Курсовая теория на тему Современное состояние мировой торговли услугами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1.1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами 11
2. Современное состояние международной торговли услугами 17
2.1. Восстановление международной торговли услугами после COVID-19 17
2.2. Тенденции и перспективы международной торговли услугами 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Международная торговля в основном связана с физическими товарами. Несмотря на рост, торговля услугами составляет гораздо меньшую долю. В 2020 году мировая торговля товарами оценивалась почти в 17 триллионов долларов США, а на торговлю услугами приходилось около 5 триллионов долларов США. В течение последних 15 лет мировая торговля товарами была нестабильной, в основном из-за экономических кризисов. Глобальная торговля серьезно пострадала от пандемии COVID-19. Хотя торговля услугами исторически была более устойчивой, в 2020 году она сократилась значительно больше, чем во время любого предыдущего эпизода экономического кризиса.
Международная торговля может быть широко разделена на торговлю товарами (товарами) и торговлю услугами. Основная часть международной торговли приходится на физические товары, в то время как на услуги приходится гораздо меньшая доля. Мировая торговля товарами резко возросла за последнее десятилетие, увеличившись с примерно 10 триллионов долларов США в 2005 году до более чем 18,5 триллионов долларов США в 2014 году, а затем упав в 2016 году. Торговля товарами достигла пика в 2019 году, но затем упала до примерно 17 триллионов долларов США в 2020 году в результате экономического спада COVID-19. Торговля услугами неуклонно росла с 2005 по 2019 год (с примерно 2,5 трлн долларов США до почти 6 трлн долларов США).
Пандемия COVID-19 оказала сильное негативное воздействие на торговлю услугами, которая существенно снизилась в течение 2020 года. После сильного подъема в 2010 и 2011 годах темпы роста экспорта (в текущих долларах) стали отрицательными в 2015 и 2016 годах. В 2017 году они продемонстрировали сильный отскок на положительную территорию — особенно для экспорта товаров из развивающихся стран — но остались ниже докризисного уровня. В 2020 году темпы роста экспорта как развивающихся, так и развитых стран снизились, причем темпы роста экспорта услуг были значительно более отрицательными, чем товаров.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что ускорение развития сферы услуг с целью влияния на экономический рост является основной задачей как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие страны в целом.
Степень разработанности проблемы. Изучением международного рынка услуг занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно выделить следующих: Г. А. Аванесова, Н. Г. Адамчук, Г. Армстронг, Г. Ассель, О. Н. Балаева, Ф. Бастиа, С. Л. Брю, Т. Д. Бурменко, Э. Ван Дусер, В. Вонг, Н. А. Восколович, Ф. Гваттари, Е. С. Гребенщиков, К. Гренрос, В. Д. Грибов, Е. В. Данилова, Ж. Делез, Д. Джоббер, П. Дойл, И. И. Дюмулен, Ж. Зингельман, Д. Йип, Т. Кларк, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ж.Ф. Лиотар, К.Р. Макконнел, Р. Малери, К. Маркс, Р.Г. Мердик, М.Б. Миляева, Н. Панкратьева, Е.В. Покровская, Д. Раджаратнам, А.В. Раков, Р.С. Рассел, Б. Рендер, В.В. Рудко-Силиванов, Дж.Б. Сэй, Б.М. Смитиенко, Дж. Сондерс, К. Хаксевер, С. Халлер, В.Д. Чулхумин и др.
Целью курсовой работы является рассмотрение состава, структуры и особенностей развития международной торговли услугами и ее специфики.
Постановка указанной цели обусловила решение следующих задач работа:
Рассмотреть понятие услуг как объекта международной торговли, выделить его особенности и дать характеристику;
Изучить международную и национальную практику по вопросам либерализации обмена на рынке услуг, а также существующие барьеры в международной торговле услугами;
Охарактеризовать отраслевую и географическую структуру международного рынка услуг и ее динамику;
Определить тенденции и факторы развития международного рынка услуг в мировой экономике.
Объектом исследования является международная торговля услугами.
Предметом исследования являются связи и отношения, складывающиеся в процессе международной торговли услугами.
Методологической основой работы послужили в рамках системного подхода структурно-функциональный метод, метод нормативного анализа, комплексный метод, сравнительный метод, метод сравнения, аналитический и синтетический методы обработки данных, метод классификаций.
Информационной базой работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, справочниках, учебниках, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература зарубежных и отечественных авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
На торговые тенденции 2020 года большое влияние оказала пандемия COVID-19. Экономические потрясения, вызванные COVID-19, привели к снижению международной торговли товарами и услугами примерно на 10 процентов. Торговля услугами сократилась значительно больше, чем торговля товарами. Имеющиеся данные за 2021 год свидетельствуют о том, что в течение 2021 года торговля сильно оживилась, а объем товарной торговли значительно превысил показатели 2019 года. Торговля услугами даже в 2021 году оставалась ниже уровня 2019 года. В целом, COVID-19 усилил неустойчивую структуру мировой торговли, наблюдавшуюся в течение последних пятнадцати лет. Тем не менее, последствия экономического спада COVID-19 для мировой торговли были примечательны своей быстротой и интенсивностью, как по отношению к спаду, так и по отношению к подъему.
Исследование в рамках курсовой работы позволило сделать следующие выводы:
Услуги — это такие виды деятельности и работ, в процессе которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество существующего, созданного продукта. Для услуги характерны неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества, кратковременность использования и неотделимость от источника. Географическое распределение международного рынка услуг крайне неравномерно в пользу развитых стран. Они наиболее подвержены стандартизации и высокой степени регулирования (защиты) со стороны государства;
Сфера услуг постоянно меняется, а вместе с ней разрабатываются необходимые правовые документы для регулирования связей и отношений, возникающих на международном рынке услуг. Существующие барьеры в международной торговле услугами направлены на ограничение импорта иностранных услуг с целью развития отечественного сектора услуг, снижения конкурентоспособности иностранных услуг и защиты особо важных государственных интересов. Деятельность ЮНКТАД в этой области очевидна. Разработка ею мер по либерализации обменного курса мирового рынка услуг направлена на то, чтобы сделать меры ЮНКТАД более заметными и обеспечить общую согласованность действий стран с согласованными приоритетами.
Глобальный рынок услуг разбивается на более узкие рынки, поскольку услуги разнообразны и неоднородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мировой экономики — сектор услуг. Говоря о секторальной структуре международного рынка услуг, необходимо признать высокую роль деловых и транспортных услуг, которые составляют четверть всей статистики международной торговли.
Заметную роль в формировании рынков услуг играют услуги, способствующие решению многочисленных проблем реструктуризации, сбыта, организационно-управленческих, структурных проблем, внедрению технологических инноваций и повышению эффективности работы хозяйствующего субъекта. Обращая внимание на географическую структуру рынка услуг, несомненными лидерами в импорте и экспорте услуг является европейский регион и США.
Относительно высокие темпы развития сферы услуг в странах ЕврАзЭС и СНГ, среди которых основными ключевыми странами, играющими важную роль в формировании торговых потоков в сфере услуг, являются Япония, Китай, Индия и Сингапур. Доля России в этом процессе сравнительно невелика. Оставаясь нетто-импортером услуг, ее доля в мировом экспорте и импорте услуг составляет всего 1%.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами
1.1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли
Услуги часто остаются без внимания при обсуждении вопросов глобальной торговли, хотя на них приходится большая часть торговли во многих развитых странах и их объем быстро растет во многих развивающихся странах. Возможно, это объясняется тем, что услуги менее осязаемы, а вопросы, связанные с торговлей услугами, зачастую более сложны [16].
Поэтому данный отчет ставит перед собой задачу демистифицировать торговлю услугами. Его цель — пролить новый свет на эту важную часть мировой торговли, дать подробную картину торговли услугами сегодня и рассмотреть, как она может развиваться в ближайшие годы, особенно по мере того, как новые технологии делают некоторые услуги все более доступными для торговли.
Рассмотрев более подробно услуги, предоставляемые компанией, имеющей офис или филиал в другой стране, мы обнаружили, что торговля услугами значительно больше, чем считалось ранее. Фактически, если учесть это «коммерческое присутствие», объем торговли услугами в 2017 году составил 13,3 триллиона долларов США — таким образом, доля в общей мировой торговле на 20 процентных пунктов выше, чем традиционно считалось.
В среднем торговля услугами росла на 5,4% в год с 2005 года, что быстрее, чем торговля товарами, в среднем на 4,6%. Распределительные услуги и финансовые услуги являются наиболее торгуемыми услугами в мире, на них приходится почти пятая часть торговли услугами, за ними следуют телекоммуникационные, аудиовизуальные и компьютерные услуги, на которые в совокупности приходится 13,2 процента. Торговля в других секторах, таких как образовательные, медицинские и экологические услуги, хотя в настоящее время она относительно невелика, быстро растет. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами с 2005 года выросла более чем на 10 процентных пунктов и в 2017 году достигла 25 процентов мирового экспорта услуг и 34,4 процента мирового импорта услуг. Однако торговля услугами носит концентрированный характер: одни и те же пять развивающихся стран являются как ведущими экспортерами, так и импортерами услуг [11].
