Журналистика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему «Современник» в истории русской журналистики и русской культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК» В 1836-1837 ГГ. 5

1.1 Журнал
«Современник» в системе журналистики XIX вв.. 5

1.2 «Современник»
А.С. Пушкина. 10

ГЛАВА 2. ИЗДАТЕЛИ ЖУРНАЛА В 1838-1866 ГГ. 13

2.1 П.А. Плетнев и
журнал «Современник». 13

2.2 Н.А. Некрасов и
журнал «Современник». 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
состоит в том роли,
которую играл журнал «Современник» в русской журналистике и культуре. В этом
журнале впервые были опубликованы произведения, которые являются признанной
классикой русской художественной литературы и поэзии. Однако воздействие
журнала на российское общество было шире чисто литературного.  

Сотрудниками журнала «Современник» были такие выдающиеся
журналисты, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, А.С. Пушкин, М.Е.
Салтыков-Щедрин и другие. Некоторые из них к настоящему времени известны только
как писатели и поэты, однако они внесли вклад и в развитие русской
журналистики.

Интересно и то, что журнал «Современник» за свою историю
неоднократно менялся. Он был задуман Александром Сергеевичем Пушкиным как
журнал дворянства. В нем должны были присутствовать произведения, отражавшие
культуру России, продолжавшие культурную традицию. Однако такая особенность
журнала завела его в тупик: в середине XIX 
века в российском обществе были популярны демократические идеи, и
исключительно демократический журнал был не нужен. Н.А. Некрасов совместно с
И.И. Панаевым смогли трансформировать журнал, но это и привело к его закрытию.

Цель исследования – проследить историю возникновения и развития журнала
«Современник».

Задачи:

1) определить место журнала в системе русской
журналистики XIX  века;

2) изучить, каким хотел видеть журнал «Современник»
его основатель А.С. Пушкин;

3) рассмотреть журнал «Современник» при издателе
П.А. Плетневе;

4) рассмотреть журнал
«Современник» при издателе Н.А. Некрасов
е.

Объект исследования – журнал «Современник».

Предмет – роль журнала «Современник» в развитии русской журналистики
и влияние журнала на русскую культуру.

Работа по структуре
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Журнал&nbsp«Современник»&nbspпоявился&nbspв&nbsp1836&nbspгоду&nbsp(первый&nbspномер&nbspвышел&nbsp23&nbspапреля).&nbspИздание&nbspбыло&nbspосновано&nbspА.С.&nbspПушкиным,&nbspи&nbspстало&nbspзаметным&nbspявлением&nbspв&nbspрусской&nbspжурналистике,&nbspгде&nbspобсуждались&nbspактуальные&nbspроссийские&nbspпроблемы.&nbspВ&nbspжурнале&nbspбыло&nbspнесколько&nbspразделов,&nbspкроме&nbspстихотворных&nbspи&nbspхудожественных&nbspпроизведений,&nbspтам&nbspразмещались&nbspпублицистические&nbspпроизведения,&nbspдокументальные&nbspи&nbspнаучные&nbspматериалы.&nbspВ&nbspжурнале&nbsp«Современник»&nbspавторам&nbspплатили&nbspзаработную&nbspплату,&nbspчто&nbspдля&nbspтого&nbspвремени&nbspбыло&nbspредким&nbspявлением,&nbspоднако&nbspА.С.&nbspПушкин&nbspрешил&nbspпоставить&nbspжурналистику&nbspна&nbspпрофессиональную&nbspоснову.&nbspТакже&nbspизданием&nbspжурнала&nbspПушкин&nbspпопробовал&nbspположить&nbspначало&nbspсерьезному&nbspотношению&nbspк&nbspпериодической&nbspпечати,&nbspкогда&nbspпериодическое&nbspиздание&nbspвоспринимается&nbspне&nbspкак&nbspразвлекательное&nbspчтение,&nbspа&nbspкак&nbspсерьезное&nbspиздание,&nbspсодержащее&nbspглубокий&nbspматериал.&nbsp

