Курсовая теория на тему Современные концепции правового образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности современного правового образования. 6
1.1. Проблемы правового образования в российской школе. 6
1.2. Цель и формы правового образования. 9
Глава 2. Современные концепции правового образования. 14
2.1. Основные концепции современного правового образования. 14
2.2. Концепция информатизации правового образования. 24
Заключение. 29
Список использованных источников и литературы.. 31
Введение:
Актуальность темы,
обуславливается состоянием правосознания и правовой культуры в современное
время в России.
Провозглашенный
в Конституции курс на формирование правового государства, признание человека,
его прав и свобод высшей ценностью предъявил новейшие требования к состоянию
умственного, эмоционального и физического развития человека как субъекта
гражданского общества.
В
тоже время, правовое образование – это важный комплексный компонент механизма
правовой социализации личности – процесса усвоения, принятия и реализации
субъектами правовых ценностей общества, переживаний, идей, эмоций и чувств людей,
правовых оценок, моделей и норм поведения.
Правовое образование – это целенаправленный процесс
формирования у человека высокого уровня правовой культуры
Задачи правового воспитания предполагают формирование:
— Знаний о праве;
— Внутреннего почтения к праву;
— Умения использовать правовые познания в практической
деятельности;
— Навыков работы в соответствии правовыми предписаниями.
В
настоящее время в сфере правового обучения накапливается богатейший опыт, который
позволяет констатировать существование концепций правового образования с
множествами вариантов.
Правовое
обучение является процессом целенаправленной передачи умений, знаний, и
формирование устойчивых навыков в сфере правовой действительности, позволяющие
обладать и теоретическими представлениями об определенных юридических нормах
жизни, законах страны, и применением данных знаний в практической деятельности.
В
данной работе мы проанализируем некоторые концепции правового образования, которые
сложились на протяжении многолетней практики и научных изысканий ученых в сфере
методики обучения праву.
Некоторые
исследователи полагают, что изучение правовых конструкций в школьном учреждении
обязано основываться не на механическом запоминании юридических норм и статей
законов, а на глубоком проникновении в суть самого права, рассмотрении
закономерностей его становления и развития.
Потому
важно делать акцент на теоретических
аспектах права, а потом говорить о его практическом значении. Лишь данный
подход сможет предоставить возможность разобраться в правовой действительности
и сформировать высокий уровень правовой культуры в обществе.
В
настоящее время юридические науки делятся на несколько групп: теоретико-правовые
науки, историко-правовые, отраслевые науки, прикладные науки.
Чтобы увеличить уровень правовой культуры, как целостного
общества, так и отдельной личности, необходимо проведение целенаправленной
работы государственных и муниципальных органов, которые проводят работу с
населением по вопросу формирования у них правосознания, знаний и умений
использовать все ценности в правовой сфере, а также жить и работать в
соответствии с ними.
Историография правового образования, насчитывает достаточно широкий круг
исследователей. Особый интерес представляют труды Д.И. Сырых
В. М., Плешковой И.А., Федоровой М. А., Шкатулла В. И., Элиасберг Н.И. и многих др.
Объект работы – правовое образование.
Предмет работы – основные концепции правового образования в условиях современности.
Цель исследования
– изучить основные аспекты современных концепций правового образования.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. изучить основные проблемы правового образования в российской школе;
2. рассмотреть цель и формы
правового образования;
3. Рассмотреть основные концепции
современного правового образования;
4. проанализировать особенности концепция
информатизации правового образования;
Хронологические рамки курсовой работы
охватывают современный период.
Источники. При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что обучение школьников правам человека выстраивается
разными вариантами, согласно разнообразным школьным программам.
Существует
трехступенчатая система правового обучения.
На
первом этапе, в начальных классах, закладываются исходные представления о
нормах человеческого поведения. Осмысление права осуществляется при помощи изучения
себя, своей семьи, друзей. Дети учатся уважать друг друга, решать любые
конфликты ненасильственным путем.
На
втором этапе, в средних классах, учащиеся способны знакомиться с системой существенных
общечеловеческих ценностей и установок правомерного поведения. Ученики способны
получать сведения об определенных нормах права.
В
старших классах в ходе общественной деятельности учащиеся способны совершенствовать
готовность и умения защищать собственные права, изучая механизмы реализации и
защиты прав человека. Тут определяется гражданская позиция личности.
Большое
значение в развитии отечественного правового образования играет концепция, которая
ориентирует учеников на выбор адекватной их способностям и желаниям профессии и
играет роль профессиональной пропедевтики в сфере юридического образования.
Специализированные
правовые курсы позволяют знакомить учеников старших классов с особенностями
деятельности прокуроров, адвокатов, следователей, криминалистов, нотариусов,
юрисконсультов, судей и иных представителей юридической профессии.
Также особенного внимания может
заслуживать концепция практико-ориентированного подхода в изучении права, когда в интеграции с
экономическими, политическими и иными общественными проблемами изучается право.
Таким образом, ученики познают общество
при помощи «взгляда» со стороны права.
Еще одной из ключевых концепций
правового образования является система этико-правового подхода в изучении
права. Ее
авторы полагают, что в современной школе важно выстраивать целостную
систему правового обучения с первого до выпускного класса, которая
основана на гуманистической этике, гуманистических принципах права и
гуманистических традициях в педагогике.
Правовая
концепция в системе обучения является целостным авторским подходом к вопросам
содержания правовых курсов, их научно-методическому обеспечению и технологии
обучения. Т
Так,
в настоящее время сложились альтернативные системы правового образования, которые
обладают опытом регионального апробирования, объединенных между собой задачами
формирования правовой культуры людей общества. В большинстве из них полностью
отражаются ключевые дидактические единицы государственного стандарта знаний школьников
в сфере права.
Таким
образом, наблюдается, что человеческое общество без права существовать не
может. Право появляется, формируется и функционирует в каждой культуре, в любой
части света.
Развитие
права – это одно из условий развития общества, движения его к становлению
государства правового, отличительными чертами которого считаются господство
права и верховенство закона, а это абсолютно невозможно без высокой правовой
культуры общества в целом и каждой конкретной личности в отдельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности современного правового
образования
1.1. Проблемы правового образования в российской школе Школа,
будучи важнейшим социальным институтом российского общества, наряду с
исполнением главной функции – образование учащихся, во многом осуществляет определенное
формирование их гражданской позиции.
В
рамках заявленной Конституции Российской Федерации перспективы построения
правового государства, актуальной является задача правового образования
учащихся.
Более
двух десятков лет дискутируется вопрос о том, каким образом должно быть
построено правовое образование в школе.
На
федеральном уровне формализованы как общие параметры российского школьного
образования («Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015
гг.»)[1], так и специализированные
(например, «Правовое образование в школе», проект Российского фонда правовых
реформ)[2].
При
этом акцент сделан на интеллектуальном, гражданском, духовном и культурном
воспитании учащихся.
Весьма
содержательны региональные концепции развития образования, в которых
непременным компонентом присутствует правовое образование. Так, согласно
Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа
2005-2010», правовое образование рассматривается как социализация ребенка в
ходе учебно-воспитательного процесса, освоение им современной системы
ценностей, развитие определенных качеств и навыков, позволяющих личности эти
ценности реализовывать отстаивать и защищать.
Определено,
что социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной
жизни, при этом модель правового образования должна представлять, как
собственно правовое образование школьников, так и правовое пространство школы,
под которым понимается освоение современной системы социальных ценностей самими
педагогами, учащимися и родителями[3].
Эта
последняя задача, несомненно, актуальна и востребована. Однако она имеет весьма
расплывчатые очертания.
К
примеру, означает ли, что в рамках создания «правового пространства школы»
должно осуществляться правовое просвещение родителей? Посильна ли эта задача
при фрагментарном участии родителей в жизни школы? В какой мере педагоги школы
должны овладеть правовой культурой?
Эти
и ряд других вопросов возникают естественным образом при практическом
осуществлении проекта «правового пространства школы». Другое дело, что сама
постановка вопроса имеет положительное значение и заслуживает не просто
внимания, но должной проработки.
Безусловно,
в школе должна быть создана атмосфера, способствующая формированию правовой
культуры, которая начинается с соблюдения всеми участниками образовательного
процесса (включая родителей), как ни парадоксально, этических правил поведения
педагогов и учащихся.
С
уважительного поведения по отношению к каждой личности (учащегося и педагога),
собственно начинается исполнение базового конституционного принципа «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ).
Другой
конституционный принцип, который должен стать частью школьной жизни и, каждого
класса в отдельности, есть положение статьи 19 Конституции РФ: «все равны перед
законом и судом». Учащиеся особенно остро ощущают, когда в классе учителями
«культивируется» разделение на «любимчиков» и «не любимчиков», болезненно
реагируют на любое проявление не справедливости, особенно на унижение
человеческого достоинства.
Обеспечение
этих двух принципов, и их должная реализация позволит сформировать «настрой
школьной жизни» на проекцию «правового государства»
В
связи с качественными преобразованиями в российской правовой системе изменилась
правовая основа государственной и общественной жизни.
Прежде
всего, ориентиры развития выстраивает Конституция Российской Федерации. В ней
закреплен приоритет прав человека и гражданина, гуманистические ценности,
ценности демократического общества.
Именно
эти положения Конституции РФ устанавливают требования к содержанию правового
образования и правовой российского культуры общества в целом.
Для
правовой культуры гражданина в демократическом обществе должно быть характерно
не только уважительное отношение к закону, не только знание своих прав, свобод,
обязанностей, но и способность к защите данных прав, в том числе коллективным
(солидарным) способом.
Сложность
общественной жизни, особенно в условиях рыночной экономики, с ее ростом
конфликтных ситуаций, ставят в качестве важнейших целей не только знание прав и
умение их отстаивать, но и способность к толерантным, конституционно выверенным
действиям.
Для
решения этих сложнейших задач современного правового образования в школе должны
быть созданы адекватные учебные пособия и условия организационного порядка. [1] О Концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства РФ
от 7 февраля 2011 г. № 163-р. URL: http://правительство.рф.
/gov/results/14231/. (дата обращения: 11.11.2020) [2] Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа». URL: http://президент.рф/news/6683.
(дата обращения:
11.11.2020) [3] Концепция развития системы
образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 – 2010». URL: http://kobr/spb.ru/news/news/363.
(дата обращения: 11.11.2020)