В совокупности на эти пять стран приходится более 50 процентов торговли услугами развивающихся стран. В 2017 году на долю наименее развитых стран пришлось 0,3 процента мирового экспорта услуг и 0,9 процента мирового импорта услуг, хотя этот показатель увеличился с 2005 года. Один из ключевых выводов доклада заключается в том, что торговля услугами быстро развивается. Цифровые технологии, демографические изменения, рост доходов на душу населения и изменение климата будут действовать как разрушители, потенциально снижая торговые издержки, вызывая изменения в спросе и создавая новые рынки, например, в сфере экологических услуг.
Цифровые технологии, вероятно, окажут особенно значительное влияние, поскольку они меняют способы ведения бизнеса компаниями, позволяя им получить доступ к глобальному рынку и создавая новые каналы для предоставления услуг, которые раньше предоставлялись лично. Цифровые технологии могут стать движущей силой инклюзивности в торговле услугами благодаря значительному сокращению затрат и снижению барьеров для входа. Это справедливо для развивающихся стран и для малых предприятий [14].
Микро-, малые и средние предприятия (ММСП), предлагающие услуги, в среднем на два года моложе, когда они начинают экспортировать, по сравнению с ММСП, занимающимися производством. Новые технологии способствовали такому более быстрому доступу на международные рынки, поскольку участие ММСП в торговле услугами часто приходится на услуги, поддающиеся оцифровке, такие как профессиональная и научная деятельность. Здесь также существует потенциальная возможность поддержать расширение экономических прав и возможностей женщин, поскольку услуги играют важную роль в занятости женщин. Однако до сих пор женщины недостаточно представлены в наиболее торгуемых секторах услуг.
Группы членов ВТО недавно начали дискуссии по использованию торговли для поддержки ММСП и расширения экономических прав и возможностей женщин. Торговля услугами явно актуальна в обоих случаях. Экспорт услуг поддерживает огромное количество рабочих мест во всем мире, но существует огромный неиспользованный потенциал. Дальнейшее расширение торговли услугами будет зависеть от ряда факторов. Особенно важным является качество институтов в стране-импортере.
Проведение новых реформ в сфере торговли услугами через торговые соглашения также важно, хотя прогресс в этой области часто оказывается сложным. Члены ВТО продолжают вести многосторонние переговоры по торговле услугами, а группа членов недавно выступила с инициативой по расширению сотрудничества в области внутреннего регулирования услуг. Как будут развиваться эти усилия — и усилия на других форумах, таких как региональные торговые соглашения, — покажет только время.
Ясно лишь то, что услуги представляют собой весьма значительную часть мировой торговли, которая будет играть все более важную роль в определении экономического роста, развития и создания рабочих мест во всем мире [15].
Пандемия COVID-19 имела разрушительные последствия во всем мире. Миллионы людей погибли, а значительная часть населения мира, особенно в развивающихся и наименее развитых странах, остается невакцинированной. Худший экономический спад с 1930-х годов повсеместно подорвал средства к существованию и бизнес. Растет уровень крайней нищеты и голода, а уровень занятости значительно ниже докризисной тенденции. В данной публикации представлены последние тенденции в мировой торговле и сделана попытка дать статистическое представление о влиянии COVID-19 на торговлю. В 2020 году стоимость мирового товарного экспорта снизилась на 8 процентов, а торговля услугами сократилась на 21 процент.
Наиболее серьезные последствия пандемии ощущались во втором квартале года, когда торговля услугами сократилась на рекордные 30 процентов, поскольку серьезно пострадали путешествия и транспорт, а торговля товарами упала на 23 процента, оба показателя в стоимостном выражении. С середины 2020 года торговля начала восстанавливаться, однако последствия COVID-19 существенно различались по странам и регионам. В объемном выражении, без учета влияния колебаний цен, товарная торговля Азии в 2020 году сократилась всего на 0,5 процента по сравнению с общемировым снижением на 5,3 процента. Устойчивость Азии объясняется относительным успехом многих стран в сдерживании распространения вируса в начале 2020 года, а также ролью региона как ведущего мирового поставщика потребительских товаров и медицинской продукции [10].