Методологические основы дефектологи Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Современные концепции комплексного подхода к изучению и коррекции нарушенного развития у детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Раздел 1. Общие характеристики и особенности детей с нарушениями развития 5

Раздел 2. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития: современные концепции 12

Раздел 3. Инновационные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ 16

Раздел 4. Комплексный подход при коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения развития 19

Заключение 28

Список литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Сегодня многие страны признают инклюзивное (интегрированное) обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей с нарушением развития. Признание государством ценности социальной образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили тенденции развития образования на современном этапе. Однако система обучения и сопровождения детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления.

В связи с этим проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей двух-трех лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В данной области проводились исследования, классики отечественной лингвистики: В. А. Богородицкий, Н. В. Крушевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев, А. А. Реформатский, С. Д. Кацнельсон и некоторые другие обращались к фактам детской речи. Но все же изучение особенностей развития детей в настоящее время очень актуально.

Актуальность исследования определяется необходимостью создания условий для психолого-педагогического наблюдения, обследования и стимулирующего воздействия на процесс становления речи ребенка.

Цель курсовой работы – изучение особенностей развития детей с нарушением развития.

Объект исследования: система сопровождения детей с нарушением развития.

Предмет исследования: условия успешного сопровождения детей с нарушением развития.

Задачи исследования:

1. Изучить общие характеристики и особенности детей с нарушениями развития

2. Рассмотреть комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития: современные концепции

3. Изучить инновационные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ.

4. Рассмотреть комплексный подход при коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения развития.

Теоретическая значимость исследования: проанализировано современное состояние вопроса о нормах развития детей.

Методы исследования: теоретические методы: анализ и обобщение литературы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 4 разделов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе исследований в области изучения человека, а также многолетней практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очевидна необходимость активного взаимодействия всех специалистов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям и их семьям, взаимопонимание специалистов является центральным вопросом в системе коррекционного воздействия.

При профессиональном взаимодействии необходимо понимание каждым из специалистов (педиатром, невропатологом, психологом и педагогом-дефектологом) своей роли на каждом возрастном этапе развития ребенка и своего места в общей системе коррекционной помощи ребенку и его родителям.

Работа с детьми, имеющими речевые патологии – процесс длительный и трудоёмкий. При подозрении незрелости каких-либо структур головного мозга кроме индивидуальной для ребёнка психолого-педагогической программы, родителям рекомендуется консультация у врача — невролога, поскольку только комплексный подход (коррекционно-педагогический и медицинский) могут дать ожидаемый результат.

Итак, нейропсихологическое исследование решает следующие основные задачи:

Выявление незрелых или нарушенных областей и функций мозга, а также определение причин трудностей обучения и развития ребенка.

Организация специальных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

В процессе нейропсихологического исследования решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково. Нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

Для того чтобы обучение детей со сложными нарушениями стало эффективным, необходимо образовательное пространство сделать развивающим. Важно, чтобы среда обеспечивала возможность всем детям изучать то, что им необходимо и доступно, а их образование реально способствовало качеству их жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Общие характеристики и особенности детей с нарушениями развития

К детям с особенностями развития относят тех, у кого физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях.

Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обусловливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с отклонениями в развитии — сложная и разнохарактерная группа [1]. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие — лишь корригироваться, а некоторые — только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.

В основе отклонений в развитии лежат в одних случаях органические или грубые функциональные нарушения центральной нервной системы, в других — периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми являются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности» [13].

Причины, приводящие к возникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то, как следствие наступает немота — вторичный дефект. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку их возникновение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции (ВПФ) человека, его сознание, его личность. Недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения [9].

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы