Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Современные государственные (политические) режимы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Государственный (политический) режим как элемент
формы государства  5

1.1.Понятие политического режима. 5

1.2. Сущность и виды политических режимов. 7

Глава 2. Характеристика демократических и
антидемократических режимов. 10

2.1. Недемократические политические режимы.. 10

2.2.Развитие демократических институтов в современных
условиях. 10

Заключение. 42

Список использованной литературы.. 44

  

Введение:

 

Государственный (политический) режим как правовая категория выражает
особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего
функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и
населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого
воздействия. Данное взаимодействие с населением, а также воздействие на него
происходит посредством политического режима.

Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным
образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой
властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения
внутренней и внешней политики. Всё вышесказанное указывает на актуальность и
особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в
функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического
режима и государственности в целом.

Объектом исследования является форма государства как общетеоретическое
понятие и ее элементы.

Предметом работы является политический режим как один из элементов
формы государства.

Цель курсовой работы – является всестороннее изучение и анализ политического
режима как одной из основных категорий, характеризующих государство.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

1. Дать понятие государственно-правового
режима.

2. Охарактеризовать основные разновидности
государственно-правового режима, его сущность, характерные черты.

3. Рассмотреть особенности становления
демократического правового режима.

4. Дать характеристику современной демократии.

Методологическая основа
исследования основана на следующих методах познания: общенаучный метод познания,
предусматривающий объективность и полноту анализа фактического материала. Также
применяются следующие общенаучные методы познания: метод системности, метод
анализа, метод синтеза, а также следующие частно-научные методы: формально-юридический
метод, сравнительно-правовой метод, проблемно-теоретический метод и иные
методы.

Среди частно-правовых
методов использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы,
посредством применения которых был исследован политический режим государства и
его виды.

Структура работы предопределена
целями и задачами исследования, а также подчинена логике исследования. В состав
работы входят введение, основная часть, заключение и список использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следует отметить, что государственно-правовой
режим в большей степени отражает социально-политическую, глубинную
сущность и назначение государства. Характеристика государства только с точки
зрения форм правления и государственного устройства недостаточна. Это, скорее
всего, именно внешние формы организации государства. Важно, как на самом деле
функционирует государство, как осуществляется государственная власть, каким
методам, способам властвования отдастся предпочтение, какова при этом роль
личности, социальных групп и общества в целом во влиянии на государство, какова
степень участия в политических процессах отдельного гражданина.

При антидемократическом режиме подданные (граждане) лишены политических
и иных прав, никакого участия в управлении государством не принимают.
Соответственно в таких режимах отсутствуют какие-либо институты демократии.
Управление обществом осуществляется централизованным бюрократическим аппаратом.
Разновидностями антидемократических режимов являются теократические и
деспотические режимы Древнего Востока, полицейские режимы феодального
государства, тоталитарные режимы современности (фашистский, военно-диктаторский
режим, режим культа личности в социалистических странах).

Непосредственная демократия как вид
демократического устройства общественной жизни является сложным
социально-политическим феноменом, который оказывает сильное влияние как на
состояние волеизъявлений граждан, так и на их характер. Отличительной
особенностью непосредственной демократии следует назвать то, что граждане
обладают правом и возможностью самостоятельно выступать как коллективный
субъект управления, непосредственно реализуя полномочия в сфере осуществления
публичной власти. Фактически для преодоления отчуждения граждан от процессов
принятия политически значимых решений используются именно институты
непосредственной демократии, которые не только сглаживают потенциальное
социальное напряжение в обществе, но и дают возможность принять в случае
необходимости компромиссное решение.

Институты непосредственной демократии
способствуют приданию большей легитимности некоторым принципиально важным
политическим решениям. Кроме того, институты прямой демократии, являющиеся
одним из важнейших элементов механизма согласования государственных интересов и
интересов общества, дают возможность преодолевать политическое отчуждение. Они,
помимо этого, играют роль препятствия для процесса бюрократизации системы
государственного управления, а также способствуют сохранению связей между
избирателями и депутатами и иными выборными должностными лицами, что выражается
в возможности осуществления общественного контроля за их деятельностью.
Наконец, часто институты непосредственной демократии представляют собой
эффективный способ решения многих близких гражданам проблем, особенно в свете
развития информационных технологий и внедрения систем «электронного
правительства» и «электронной демократии». Благодаря рассматриваемым нами
институтам у граждан появляется возможность защищать собственные интересы,
которые в представительных органах могут подменяться групповыми интересами
лоббистов, и эффективно решать возникающие в процессе жизнедеятельности
проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Государственный (политический) режим как элемент формы государства 1.1.Понятие
политического режима Понятие
политического режима — одно из ключевых понятий теории государства и права.
Именно поэтому учеными даются различные определения политического режима.

С.С.
Алексеев дает следующее определение: "Политический режим – это методы
осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе,
которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных
политических сил, функционирования всех политических институтов и
характеризуется демократизмом или антидемократизмом".

Л. И.
Спиридонов отмечает: "Политический режим — характеристика не только (и
даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения
между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с
государственной властью, образующие содержание политического режима,
разворачиваются именно в сфере политической системы.

Поскольку
последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные
социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают
характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях
политического режима как содержании политической системы".[1]

Наиболее
удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который
определяет политический (государственный) режим как "способ взаимосвязи
государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им
методов управления обществом".

Понятие «политический
режим» включает в себя функциональную характеристику политической системы,
совокупность элементов, формирующих облик политической власти, к которым можно
отнести идеологические и социальные начала. Именно политический режим придает
качественную определенность политической системе[2].

Из
вышеизложенного следует, что понятия «политический режим» и «политическая
система» тесно связаны друг с другом. Для того чтобы определить в чем же
заключается связь между данными и понятиями и как они соотносятся, необходимо
определить, что означает понятие «политика», являющееся исходным для обеих
категорий. Так, под политикой часто понимают сферу деятельности, связанную с
распределением и осуществлением власти внутри государства и между
государствами.

Однако
своих научных трудах, в частности, в толковых словарях, ученые дают
многогранные и разносторонние определения политики.

В большом
энциклопедическом словаре политика понимается как деятельность, связанная с
отношениями между социальными группами, сутью которой является определение
форм, задач и содержания деятельности государства.

Также
отмечается, что различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика
охватывает основные направления деятельности государства, партий. Внешняя
политика в свою очередь охватывает сферу отношений между государствами. Из
этого следует, что как и в предыдущем определении понятие политики сводится к
деятельности государства.

Иначе
данный вопрос рассматривает Ушаков Д.Н.. В своем Толковом словаре он отметил,
что политика — деятельность государственной власти в области управления и
международных отношений, деятельность той или иной общественной группировки,
партии, класса, определяемая их целями и интересами.

Схожее
мнение при определении понятия политики выразили в своем Толковом словаре
русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова: «Политика — это деятельность органов
государственной власти и государственного управления, отражающая общественный
строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других
организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями».

Таким образом, из
приведенных выше определений видно, что политика справедливо рассматривается
как сфера управленческой деятельности государственной власти. Ее формирование [1] Алексеев С.С. Теория государства и
права : учебник. — М., 1998. — С. 86.

Теория государства иправа. : Учебник / Под ред.
Спиридонова Л. В. — М., 1994. [2] Марченко М. Н. Теория государства
и права: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — С.296.

 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Государственный (политический) режим как элемент формы
государства. 5

2. Характеристика демократических и антидемократических
режимов. 10

3.Развитие демократических институтов в современных
условиях. 16

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 36

  

Введение:

 

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее
совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с
развитием самого общества. Политический режим — это способ властвования,
который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет
собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Государственный (политический) режим как
правовая категория выражает особенности функционирования государственного
механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства
взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы
средств и способов управленческого воздействия. Данное взаимодействие с
населением, а также воздействие на него происходит посредством политического режима.

Многие поворотные события последних лет в нашей
стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического
режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и
способами проведения внутренней и внешней политики. Всё вышесказанное указывает
на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться
в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического
режима и государственности в целом.

Объектом исследования является форма государства
как общетеоретическое понятие и ее элементы.

Предметом работы является политический режим как
один из элементов формы государства.

Цель курсовой работы – является всестороннее
изучение и анализ политического режима как одной из основных категорий,
характеризующих государство.

Для достижения поставленной цели решим следующие
задачи:

1. Дать понятие государственно-правового режима.

2. Охарактеризовать основные разновидности
государственно-правового режима, его сущность, характерные черты.

3. Рассмотреть особенности становления
демократического правового режима.

4. Дать характеристику современной демократии.

Методологическая основа исследования основана на следующих методах познания: общенаучный метод познания,
предусматривающий объективность и полноту анализа фактического материала. Также
применяются следующие общенаучные методы познания: метод системности, метод
анализа, метод синтеза, а также следующие частно-научные методы:
формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод,
проблемно-теоретический метод и иные методы.

Среди частно-правовых методов использовались формально-юридический и сравнительно-правовой
методы, посредством применения которых был исследован политический режим
государства и его виды.

Структура работы предопределена
целями и задачами исследования, а также подчинена логике исследования. В состав
работы входят введение, основная часть, заключение и список использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следует отметить, что государственно-правовой режим в большей степени отражает социально-политическую, глубинную
сущность и назначение государства. Характеристика государства только с точки
зрения форм правления и государственного устройства недостаточна. Это, скорее
всего, именно внешние формы организации государства. Важно, как на самом деле
функционирует государство, как осуществляется государственная власть, каким
методам, способам властвования отдастся предпочтение, какова при этом роль
личности, социальных групп и общества в целом во влиянии на государство, какова
степень участия в политических процессах отдельного гражданина.

При антидемократическом режиме подданные (граждане)
лишены политических и иных прав, никакого участия в управлении государством не
принимают. Соответственно в таких режимах отсутствуют какие-либо институты
демократии. Управление обществом осуществляется централизованным
бюрократическим аппаратом. Разновидностями антидемократических режимов являются
теократические и деспотические режимы Древнего Востока, полицейские режимы
феодального государства, тоталитарные режимы современности (фашистский,
военно-диктаторский режим, режим культа личности в социалистических странах).

Непосредственная
демократия как вид демократического устройства общественной жизни является
сложным социально-политическим феноменом, который оказывает сильное влияние как
на состояние волеизъявлений граждан, так и на их характер. Отличительной
особенностью непосредственной демократии следует назвать то, что граждане
обладают правом и возможностью самостоятельно выступать как коллективный
субъект управления, непосредственно реализуя полномочия в сфере осуществления
публичной власти. Фактически для преодоления отчуждения граждан от процессов
принятия политически значимых решений используются именно институты
непосредственной демократии, которые не только сглаживают потенциальное
социальное напряжение в обществе, но и дают возможность принять в случае необходимости
компромиссное решение.

Институты
непосредственной демократии способствуют приданию большей легитимности
некоторым принципиально важным политическим решениям. Кроме того, институты
прямой демократии, являющиеся одним из важнейших элементов механизма согласования
государственных интересов и интересов общества, дают возможность преодолевать
политическое отчуждение. Они, помимо этого, играют роль препятствия для
процесса бюрократизации системы государственного управления, а также
способствуют сохранению связей между избирателями и депутатами и иными
выборными должностными лицами, что выражается в возможности осуществления
общественного контроля за их деятельностью. Наконец, часто институты
непосредственной демократии представляют собой эффективный способ решения
многих близких гражданам проблем, особенно в свете развития информационных
технологий и внедрения систем «электронного правительства» и «электронной
демократии». Благодаря рассматриваемым нами институтам у граждан появляется
возможность защищать собственные интересы, которые в представительных органах
могут подменяться групповыми интересами лоббистов, и эффективно решать
возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Государственный (политический) режим как элемент
формы государства Понятие
политического режима — одно из ключевых понятий теории государства и права.
Именно поэтому учеными даются различные определения политического режима.

С.С.
Алексеев дает следующее определение: "Политический режим – это методы
осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе,
которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных
политических сил, функционирования всех политических институтов и
характеризуется демократизмом или антидемократизмом".

Л. И.
Спиридонов отмечает: "Политический режим — характеристика не только (и
даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы:
отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной
властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в
сфере политической системы.

Поскольку
последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные
социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают
характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях
политического режима как содержании политической системы".[1]

Наиболее
удобное и емкое определение политического режима дано М.Н. Марченко, который
определяет политический (государственный) режим как "способ взаимосвязи
государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им
методов управления обществом".

Понятие «политический
режим» включает в себя функциональную характеристику политической системы,
совокупность элементов, формирующих облик политической власти, к которым можно [1] Алексеев С.С. Теория государства и
права : учебник. — М., 1998. — С. 86.

Теория государства иправа. : Учебник / Под ред.
Спиридонова Л. В. — М., 1994.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы