Курсовая теория на тему Современные проблемы детской игры и игрушки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ
1.1. Игровая деятельность
ребенка как социально-педагогическая проблема
1.2. Влияние современных игрушек и игр на развитие
ребенка
1.3.
Психолого-педагогические рекомендации родителям по выбору игрушек
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Игрушки
занимают в жизни ребенка важное место, поскольку является влиятельным элементом
воспитания и развития ребенка уже с раннего возраста, а потому заслуживают
особого внимание. Игрушки влияют на физическое и психическое развитие ребенка, играют
важную роль в социально-нравственном, художественно-эстетическом воспитании,
помогают формировать у детей взгляды на окружающий мир с его разносторонними
жизненными аспектами. Ребенок играя, учится познавать природу, людей, формировать
свое отношение к труду, творчеству, искусства, всесторонне развивать свою
активность.
К
сожалению, современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию, а
соответственно, и выбор игрушки становится чрезвычайно сложным и хаотичным.
Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители,
близкие родственники, педагоги), не всегда учитывают его возраст и потребности,
а опираясь преимущественно на собственный вкус. Развивающий потенциал игрушки,
ее педагогическую «полезность» взрослые или совсем не учитывают, или полностью
доверяют аннотации, в которой производитель сообщает различную информацию, но
не ту, которая действительно важна и необходима. Отсутствие любых ценностных
ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и в покупателей)
приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупки и
бессмысленного потребления. Кроме того, значительная часть современной игрушечной
продукции характеризуется низким качеством и сомнительным назначению, что
негативно влияет на развитие и психическое здоровье детей.
Все
это вызывает необходимость исследования влияния современной игрушки на развитие
ребенка
Влияние
игровой деятельности на развитие ребенка изучали ведущие ученые педагоги и
психологи: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, В.С.
Мухина, Н.К. Крупской и др. Тема интересна для исследования, так как влияние
игры на личность ребенка, его поведение широко и может применяться в различных
ситуациях.
В
настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности
современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили
и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном
материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является
развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации.
Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой
использования знаний, полученных детьми в образовании.
Таким
образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы
«Современные проблемы детской игры и игрушки».
Цель –
изучить современные проблемы детских игр и игрушек и определить критерии выбора
игрушек с прогнозированием возможных результатов их влияния на формирование
личности.
Задачи:
—
рассмотреть игровую деятельность ребенка
как социально-педагогическую проблему;
—
выявить влияние современных игрушек и игр
на развитие ребенка;
—
предложить психолого-педагогические
рекомендации родителям по выбору игрушек.
Заключение:
Таким
образом, в данной работе были раскрыты две линии психического развития: интеллектуальная
и личностная. Выявлено, что решающую роль в психическом развитии ребенка играют
его деятельность и его общение с другими людьми.
Таким
образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее
разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с
возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию
различных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей
и вместе с тем – побудить их к коллективным играм.
Подбор
игрушек должен способствовать физическому, психическому, нравственному и эстетическому
развитию детей. Все виды игрушек должны соответствовать педагогическим,
психологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также возрастным
особенностям детей.
В
данной работе были выделены две группы критериев отбора игрушек: первые,
связанные с безопасностью, защитой от негативных воздействий игрушек на психику
ребенка; вторые, связанные с качествами игрушек, направленные на
интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Взрослые должны четко
осознавать, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она
может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям, изучать окружающую
конкретную действительность.
Современные
игры и игрушки чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не в положительные
ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию,
распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору
современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИГРЫ И ИГРУШКИ
1.1. Игровая деятельность ребенка как
социально-педагогическая проблема
В
развитии ребенка и коллектива детей большая роль отводится основном вида
детской деятельности в дошкольный период – игре. Философы, историки, этнографы,
психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка,
возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
Для детей дошкольного возраста игровая деятельность имеет исключительное
значение: игра для них – обучение, игра для них – труд, игра для них –
серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.
Игра
– самый доступный вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Она
является оптимальным средством всестороннего развития дошкольника, что помогает
расширить и углубить представления об окружающем мире, сформировать базовые
качества личности, удовлетворить социальные и собственные потребности ребенка.
Поэтому проблема игры всегда была в центре внимания научной мысли, а также
получила должное отражение в современных нормативных актах дошкольного
образования. В частности, в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), акцентируется внимание на
существенном значении игры в педагогическом процессе, поскольку в ней ребенок
может обнаружить особую активность и реализовать себя; игра должна быть
основной формой организации жизнедеятельности детей. Кроме того, в документе
указано: «Игра – самая легкая степень для осознанного овладения достоянием
культуры, опытом человеческих взаимоотношений, знаниями, способами деятельности
и т.д.[12].
Соответствующее
место отведено игре и в ФГОС ДО, где в образовательной линии «Игра дошкольника»
указано, что «игра обеспечивает удовлетворение игровых предпочтений каждого
ребенка, способствует возникновению дружеских, партнерских отношений и игровых
объединений по интересам, побуждает к обмену мнениями, оценивания себя и
других, поощряет к импровизации, высказывании собственных оценочно-этических
суждений».
Терминологическое
словосочетание игровая деятельность в понятийном аппарате нашего исследования
является одним из центральных. Изучение данной категории заставляют нас обратиться
к сущности термина «деятельность». В современной философской и психологической
литературе существует много трактовок данного понятия. По нашему мнению, в
наиболее обобщенной форме «деятельность» следует понимать как совокупность
действий личности, направленных на удовлетворение потребностей и интересов.
Данное определение позволяет подтвердить взаимосвязь деятельности и игры. Ведь
ученые (Л.В. Артемова, Д.Б. Эльконин, И.И. Сикорский, Н.Н. Шуть) утверждают,
что наибольшее удовольствие ребенок получает от игры, которая тесно связана с
эмоциональной сферой. Так, Н.Н. Шуть считает единицей удовольствия
положительную эмоцию и ее визуальный эквивалент – улыбку. Игра обеспечивает
радостное самочувствие, здоровье, долголетие, дает возможность наслаждаться
жизнью, установить положительные отношения, снять психические перегрузки и
компенсировать расходы жизненной энергии [19, с. 13].
Игра
по своей социальной природе, содержанию и механизму развития считается
неформальной. Она словно исключает сосуществования таких явлений, как без организованность,
безразличие, безынициативность, муштра, одним словом – формализм в принципе
несовместим с идеей реализации творческих способностей и возможностей каждой
личности.
Рассмотрим
несколько наблюдений и выводов, сделанных авторитетными учеными мира
относительно определения, что такое игра и в чем заключается ее культурная
ценность. «Игра человека является социальным и эстетико-культурным феноменом, а
его содержание и многообразие форм, рождены тем же, что и рожден сам человек и
его культура, − трудом и общением», − утверждал Г.В Плеханов [13, с. 54].В
определении игры ученый пользовался двумя принципами: безусловным родством игры
с искусством и материальной заинтересованностью, то есть искусство свободное и независимое,
как и сама игра, а следовательно игра,
резко отличается от ремесла. Итак, для Плеханова игра – это духовно практична
деятельность, которая обладает эстетическими качествами. Г.В. Плеханов рассматривает
игру, учитывая всю ее социальную историю. По эстетической теории Плеханова, у
первобытных народов искусство и игра тесно переплетались между собой. Так,
Плеханов всегда критиковал М.Г. Чернышевского за то, что он относился к игре, как к забаве, или как к
несерьезному развлечению.
По
мнению ученых Р.И. Жуковського, А.В. Запорожец, А.П. Усова, взаимосвязь между
игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах ее становления и
совершенствования игровой деятельностью, влияет на возникновение и развитие эмоций.
Сформировавшись, эмоции влияют на развитие игры определенного содержания. Эти
закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня
развития игровой деятельности.
Важными
условиями возникновения полноценной игры является формирование социального
содержания общения, взаимодействия между персонажами в процессе данного вида
деятельности. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются
взаимоотношения со сверстниками: радуются дети совместной игре или нет,
принимает партнер инициативу своего товарища, какие конкретные эмоции при этом чувствует
ребенок. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно
широк: от полного безразличия к заинтересованности и поддержки эмоциональных
контактов, содержательного общения взаимных действий. Эмоциональные проявления,
возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться.
Воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению
негативных эмоций, проявления невнимательности, агрессивности [1, c. 28].
Своеобразно
рассматривает вопрос о сути игры и ее функций американский психолог Г. Лендред
в труде «Игровая терапия: искусство отношений». «О первостепенном значении игры
для естественного развития малыша свидетельствует то, что ООН провозгласила игру
универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная
центральная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Детей надо
учить игре, не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с
удовольствием, не преследуя никаких конкретных целей» [6, c. 18]. Его коллега психолог Э. Берн в
своей работе «Игры, в которые играют люди» дал определение игры как серии
последовательного скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и
предсказуемым концом:«… коротко говоря, это серия ходов, содержащих в себе
ловушку …». Далее Э. Берн рассматривает существенную особенность игры –
кульминацию: выигрыш. «Предыдущие ходы делаются именно для того, чтобы
подготовить ситуацию, которая обеспечит выигрыш, но при этом ходы планируются с
таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг также приносил максимально возможное
удовлетворение» [2, c.
38].