Курсовая теория на тему Современная сценография и дизайн
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Сценическое оформление в театре 5
1.1. Декоративное оформление в театре 5
1.2. Освещение в театре 10
1.3. Особенности сценического костюма 12
Глава 2. Сценическое оформление танца в современной хореографии 18
2.1. Декоративное оформление в современной хореографии 18
2.2. Освещение в современной хореографии 28
Заключение 34
Список литературы 35
Введение:
<p>Введение 3<br />Глава 1. Сценическое оформление в театре 5<br />1.1. Декоративное оформление в театре 5<br />1.2. Освещение в театре 10<br />1.3. Особенности сценического костюма 12<br />Глава 2. Сценическое оформление танца в современной хореографии 18<br />2.1. Декоративное оформление в современной хореографии 18<br />2.2. Освещение в современной хореографии 28<br />Заключение 34<br />Список литературы 35</p>
Текст работы:
В последние годы в мире наблюдается активизация взаимовлияния различных видов и жанров искусства, особенно сценически-исполнительских. Процесс взаимопроникновения коснулся и сценографического оформления программ и отдельных номеров, в котором все больше растет внимание постановщиков к синтезу средств художественных решений, основанных на достижениях новейших технологий.
Одним с основных признаков художественной творчества последних десятилетий есть склонность к взаимопроникновению и сочетанию различных видов искусства с их специфическими объектами изображения, содержанием, средствами художественного выражение, своим образно — познавательным влиянием, то есть их синтезации. Этот процесс, который наблюдается во всем мире, сопровождается также использованием достижений науки и техники, прежде всего компьютерных технологий. Особенно ярко эта тенденция прослеживается на примере сценически-исполнительских или зрелищных видов искусства.
Современные театральные технологии вооружают художников высокотехнологическим оборудованием с элементами искусственного интеллекта, что требует соответствующей подготовки художников-постановщиков. Эта профессия требует умения интерпретировать драматический текст, понимать формообразование в трехмерном цветовом пространстве, работать в творческом контакте с режиссерами, стейдж-дизайнерами, художниками костюмов, звукооператорами и актерами, использовать разнообразное оборудование и программировать компьютеризированные пульты. В современных постановках достаточно часто натуральность декораций и костюмов может вступать в противоречие с условностью и действием, и наоборот, абстрактность и схематизм изобразительного решения могут противоречить жизненной наполненности и эмоционально-психологической конкретности современного спектакля.
Заключение:
<p>Введение 3<br />Глава 1. Сценическое оформление в театре 5<br />1.1. Декоративное оформление в театре 5<br />1.2. Освещение в театре 10<br />1.3. Особенности сценического костюма 12<br />Глава 2. Сценическое оформление танца в современной хореографии 18<br />2.1. Декоративное оформление в современной хореографии 18<br />2.2. Освещение в современной хореографии 28<br />Заключение 34<br />Список литературы 35</p>
Список литературы:
Глава 1. Сценическое оформление в театре
1.1. Декоративное оформление в театре
В монографии «Что такое сценография?» Памела Ховард (Howard, 2002) приводит 44 дефиниции сценографии от ведущих практиков и теоретиков этого искусства. Жером Мекельберг из Бельгии определяет сценографию как «адаптацию определенного пространства для театрального действа (Ibid. XIII), Яго Перико (Каталония) – как «визуализацию драматического текста» действа (Ibid. XIII), Ярослав Малина (Чехия) — как» драматическое решение пространства «действа (Ibid. XIV), классик сценографии Йозеф Свобода (Чехия) — как» взаимодействие пространства, времени, движения и света на сцене « (Ibid. XIV). Заслуживает особого внимания определение Мицуры Ишии (Япония): сценография — это «визуальная режиссура сцены» .
Генезис развития мировой сценографии дает основания утверждать, что сценография не только статическое произведение художника, что украшает спектакль, но и средство формирования архитектуры среды театрального действия.
Хронология развития искусства сценографии по значимости подавляющей театральной функции состоит из следующих этапов: прасценографии (персонажные функция — от homo sapients до V в. до н.э.), игровой сценографии (от V в. до н.э. до XV в. — античность, средневековье), декорационного искусства (функция обозначения места действия — ХV ст. — начало ХХ в.), действенной сценографии (сценография является динамическим элементом спектакля — начало ХХ в. и до сих пор) .
Основными функциями сценографии являются: функция обозначения места действия (которая делится на функцию обозначения конкретного места действия и на функцию создания обобщенного места действия), игровая и персонажная функции. По важности той или иной функции можно классифицировать представления театральных художников. Во второй половине XX в. произошло формирование новой системы создания художественной среды театральной игры — «действенной сценографии». Она характеризуется синтезом всех трех главных функций в каждом конкретном оформлении спектакля .
Основными типами с точки зрения визуального восприятия являются: плоскостная, объемная, пространственная, комплексная сценография.
Различают следующие основные типы сценографической организации системы зал-сцена в театральных зданиях и пространствах: фронтальная, глубинная, аренная, симультанная, кольцевая, панорамная.
На основе исследований в последние годы ученые установили, что главными современными поисками в области сценографии являются :
развитие фронтального, глубинного формирования мизансцен (опера, балет, система Станиславского)
слом фронтальности (итальянская сцена-коробка), аксонометрическое восприятия пространства (эксперименты Мейерхольда, Таирова)
раскрытие пространства по всем направлениям (деятельность Пискатора)
поиски новых гипернатуральных форм сценического пространства (представления Охлопкова, проекты «Баухауза»)
развитие действия психологической драмы в камерном гибком пространстве (оформление типа «окружающей среды» Е. Гротовского)
дематериализация сценографии (световые проекции И. Свободы).
Главной же качественной характеристикой театрального пространства для удовлетворения многих требований сценографии есть и останется в будущем его гибкость.
Как и для формирования функционально-стилевых признаков интерьерных пространств, в сценографии основными факторами, влияющими на ее формирование, являются: культурологический, технический, эстетический.
Культурологический фактор — фактор, который вызвал возникновение театрального искусства в целом и его эволюцию. С ним связано появление первых театральных пространств в мире, возникновение, формирование и развитие жанров.
Эстетическим фактором является и останется способ восприятия спектакля зрителем. Эстетическое воздействие спектакля на зрителя на различных типах сцены — не одинаково. Открытая сцена, подводит актера к зрителю, вызывает прямой контакт между сценой и залом, создавая условия для непосредственного участия зрителей в творческом процессе, время от времени давая им возможность участия в самом процессе представления.
Мир, что воспроизводится в замкнутом пространстве сценической коробки театра, иллюзорно отделен от человека, который смотрит спектакль. Действие развивается не среди зрителей, а в другой, самостоятельной сфере, в которую зритель проникнуть не может .
Следующим по важности влияния на формирование сценографии является технический фактор. Практика многих режиссеров и художников театра показывает, что применение технических достижений в области театрального искусства может существенно обогатить пространственное решение спектакля, разнообразить ее пластическую форму. Однако методы и степень использования техники определяются потребностями конкретного театра, а иногда конкретного представления .
Подытоживая, можно сформулировать рекомендации относительно современного проектирования как театральных зданий и сооружений, так и интерьерных пространств с учетом сценографии как одного из средств дизайна среды. Главным фактором, что должен формировать современную архитектуру театра, является дизайн-сценография, которая может стать не только центральным понятием в сотрудничестве режиссера и сценографа, но и архитектора и дизайнера .
Она определяется, по меньшей мере, шестью возможными типами взаимного расположения объекта и субъекта восприятия дизайна среды: традиционное портальное (глубинное) восприятие, арена, открытое пространство (сцена с развитым, вынесенным в зал просцениумом), кольцевое пространство (кольцевая сцена), панорамное пространство, симультанное пространство.
Для построения театральных пространств и организации действия в помещениях и зданиях на основных принципах сценографического дизайна среды рекомендуется :
проектирование гибкого пространства, трансформируемого вручную с помощью модульных конструктивных элементов, которые могут менять свое положение по горизонтали и вертикали, создавая тем самым различные комбинации пространств;
проектирование гибкого пространства средствами малой механики: использование трансформированных порталов, движущихся полов, а также перегородок, ширм и тому подобное;
использование света в качестве главного средства для создания формы пространства и его психоэмоционального наполнения;
комплексное решение с одновременным использованием средств малой механики и модульных конструктивных элементов.
Итак, сценография это не только отдельный вид монументально-декоративного искусства, но и в современных условиях — это искусство аранжировки пространства, основные принципы сценографии уже давно используются в современном дизайне интерьерных и экстерьерных пространств театра.
Кто-то из художников больше любит собственно сценографию, но есть и такие, кто отдает предпочтение созданию именно костюмов к спектаклю. Профессия театрального художника очень объемная, она включает в себя немало нехудожественных функций. Это и философское прочтение драматического материала, и знание общих исторических процессов, истории театра и костюма, погружение в свойства и возможности различных производственных материалов, умение конструировать пространство с позиции архитектора, наконец — знания, связанные с различными технологическими аспектами процесса создания костюма (крой, ткани и т. д.).
Художник общается со столярным, слесарным цехами, участвует в монтаже представления, должен уметь выставить театральный свет. Во всех этих действиях и взаимодействиях художник проявляется как изобретатель, как руководитель и даже как психолог.
В сознании сценографа представление живет все время, он постоянно должен ориентироваться на общую концепцию художественного произведения на различных этапах производственного процесса, несет ответственность за целостность и качество творческого образа задолго до того, как материальная часть спектакля будет доставлена цехами на сцену .
Не менее интересной и важной является построение процесса взаимодействия сценографии с другими компонентами спектакля – по смыслу, стилистически, по ритму, цветами, нюансами. Этот процесс в немалой степени зависит от условий, которые предлагает сценическая площадка конкретного театра, жанра спектакля, а также от макро- и микрокультуры, в которой он создается.