А.С.&nbspПушкин&nbspвидел&nbspжурнал&nbspкак&nbspлетопись,&nbspдневник&nbspсовременного&nbspему&nbspвремени,&nbspотсюда&nbspи&nbspназвание&nbspжурнала.&nbspПушкин&nbspвыступал&nbspв&nbspжурнале&nbspкак&nbspиздатель,&nbspредактор&nbspи&nbspжурналист.&nbspОтчасти&nbspэто&nbspобъяснялось&nbspтем,&nbspчто&nbspв&nbspто&nbspвремя&nbspсложно&nbspбыло&nbspнайти&nbspбольшое&nbspчисло&nbspталантливых&nbspи&nbspпрофессиональных&nbspсотрудников.&nbspСобственно&nbspхудожественной&nbspлитературы&nbspв&nbspпрозаическом&nbspотделе&nbsp«Современника»&nbspбыло&nbspнемного,&nbspтак&nbspкак&nbspА.С.&nbspПушкин&nbspстремился&nbspк&nbspдокументальности&nbspжурнала.&nbspВ&nbspжурнале&nbspпубликовались&nbspисторические&nbspисследования,&nbspдокументы,&nbspдневники,&nbspочерки,&nbspписьма.&nbsp

Журнал&nbspбыл&nbspдля&nbspА.С.&nbspПушкина&nbspсредством&nbspпросвещения.&nbspЦель&nbspсостояла&nbspв&nbspтом,&nbspчтобы&nbspрасширить&nbspчисло&nbspобразованных&nbspлюдей.&nbspЖурнал&nbspпонимался&nbspА.С.&nbspПушкиным&nbspкак&nbspиздание&nbspдля&nbspдворян,&nbspкак&nbspиздание&nbspдля&nbspпродвижения&nbspдворянской&nbspкультуры.&nbspВ&nbspжурнале&nbsp«Современник»&nbspпри&nbspжизни&nbspА.С.&nbspПушкина&nbspпубликовались&nbspН.С.&nbspГоголь,&nbspпоэты&nbspА.&nbspКольцов,&nbspЕ.&nbspБоратынский&nbspи&nbspмногие&nbspдругие.&nbspКроме&nbspтого,&nbspтам&nbspвпервые&nbspбыли&nbspнапечатаны&nbspмногие&nbspпроизведения&nbspсамого&nbspА.С.&nbspПушкина.&nbsp

В&nbsp1837&nbspгоду&nbspА.С.&nbspПушкин&nbspумер.&nbspКакое-то&nbspвремя&nbspизданием&nbspжурнала&nbsp«Современник»&nbspзанимался&nbspП.&nbspПлетнев,&nbspс&nbsp1843&nbspгода&nbspжурнал&nbspстал&nbspежемесячным.&nbspП.А.&nbspПлетнев,&nbspдруг&nbspи&nbspпомощник&nbspПушкина,&nbspизначально&nbspориентировался&nbspна&nbspпушкинский&nbspтип&nbspиздания.&nbspВ&nbspжурнале&nbspпечатались&nbspбиографические&nbspпроизведения&nbspо&nbspА.С.&nbspПушкине,&nbspвоспоминания&nbspо&nbspпоэте.&nbspЖурнал&nbspпри&nbspиздателе&nbspП.А.&nbspПлетневе&nbspоставался&nbspпериодическим&nbspлитературным&nbspсборником,&nbspадресованным&nbspдостаточно&nbspузкому&nbspкругу&nbspчитателей.&nbspСохранялся&nbspпросветительский&nbspхарактер&nbspстатей.&nbspНесмотря&nbspна&nbspхорошее&nbspсодержание&nbspматериалов&nbspжурнала,&nbspособого&nbspразвития&nbspу&nbsp«Современника»&nbspне&nbspбыло,&nbspон&nbspзаметно&nbspуступал&nbspв&nbspпопулярности&nbspдругим&nbspжурналам&nbspтого&nbspвремени.&nbspПоэтому&nbspнеизбежны&nbspбыли&nbspизменения&nbspв&nbspредакционной&nbspполитике.&nbsp

В&nbsp1846&nbspгоду&nbspП.&nbspПлетнев&nbspпродал&nbspжурнал&nbsp«Современник»&nbspН.А.&nbspНекрасову&nbspи&nbspИ.П.&nbspПанаеву.&nbspПод&nbspих&nbspруководством&nbspжурнал&nbsp«Современник»&nbspзаметно&nbspизменился.&nbspВ&nbspнем&nbspпоявилось&nbspбольше&nbspпублицистических&nbspматериалов,&nbspвозник&nbspжанр&nbspфельетона.&nbsp

Как&nbspредактор,&nbspН.А.&nbspНекрасов&nbspсделал&nbspставку&nbspна&nbspмолодых&nbspталантливых&nbspписателей.&nbspВ&nbspжурнале&nbspпубликовались&nbspФ.М.&nbspДостоевский,&nbspМ.Е.&nbspСалтыков-Щедрин,&nbspИ.А.&nbspГончаров,&nbspА.С.&nbspОстровский,&nbspИ.С.&nbspТургенев&nbspи&nbspдругие.&nbspИ.С.&nbspТургенев&nbspсотрудничал&nbspс&nbspжурналом&nbspдо&nbsp1858&nbspгода.&nbspНо&nbspодним&nbspиз&nbspглавных&nbspоткрытий&nbspстал&nbspЛ.Н.&nbspТолстой.&nbspМногие&nbspклассические&nbspпроизведения&nbspтаких&nbspавторов,&nbspкак&nbspФ.М.&nbspДостоевский,&nbspМ.Е.&nbspСалтыков-Щедрин,&nbspИ.А.&nbspГончаров,&nbspИ.С.&nbspТургенев&nbspи&nbspЛ.Н.&nbspТолстой&nbspбыли&nbspвпервые&nbspопубликованы&nbspна&nbspстраницах&nbspжурнала&nbsp«Современник».&nbsp

Постепенно,&nbspотчасти&nbspпод&nbspвлиянием&nbspН.Г.&nbspЧернышевского,&nbspжурнал&nbspприобрел&nbspдемократически-революционный&nbspхарактер.&nbspНельзя&nbspсказать,&nbspчто&nbspиздание&nbspвзяло&nbspантиправительственный&nbspкурс,&nbspно&nbspв&nbspнем&nbspпечаталось&nbspмного&nbspматериалов&nbspс&nbspкритикой&nbspвласти,&nbspособенно&nbspпо&nbspвопросу&nbspкрепостного&nbspправа.&nbspЭто&nbspоттолкнуло&nbspот&nbspжурнала&nbspтаких&nbspавторов,&nbspкак&nbspИ.С.&nbspТургенев,&nbspИ.А.&nbspГончаров&nbspи&nbspЛ.Н.&nbspТолстой,&nbspто&nbspесть&nbspтех,&nbspкто&nbspпридерживался&nbspконсервативных&nbspвзглядов.&nbspТакже&nbspэто&nbspпривлекло&nbspк&nbspжурналу&nbsp«Современник»&nbspвнимание&nbspцензуры.&nbspН.А.&nbspНекрасов&nbspпытался&nbspотстоять&nbspжурнал,&nbspно&nbspв&nbsp1866&nbspгоду&nbspжурнал&nbspзакрыли&nbspпо&nbspприказу&nbspАлександра II.&nbsp

Тем&nbspне&nbspменее,&nbspжурнал&nbsp«Современник»&nbspоказал&nbspвлияние&nbspна&nbspрусскую&nbspкультуру,&nbspтак&nbspкак&nbspименно&nbspв&nbspнем&nbspопубликованы&nbspмногие&nbspлучшие&nbspпроизведения&nbspрусской&nbspлитературной&nbspклассики.&nbspКроме&nbspтого,&nbspжурнал&nbspстал&nbspчастью&nbspразвития&nbspжурналистики,&nbspстав&nbspпервым&nbspпериодическим&nbspизданием,&nbspимеющим&nbspне&nbspразвлекательный,&nbspа&nbspсерьезный&nbspхарактер.&nbsp&nbsp

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННИК»
В 1836-1837 ГГ.

1.1 Журнал «Современник» в системе журналистики XIX вв.

Русская журналистика возникла только к началу XIX века. До
этого времени говорить о «журналистике» сложно, так как отсутствовали газеты и
журналы. В XVI – XVIII вв. публицисты создавали трагедии, поэмы, писали книги. Павел
I постарался подчинить всю прессу интересам официальной власти. Так, из
публицистики тех лет были полностью изъяты все слова, хоть как-то связанные с
французской революцией. Нельзя было использовать и слова, намекавшие на
недовольство граждан властью, или на возможность выступлений против власти. В
крупных российских городах была введена официальная правительственная цензура.

Газеты того времени носили официально-ведомственный характер,
и в них невозможно было публиковать статьи с собственной позицией автора или
издателя, что не позволяет говорить о них как о «журналистике». Большинство
газет выходило в Москве или Санкт-Петербурге, намного позже появились первые
газеты в Казани. При Александре I пресса полностью оставалась под контролем
властей.
[1]

Так как в официальных газетах никакие оппозиционные материалы
размещать не удавалось, журналисты и публицисты нашли выход в организации
литературных обществ.

Эти общества самостоятельно, на собственные деньги издавали
журналы и альманахи. Опыта такой деятельности у издателей не было, так что
такие издания часто быстро закрывались.

Среди таких независимых обществ можно отметить созданное в
1801 г. в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и
художеств». Оно способствовало развитию публицистики, русской общественной
мысли и журналистики. Его основателями были молодые писатели И.М. Борн и В.В.
Попугаев.

Журналы и альманахи начала XIX в. издавались маленькими
тиражами и быстро закрывались. За статьи журналистам тогда не платили, и для
печатных изданий писали любители. Это мешало превращению журналистики в
профессию.

Исключением из этого невеселого правила был журнал Н.М.
Карамзина «Вестник Европы», выходивший без перерыва почти тридцать лет подряд.
Кроме того, Н.М. Карамзин стал самым первым в истории русской журналистики
редактором, который получал за свою работу заработную плату.

Важную роль для развития публицистики сыграл журнал «Сын
Отечества» (1812-1852) Н.И. Греча. По своему направлению «Сын Отечества» был
консервативным журналом. Другими консервативными изданиями были газета
«Северная пчела» и журнал «Библиотека для чтения». Эти три издания выступали с
консервативными идеями, и полностью соглашались с политикой властей.

Их конкурентами были издания А.С. Пушкина, Н.А. Полевого,
Н.И. Надеждина и В.Г. Белинского. А.С. Пушкин был не только поэтом и писателем,
но и принимал участие в журналистике того времени.
[2]

По его мнению, отсутствие хороших журналов прямо влияло на
российское общество: «Журнальная литература – эта живая, говорливая, чуткая
литература, так же необходима в области наук и художеств, как пути сообщения
для государства, как ярмарки и биржи для купечества и торговли. Она ворочает
вкусом толпы, обращает и пускает в ход все выходящее наружу в книжном мире, и
которое без того было бы в обоих смыслах мертвым капиталом. Она быстрый,
своенравный размен всеобщих мнений, живой разговор всего теснимого
типографскими станками; ее голос есть верный представитель мнений целой эпохи и
века, мнений, без нее бы исчезнувших безгласно. Сколько есть людей, которые
судят, говорят и толкуют потому, что все суждения поднесены им почти готовые».
[3]  

А.С. Пушкин считал, что журналистика управляет общественным
мнением, и не считал, что управлять этим мнением могут только официальные,
правительственные газеты. Его целью было именно оказание воздействия на
российское общество.

Вначале А.С. Пушкин
собирался издавать чисто литературное издание. Он основал газету «Литературная
газета», которая заполнялась только литературными произведениями.
Публицистических материалов там не было. Это было издание, далекое не только от
политики, но и вообще от любой полемики.
[4]  

Опыт «Литературной газеты» показал Пушкину, что влиять на
общественное мнение при помощи чисто литературного журнала не получится.
Поэтому он перешел к идее издавать журнал, в котором было бы представлено
разнообразное по тематике наполнение: статьи, литературные обзоры, литературная
критика, дневники современников, стихотворения и т.д.

В 1836 г. Пушкин добился права издавать собственный журнал
«Современник». Этот журнал занял уникальное место в русской журналистике.



[1] История русской журналистики XVIII–XIX веков / Под редакцией проф. А.В. Западова. —
М., 1973. – С. 136.

[2] Ворошилов
В.В. Журналистика. – СПб., 2011. – С. 8
.

[3] Современник:
Литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837.
М., 1988. – С. 42. 

[4] Воропаева В.А. А.С. Пушкин и подвижники культуры в периодике. Бишкек: КРСУ, 2009.С. 112.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы