Курсовая теория на тему Современное состояние проблемы групповой сплоченности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Группа
как социальный феномен. 6
2. Понятие
групповой сплоченности и ее особенности. 10
3. Подходы к
изучению групповой сплоченности в зарубежных исследованиях 14
4. Изучение
групповой сплочённости в отечественной психологии. 19
Заключение. 23
Список
литературы.. 27
Введение:
Введение Проблема групповой
сплоченности многократно являлась предметом исследования как зарубежных и
отечественных специалистов. Но, несмотря на большое количество публикаций, в
объяснении и определении данного феномена нет единственного верного подхода.
Научный интерес к сплоченности групп обусловливается тем, что она
рассматривается в качестве одного из важнейших факторов эффективности профессиональной
деятельности групп.
Долгое время считалось,
что существует безусловное влияние сплоченности на результативность и эффективность
деятельности группы. Однако в результате исследований в 70х годах 20го века
авторы теорий пришли к заключению, что имеющиеся результаты не подтверждают однозначно
представление о том, что высокая сплоченность группы приводит к повышению ее
производительности [3]. В последующее время исследования выявили, что влияние групповой
сплоченности на результативность зависит от вида сплоченности, типа группы и
ряда промежуточных переменных.
Актуальность рассматриваемого
нами вопроса групповой сплоченности определяется, в первую очередь, влиянием
данного феномена на предметную, а именно экономическую и социальную, а также
социально-психологическую эффективность деятельности группы.
Значение изучения
проблемы групповой сплоченности обусловлено тем, что сплоченность, помимо задач
групповой деятельности, мотивов, ценностей и норм, является одной из важнейших
характеристик группы. Сплоченность представляет собой достаточно сложную и
неоднозначную характеристику группы. Данный феномен является одним из часто изучаемых
социально-психологических характеристик группы. Об этом может свидетельствовать
большое количество исследований, и разнообразие подходов к установлению понятия
групповой сплоченности и его детерминированности.
Групповая сплоченность относится
к таким характеристикам группы, которая ранее других стала привлекать внимание
исследователей. Данным вопросом стали заниматься в конце 19 века, но наиболее
серьезные исследования начались с 50х годов 20го века. Интерес к сплоченности
обуславливается тем, что ее рассматривают как один из наиболее важных факторов
внутригруппового взаимодействия. Вопросом групповой сплоченности занимались
такие отечественные и зарубежные исследователи, как Л. Фестингер (1950), А. И.
Донцов (1987), А.В. Петровский (1987), Я. Морено (2001), А.В. Сидоренков (2003),
А.Л. Мондрус (2008) и другие.
В нашей работе приведен
анализ и описание отечественных и зарубежных подходов к изучению и пониманию
природы групповой сплоченности. Анализированы разработанные в зарубежной и российской
социальной психологии различные модели сплоченности. Показано, что деятельностная
и социально-психологическая сплоченность группы оказывает непосредственное
влияние на эффективность ее деятельности.
Полученные нами результаты
и сделанные выводы могут быть использованы в различных сферах общественной
психологической практики для более детального изучения проблемы групповой
сплоченности. В рамках организационно-психологического воздействия появляется
возможность наиболее целенаправленно и избирательно относиться к групповой
сплоченности, т.е. с учетом ее видов и уровней.
Цель данного исследования
состоит в анализе проведенных отечественных и зарубежных исследований проблемы
групповой сплоченности и определении ее состояния на данный момент.
Объектом исследования
является феномен групповой сплоченности.
Предметом исследования
является современное состояние проблемы групповой сплоченности.
Задачи нашего
исследования исходят из цели: — определить понятие группы как социальной
ячейки; — дать определение феномену групповой сплоченности
и рассмотреть его особенности; — рассмотреть основные подходы к изучаемому
феномену в работах зарубежных исследователей; — изучить основные концепции в понимании
групповой сплоченности в рамках отечественной психологии; — определить основные направления в
исследованиях данной проблемы в современной науке.
В качестве методов
исследования нами применялись теоретический анализ литературы, сравнительный
метод.
Заключение:
Заключение Нами были исследованы и
проанализированы основные подходы к изучению групповой сплочённости в работах
зарубежных и отечественных исследователей. Мы установили, что феномен групповой
сплочённости является одной из традиционных и основополагающих в социальной психологии.
Изначально данная проблема рассматривалась только в рамках возможности
увеличения групповой эффективности, но в 80х-90х годах 20го века понятие
групповой сплочённости стало рассматриваться как самостоятельный феномен.
Подводя итоги
проделанного анализа теоретической базы проблемы групповой сплоченности, можно
сказать, что нами были собраны и обобщены научные подходы к изучаемому феномену,
разработанные в период с 30х годов 20го века и до настоящего времени. Все
рассмотренные теории можно условно разделить на два подхода, исходя из того,
что авторы закладывают в основу понимания групповой сплоченности и чем его
детерминируют, а именно эмоциональный, когнитивный и деятельностный подходы.
Эмоциональный подход в
истории изучения феномена сплоченности группы возник одним из первых, и
последующие теории в той или иной степени опираются на понимание группы, как
некоего устройства и межличностных связей членов группы, которые имеют эмоциональную
основу и окраску.
Когда перед психологом
стоит задача достаточно быстро получить информацию о сплоченности группы, можно
использовать метод социометрии, разработанный Я.Л. Морено. Социометрический
подход понимает под групповой сплоченностью такую систему отношений между
участниками группы, в которой большинство выборов основаны на взаимной
симпатии. Частые взаимные положительные выборы говорят об успешной интеграции
людей в группу и высоком уровне ее сплоченности.
А. и Б. Лотт
рассматривают групповую сплоченность как личную аттракцию членов, уровень
которой определяется количеством и силой взаимных позитивных установок.
Групповая сплоченность в данном подходе считается тем сильнее, чем большее
количество участников группы испытывают симпатии друг к другу. Такая идея очень
схожа с теорией Я.Л. Морено. Нужно отметить, что данные авторы характеризуют
сплоченность, межличностную симпатию и аттракцию как синонимы, приписывают этим
процессам произвольность, и делают акцент на том, что такое понимание касается
лишь одного из аспектов групповой сплоченности.
Похожий подход был также
предложен Л. Фестингером, который рассматривал групповую сплоченность исходя из
того, как часто члены группы взаимодействуют и насколько такое взаимодействие
устойчиво относительно внешних и
внутренних факторов. Под такими факторами подразумеваются довольство людей
своим членством в группе и привлекательность группы. Оба этих условия
анализируются исходя из эмоционального настроя.
Анализ групповой
сплоченности в описанных подходах осуществляется по категории взаимных
симпатий, к которым исследователи относят частоту взаимодействия участников
группы, демократический стиль руководства, совместный успех при выполнении
деятельности, совпадение во взглядах и т.п
У авторов, которые
следуют когнитивному подходу в описании процесса групповой сплоченности, этот
феномен трактуется как результат мотивации членства в группе. В данном подходе
сплоченность имеет скорее индивидуально-психологическую природу, а не социально-психологическую,
и важное место занимает личная мотивация. К важным условиям сплочения группы
представители когнитивного подхода относят совпадение во мнениях, установках,
ценностях у членов группы.
Более развернутую модель
сплоченности в русле когнитивного подхода разработал Д. Картрайт. В основе его
работ лежит понимание групповой сплоченности как итога действия всех сил, то
есть мотивов, которые побуждают каждого члена группы к сохранению своего места
в ней. Рост сплоченности при этом приводит к уменьшению числа уходов из группы,
повышению зависимого поведения и большей включенности индивидов в групповую
деятельность, снижению тревожности членов группы. Д. Картрайт в своих работах
приходит к выводу, что причины и следствия групповой сплоченности очень тесно
связаны между собой, имеют взаимопереходы. То есть факторы, которые увеличивают
сплоченность, ведут к таким последствиям, которые будут еще более
способствовать ее повышению.
В отечественной
психологии разрабатывается стратометрическая теория групповой сплоченности. В
рамках данного подхода выделяется три уровня групповой сплочённости. Первый
уровень связан с эмоциональными взаимоотношениями членов группы, а второй и
третий связаны с ценностной ориентацией личности и группы.
В рамках деятельностного подхода
в ряде работ делается упор на важность различия между сплоченностью и
совместимостью членов группы. Под совместимостью группы понимается то, когда
это объединение людей возможно и является достаточным для выполнения основных
функций. Сплоченность указывает на то,
что люди, интегрированные в группу, разделяют общие ценности и цели групповой
деятельности. При когнитивном подходе развитие сплоченности определяется не
только эмоциональной привлекательности, но большим включением каждого члена в
деятельность группы.
Весомый вклад в
разработку принципов изучения групповой сплоченности в рамках данного подхода
сделал А.В. Петровский. Его исследования берут начало в стратометрической
концепции, где структура группы рассматривается как образование, состоящее из
трех слоев или страт. Уровни групповой структуры анализируются как уровни
развития групповой сплоченности. На начальном уровне сплоченность выражается в
появлении эмоциональных контактов, на втором в схожести общих интересов и ценностей,
связанных с деятельностью, а на третьем возникает максимальное сплочение группы
за счет того, что все члены разделяют общие цели, и, следовательно, каждый
начинает работать не только на собственное благополучие, но и на благо группы в
целом.
Таким образом, на данное
время существует множество подходов к определению групповой сплочённости. При
этом данные подходы зачастую дублируют друг друга, являются схожими, хотя
авторы настаивают на уникальности каждого из них.
Фрагмент текста работы:
. Группа как социальный феномен Современная социальная
психология дает определение группе как реально существующему образованию, в
котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком,
разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то общие идентичные
условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), и определенным
образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень
осознания могут быть весьма различными) [1].
Группы в целом можно
разделить по численности их участников на большие, средние и малые. Большая
группа представляет собой совокупность людей, существующую в масштабах общества
в целом, это общественные классы, этнические общности, социальные слои,
профессиональные группы, различные возрастные группы и др. Принадлежность индивидуума
к большой группе обуславливается некоторыми объективными признаками [6]. Лица, которые
относятся к большой группе, далеко не всегда имеют непосредственный контакт с
другими членами этой же группы и даже могут не осознавать своей принадлежности
к ней. Численность больших групп составляют тысячи, десятки тысяч или миллионы
человек.
Средняя группа является
относительно многочисленной общностью людей, находящихся друг с другом в функциональном
опосредованном взаимодействии [10].
Малые группы представляют
собой относительно немногочисленные по составу группы, члены которой объединены
общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
друг с другом, что является основой для возникновения между участниками эмоциональных
отношений, групповых норм, правил и групповых процессов [1]
Для современных
исследований большую ценность имеют процессы, происходящие преимущественно в
малых группах, так как именно к таким группам относятся трудовые, учебные
коллективы и именно члены таких групп всегда осознают свою принадлежность к
данной группе и значимость этой принадлежности как для самой личности, так и
для коллектива и его деятельности в целом.
Д. Картрайт и А. Зандер провели
контент-анализ различных определений малой группы и определили ее основные
особенности. Обобщая их исследования, можно сделать вывод о том, что малая
группа является собранием индивидов, которые: — часто взаимодействуют друг с другом лично; — разделяют общие нормы своей группы; — определяют себя как членов данной группы; — идентифицируют себя с одними и теми же
ценностями; — участвуют в групповой системе
распределения ролей; — ощущают себя как некоторое общее единство; — воспринимают свою группу как источник
субъективного удовлетворения; — координируют свои действия по отношению к
внешней среде [5].
Браун В. также добавляет
такой критерий в определение малой группы, как осознание ее существования другими
людьми, не принимающими в ней участия и находящимися вне ее пределов [16].
Выделяют несколько
необходимых условий для формирования малой группы. К ним относят следующие: — наличие общей территории, помещения; — непосредственный контакт всех участников; — определенное время взаимодействия; — численность участников, необходимая для
благополучного функционирования; — цель, на основе которой произойдет
интеграция людей в одну общность; — совместную деятельность участников для
достижения общей цели; — структуру группы, иерархия участников.