью лишенных политического
искусства и революционных целей. Социология, в смысле Конте, к социальной
физике.Задача социологии должна состоять в том, чтобы раскрыть естественные
причины и законы общества и изгнать метафизические и сверхъестественные следы
из истории, политики и экономики, точно так же, как они исключены из астрономии
и химии. Конте, основываясь на позитивном подходе, обнаружил, что социология
может быть наукой, которая может достаточно предсказывать будущее и показывать
прогресс. [1]

После Конте социология развивалась в основном благодаря работе людей,
сумевших полностью осознать всю мощь доктрины, резко изменившей ход научной
мысли. Эволюционная интерпретация мира природы пронизывает все области знаний.
Закон естественного отбора и понимание жизни как процесса адаптации организма к
окружающей среде в современной биологии.и стал стержнем психологии.
Эволюционная философия должна была расшириться и включить социальные явления
человеческой жизни. Наука, изучающая жизнь от протоплазмы до человека, не могла
ограничиться объяснением ее внутренней структуры. Он должен был познакомиться с
его растущими международными связями, этническими группами, человеческими
естественными сообществами и всеми наблюдаемыми в них явлениями, а также
изучить, не является ли все это результатом глобальной эволюции. Глава
2. Современные социологические теории": представления об обществе у Щиллза
и Валлерстайна.

2.1. Представления об обществе Валлерстайна С 1970-х годов, используя
свой анализ мировых систем, Иммануил Валлерстайн разработал широкую основу для
социальных наук с потенциальными приложениями для сравнительных образовательных
исследований. В этой статье мы очерчиваем ключевые аспекты теоретизирования
Валлерстайна, а затем анализируем восприятие, понимание и применение его
анализа в области сравнительного и международного образования на примере
исследования Comparative Education Review.(CER) с 1980 по 2008 год. В этой
статье исследуется, как и насколько широко его анализ был принят и
интерпретирован. Наш анализ подчеркивает значительные и — с учетом более
широкого акцента в сравнительном образовании на вопросы образования и развития
— удивительные недостатки в применении этого подхода.

Теория мировых систем
подпадает под «критические течения» международных отношений и частично
опирается на теории Маркса . Другая часть теории основана на работе
французского историка Фернана Броделя о развитии раннего капитализма с 1400 по
1800 год, и, кроме того, большая часть этой теории записана Валлерстайном на
основе обширного опыта в Африке. В качестве последнего важного фактора можно
признать теорию зависимости, в которой отношения эксплуатации третьего мира по
отношению к первому миру занимают центральное место.

Теория мировых систем
была впервые изложена в 1974 году в первой из четырех книг Валлерстайна «
Современная мировая система» , в которых описывается развитие европейской
экономической интеграции с XVI века и далее. Эта интеграция привела на этой
ранней стадии в мировую экономику (с дефисом) не в том смысле, что экономика
будет занимать мир, а в том смысле, что она сама по себе составляет
экономический и политический мир. Европейская капиталистическая мировая
экономика уникальна в истории тем, что это не глобальная империя , а мировая
система, состоящая из нескольких государств.. Развитие мировой системы является
одним из этапов расширения: такие явления , как колониализм , империализм и
глобализация, являются этапами роста европейской мировой системы в сторону
глобальной системы.

Теория предполагает, что
в капиталистической системе международный экономический мировой порядок вместо
того, чтобы быть взаимозависимым и, следовательно, эквивалентным, является
порядком зависимости и, следовательно, эксплуатацией. Согласно теории,
различные области в мире можно разделить на три части: ядро , полупериферию и
периферию . Теория рассматривает отношения между этими тремя частями в
исторической структуре, которая совпадает с возникновением мирового рынка .
Основные области, теперь западный мирявляются наиболее богатыми регионами и
особенно нуждаются в дешевом сырье и продуктах питания, которые можно обменять,
среди прочего, на высококачественные промышленные товары. Периферия поставляет
дешевое сырье и продукты питания и обменивает их на товары из ядра. Это
улучшает основные области за счет периферийных областей. Полупериферия состоит
из областей, в которых сочетаются основные и периферийные черты. Это могут быть
основные области, находящиеся в упадке, или периферийные области в развитии.

Некоторые ключевые
области могут стать настолько сильными, что будут иметь гегемонию над другими
игроками в системе. Однако уникальность капитализма заключается в том, что
такая гегемония не ведет к формированию империи, как это происходило в других
исторических случаях экономической интеграции.

Согласно теории, эти
области могут быть не только обозначены в глобальном масштабе, но и центральные
и периферийные области могут быть также найдены внутри стран, в результате чего
бедная периферия поставляет сырье в промышленно развитое ядро.

Валлерстайн явно выбирает
«недисциплинарный подход» (который следует отличать от мультидисциплинарного) в
своей работе. По его словам, разделительные линии между антропологией ,
экономикой , политологией, социологией и историей основаны на либеральной
концепции государства ипрепятствуют изучению социальных систем в их
совокупности.

Капитализм возник, по
мнению Валлерстайна, после кризиса в феодализм из позднего средневековья . Сам
капитализм сейчас вступил в кризис, который продолжается с начала 20 века .
Русская революция 1917 года была «символическое зажиганием» этот кризис.
Валлерстайн не рискует предсказывать скорый конец капитализму: напротив,
система сильнее, чем когда-либо, а холодный аналитический подход предотвращает
разочарование в возможности системных изменений.

Критика теории мировых
систем сосредоточена главным образом на детерминированном характере отношений и
роли капиталистической мировой системы. Кроме того, часто непонятно, когда речь
идет о полупроводнике. Тем не менее теория мировых систем является важной
теорией в современных международных отношениях.

Анализ Валлерстайна
ленинизма в том виде, в каком он практиковался в Советском Союзе ,
примечателен: он рассматривает его как форму либерализма , вписывающуюся в
мировую капиталистическую систему. Развитие ленинизма от теории мировой
революции к социализму в одной стране и, в конечном итоге, разделение мира на
Ялтинской конференции Валлерстайн рассматривает как тормоз революционного
недовольства в других частях мира. Возможное падение коммунизма является
логическим следствием этого развития, но, согласно Валлерстайну, это не победа
либерализма, а подтверждение того, что изменения в капиталистической системе
невозможны 2.2. Теория общества
у Шилза Шилз знаменит и
знаменателен прежде всего своей теорией макросоциальных центров. Ядром этой
теории, как известно, является то представление, что «всякое общество имеет
центр»33, что сама «принадлежность к обществу… устанавливается отношением к
его центральной зоне»34 и что макросоциальный центр обладает двумя взаимно
комплементарными ипостасями: «центральной ценностной системой» и «центральной
институциональной системой».

Шилз в поздних своих
работах ввел в эту схему еще и третий элемент — центр трансцендентный.
«Легитимация центра достигается согласованием его с некоторыми фундаментальными
нормами, неотъемлемо присущими космическому или природному порядку либо
предписанными верховной трансцендентной мощью. Поэтому можно говорить о
трансцендентном центре, о центре, располагающемся по ту сторону (beyond)
событий и установлений рутинного земного бытия, возвышающемся над ними»[5].

Разумеется,
«трансцендентный центр не может стать известен человечеству, если он не
обладает земным соответствием, находящимся в согласии с земным же центром
власти и господства или же репрезентирующим себя как альтернативу ему,
призванную его заместить либо испра-вить»37. Однако само существование (во
всяком случае, легитимное существование) этих земных соответствий явно ставится
здесь в зависимость от существования их трансцендентного прообраза, non vice
versa. Просто земные и, по неуклюжему выражению Шилза, земные-транс-цендентные
(earthly-transcendental) центры могут более или менее успешно справляться с
миссией (или, если предпочтительна не столь возвышенная лексика, функцией)
распространения знаний о трансцендентном центре, перевода их на языки социального
взаимодействия, конвертации их в нормы и институты. Но трансцендентный центр не
мыслится Шилзом как их производная — он автономен, а земные и
земные-трансцендентные центры субординированы ему.

Существование
трансцендентного центра утверждается Шилзом как факт — конечно, не факт
религиозный, но факт социальный и тем самым, в соответствии с теоремой Томаса,
факт полностью реальный. В этом отношении позиция Шилза гораздо более
нюансирована, чем известная формулировка Парсонса: «Харизма — не метафизическая
сущность, а эмпирически наблюдаемое качество людей и вещей, связанное с
человеческими действиями и установками»38. Что оно эмпирически наблюдаемо,
совершенно точно; что оно с человеческими действиями и установками связано,
тоже бесспорно; но сделанное в такой форме указание на эту связь слишком легко
прочитывается как утверждение односторонней каузальной зависимости сакрального
от социального, по большому счету бездоказательное.

Шилз не столь
безапелляционен, он не исключает, что «метафизическая сущность» может
одновременно быть и социальным фактом — и в этом качестве, с этой стороны быть
доступной изучению средствами социальных наук. Скорее всего, как раз поэтому
его концепция гораздо лучше объясняет сумму «эмпирических наблюдений» над
случаями взаимодействия сакрального и социального — как исторических, так и
современных. Именно это позволило ему «продвинуться дальше, чем Вебер… и
показать, что харизма есть не просто нечто экстраординарное, выходящее за
пределы повседневной жизни, но что она представляет собой поистине центральный
компонент любого устойчивого социального порядка <…> причем эти
составляющие человеческого действия — традиция, харизма, сакральное,
примордиальность — имеют отношение не только к анализу „традиционных, то есть
племенных или исторических обществ… но конститутивны и для современных
обществ»40.

Среди его достижений было
объединение эмпирической традиции чикагской школы социологии с теоретическим
мышлением европейских социологов. Признавая его работу, Фонд Бальзана сказал:
«Вероятно, больше, чем любой другой отдельный человек, он подчеркнул важность
объединения их в единую структуру, тем самым сделав важный вклад в
действительно универсальную, общую социологию, в отличие от« Французская,
«немецкая» и «американская» социологии ».

Во многих своих работах
Шилс искал связи между различными способами понимания общества. Как заметил
обозреватель The Times Literary Supplement, когда писал о Центре и периферии:
Очерки макросоциологии (1976), «профессор Шилс рассматривает общество как основную
единицу анализа, и он постоянно обращает внимание на все подсектора исследования
— экономику, государственное устройство, культура, идеология — в рамках
социального целого.

«У общества есть центр»,
— продолжает обзор, обобщая точку зрения Шилса. «Это ядро ​​ценностей связано с
более широким космическим порядком, независимо от того, находится ли он в
необходимой диалектике истории, мессианской судьбе или метафизических силах».

На протяжении всей своей
карьеры Шилс бросал вызов общепринятому мышлению. Его книга Torment of Secrecy
(1956), например, противостоит маккартизму и широко считается лучшей работой по
проблемам безопасности времен Маккартизма. [1]Habermas, J. The Theory of
Communicative Action / J. Habermas. — Vol. 1-2. — London: Heinemann, 1984. —
150 р. [2]
Мальцев К.Г., Зайцева Е.А. О выявлении причин и интерпретации
«Мультипарадигмальности» в социологии: методологический аспект // Вестник
Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.
2016. №2 (42). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-vyyavlenii-prichin-i-interpretatsii-multiparadigmalnosti-v-sotsiologii-metodologicheskiy-aspekt
(дата обращения: 19.05.2021). [3] Luhmann, N. Soziologie als Theorie sozialer Systeme /
N. Luhmann // Soziologische Aufklarung 1. Aufsatze zue Theorie sozialer
Systeme. — Opladen: Westdeutscher Verlag, 1970. -S. 113-136. [4]Рабочая книга социолога / ред. кол. Г. В. Осипов (отв. ред) [и др.]. — М.:
Наука, 1976. — 480 с. [5] Joas, H. Sotial Theory: Twenty
Introduetory Leetures / H. Joas, W. Knobl. — Transi. Alex Skinner. — Cambridge:
Cambridge University Press, 2009. — 560 p.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы