Курсовая теория на тему Современные практики развития талантов и творческих способностей младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей в начальной школе 5
1.1 Понятие творчества и творческих способностей 5
1.2. Приёмы развития творческих способностей у детей в начальной школе 10
Глава 2. Концепция внеклассных мероприятий в рамках развития творческих способностей 14
2.1. Виды внеклассных мероприятий 14
2.2. Особенности организации творческих внеклассовых мероприятий в начальной школе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность работы: сегодня многие педагоги уже осознают, что настоящей целью обучения является не только приобретение определенных знаний и навыков, но и развитие воображения, наблюдательности, изобретательности и воспитания творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческих начинаний часто становится непреодолимым препятствием в старших классах, где нужно решать нестандартные задачи. Творческая деятельность должна быть тем же объектом обучения, что и знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учиться творчеству.
Ученые и методисты (К. Б. Бархин, А. И. Воскресенская, П. А. Афанасьев, С. И. Абакумов, Е. Е. Соловьев) считали: «Главная задача учителя начальных классов — пробудить в творчестве ребенка и дать ему возможность выразить эмоции и чувства, рожденные в нем. процесс обучения и воспитания самостоятельно».
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но все еще актуальна. Не секрет, что школа и родители обеспокоены развитием способностей учащихся.
Какими бы ни были индивидуальные способности ученика, но если у него нет желания учиться, то успеха не будет. Однако позитивное отношение к обучению также тесно связано со способностями. Много раз в психолого-педагогической литературе указывалось, что желание учиться возрастает, когда обучение успешное, и исчезает из-за неудачи.
Неудачи могут быть объяснены не только отсутствием знаний, которые должны были быть приобретены на более ранних этапах обучения, но и слаборазвитыми способностями ребенка.
Основной задачей начальной школы является обеспечение развития личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка являются два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере того, как он учится на прошлом человеческом опыте, участвуя в современной культуре.
Этот процесс основан на образовательной деятельности, направленной на овладение знаниями и навыками ребенка, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности через творческую деятельность. В отличие от обучения, творческая деятельность не направлена на развитие уже известных знаний.
Это способствует проявлению ребенка-любителя, самореализации, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.
Выполняя эти действия, они сами выбирают разные задачи и для разных целей.
Таким образом, в образовательной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с целью овладения определенным умением, овладения определенным правилом. В творческой деятельности решаются поисковые и творческие задачи с целью развития способностей ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общая способность к обучению, то в рамках творческой деятельности общая способность находить и находить новые решения, необычные способы достижения желаемого результата, новые подходы к рассмотрению предложенной ситуации формируется. Поэтому выбранная тема «Современные практики развития талантов и творческих способностей младших школьников» является актуальной.
А. Г. Алейников, автор термина и концепции творческой педагогики, утверждает: «Творчество – это то, чего можно и чего следует обучать с детства».
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему исследования: «Современные практики развития талантов и творческих способностей младших школьников». Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников. Предмет исследования: современные методики развития творческого потенциала учащихся начальной школы.
Цель работы – исследовать современные практики развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «творчество» и «творческие способности».
2. Рассмотреть практический опыт учителей начальной школы по развитию творческих способностей во внеклассных мероприятиях.
В работе мы использовали такие методы теоретического исследования:
— анализ педагогического опыта;
— классификация;
— обобщение материалов исследования;
Заключение:
В последнее время каждый взрослый, связанный с детьми (учителя и родители) заинтересован в развитии креативных возможностей у малышей. Стало популярным заменять слово «творческий» иным словом — «креативный». Впрочем, смысл данных определений в некотором роде выделяет общее значение. Исследуя мы можем сказать, что подходящие обстоятельства для становления творчества личности учащихся младших классов формируются в рамках интеграции образовательной и внешкольной работы.
Исследование психолого-педагогической литературы по организации внешкольных событий в согласовании с требованиями учебной программы позволил нам заключить следующие выводы:
— Исследование творчества возможно только в общей работе учителя и малыша, где любой из членов работы полноправен. При данной работе наставник не только демонстрирует всевозможные креативные методы внеурочной работы, но и организует ее так, что обстоятельства и условия жизни ребёнка требовали от него креативных заключений. Степень становления креативного потенциала младших школьников и, в конечном результате, всего класса находится в зависимости от того, как открыто и мастерски педагог станет относиться к собственной работе, как увлекательно разрабатывается созданная программа внеклассных событий.
— Главная проблема образования — это ослабление мотивации к учебе. Внеклассные события способствуют решению этой проблемы, содействуя развитию влечения к творчеству, тем более у детей с невысокой мотивацией. Не тайна, что детям проще изучить учебный материал в необычной среде. Как раз внеклассные события содействуют развитию общего творчества, формируют коммуникативные способности, ощущение ответственности за свои действия в коллективе, способность к размышлению, преодолению психологических препятствий на пути получения новых знаний и умений, создают обстоятельства для сотрудничества.
Внеклассные события развивают способности работы с литературой, умение мыслить, разбирать и обобщать. Среднее учебное заведение и внеклассные мероприятия неделимы. В данный момент в школе создаётся новое поколение, которое отвечает за модификацию общества.
— Успех внеклассной работы находится в зависимости не только от интенсивно учащихся, но и от педагогического воздействия на менее активных детей, возможности учителя давать заинтересованностям учащихся социально нужное направление. Одним из ведущих критерий удачной организации и становления внешкольных занятий считается особая подготовка учителей.
Фрагмент текста работы:
Одной из самых сложных и интересных проблем педагогики и психологии является проблема индивидуальных различий личности. Центральным моментом в индивидуальных характеристиках человека являются его способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям определённой деятельности и является условием её успешного осуществления. [8, с. 6-11].
Индивидуальные способности человека не гарантируют успешного завершения сложных заданий. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание индивидуальных, конкретных способностей, образующих единство, качественно уникальное целое, синтез способностей. В этом синтезе индивидуальные способности объединяются вокруг конкретного, основного личностного образования, своего рода центральной способности [4, с. 44-48].
Различают способности двух видов — учебные и творческие. Навыки к обучению связанны с усвоением уже известных методов осуществления деятельности, приобретением знаний, умений. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и тому подобное. Очевидно, что рассматриваемая концепция тесно связана с понятием «творчество», «творческая деятельность». [13, с. 1]
Данное понятия настолько обширно, что различно трактуется педагогами. Рассмотрим определения некоторых из них.
Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя. [7, с. 158-160]
Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. [21, с. 1]
Интересными также являются следующие высказывания: «Творческое мышление — это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда делали» (Роджер фон Эйх), «Творчество — это десять процентов вдохновения и девяносто процентов труда” (Томас Эдисон).
Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом — творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, вследствие которой возникают новые результаты. Рассмотрев различные определения, мы соглашаемся с мнением Бехтерева В. И., и в дальнейшем будем рассматривать данное понятие в описанном ключе.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой сфере, можно выделить два основных типа действий. Разделить основные действия человека можно на репродуктивные или продуктивные. Первый вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его суть в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и разработанные приемы поведения и действия.
Помимо репродуктивной активности в поведении человека существует продуктивная (творческая) деятельность, результатом которой является не воспроизведение прежних впечатлений или действий в своем опыте, а создание новых образов или действий. Этот вид деятельности основан на творческих способностях. Рассмотрим различные определения творческих способностей.