Курсовая теория на тему Современная интерпретация социального государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития 6
2. Современные представления о сущности социального государства 10
3. Социальное назначение государства 12
4. Социальные функции государства в истории его развития 17
5. Характерные черты современного социального государства 22
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Введение:
Актуальность темы курсового исследования. Государство, как понятие, существует уже несколько тысячелетий, но до сих пор вызывает интерес у многих учёных. В своём постоянном развитии понятие «государство» претерпело множество изменений. Это связанно со многими факторами жизни, например, со сменой экономических формаций, захватом одних государств другими, «вырождением» и развалом и т.д. С изменением государств менялась и их сущность.
Первые протогосударства строились на относительном равенстве субъектов, проживающих на их территории, так как в них ещё существовали элементы, присущие первобытно-общинному строю. С развитием ремёсел и торговли всё сильнее давало знать о себе социальное неравенство, которое и легло в основу всех будущих форм государства. Так, в рабовладельческих государствах, таких, как Римская империя, была характерна огромная социальная «пропасть» между слоями населения. Зажиточное население пользовалось всеми благами, которое могло дать им государство, беднейшее же находилось в полном подчинении у богатых и практически не имело никаких прав.
В дальнейшие времена, когда рабовладельческие государства исчезли по разным причинам, на смену им пришли феодальные, в которых главной ценностью была земля и крестьяне, которые эту землю обрабатывали.
После наступила эра капитализма, которая продолжается и по нынешний день, хотя в некоторых странах и были совершены попытки перехода к социалистическому строю. Наблюдая за сменой данных формаций можно заметить, что, несмотря на значительные изменения в социальной и экономической сферах, само государство, как субъект, никуда не исчезло. Как и прежде, оно выступает регулятором различных общественных отношений. Отсюда возникает вопрос: что же делает государство государством? По нашему мнению, ответ на этот вопрос кроется в понятии «государственность».
Государственность, в том числе и российская, понятие крайне широкое и субъективное, потому установить его рамки весьма проблематично. История российской государственности весьма богата и вызывает интерес не только у учёных, но и у других людей, заинтересованных в развитии государства и общества. Изучив и поняв её, мы сможем проанализировать возможные пути развития российского государства, выделить главные особенности нашей государственности, отличные от государственности зарубежных стран.
Актуальность данной темы состоит в том, что Россия сейчас находится в переходной стадии на пути движения от авторитарного советского государства к демократическому правовому. Качественно меняется мир, ускоряется технический прогресс, а процесс глобализации всё набирает обороты. В таких условиях выявление особенностей российской государственности сможет существенно ускорить процесс формирования устойчивого и сильного государства, определить главные ценности нашего общества и поможет избежать непоправимых ошибок, приведших к краху предыдущих форм российского государства.
Теоретическая основа исследования. При проведении исследования были применены труды таких ученых в сфере теории права, как: Алексеева С.С., Архипова С.И., Афанасьева B.C., Байтина М.И., Бабаева В.К., Васильева А.М, Гранат H.JI., Керимова Д.А., Лазарева В.В., Леушина В.И., Малько А.B., Марченко М.Н., Мартышина О.В., Матузова Н.И., Морозовой Л.А., Перевалова В.Д., Пиголкина A.C., Романова P.A., Рыбакова О.Ю., Черданцева А.Ф. и многие другие.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а помимо этого и иные федеральные законы, и другие нормативные акты Российской Федерации.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы характеризуется актуальностью проблемы вопросов повышения эффективности, осуществления принципа разделения властей в политической системе современной России.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач применялись общенаучные и частно- научные методы познания, к которым можно отнести следующие: диалектический, исторический, анализ, синтез, дедукция, индукция, комплексный, системный. А помимо вышеуказанных еще и сравнительно- правовой, формально-логический, нормативно-логический, философский и т.д. Применение указанных методов предоставило возможность осуществить анализ правового регулирования вопросов, осуществления принципа разделения властей в политической системе современной России.
Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка использованных источников.
Заключение:
Россия провозгласила себя социальным государством, закрепив это положение в Конституции РФ. Однако, конституционное положение о социальной ответственности и социальной направленности политики государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ) не выполняется. Не выполняется во всех составляющих социальной политики: в здравоохранении, в образовании, в пенсионном обеспечении и др. Необходимо отметить, что социальная ситуация ухудшается с каждым годом, и никаких перспектив к изменению вектора развития состояния социальной сферы в ближайшей перспективе нет.
«Сложившийся уровень неравенства и неудовлетворенность базовой потребности общества в справедливости столь велики, – отмечает М.Г. Делягин, – что превратились в основной тормоз развития и выступают главным фактором подрыва легитимности власти и существующего порядка в обществе, по сути же это фактор эрозии общества как такового».
О губительности для российского общества социальных реформ заявила и Счетная палата РФ. «Шокирующий доклад о неудачах бюджетной оптимизации накануне «Прямой линии» президента с россиянами опубликовала Счетная палата (СП). Перед прямым телеэфиром с гражданами президент выслушивает благостные доклады профильных министров. А доклад СП о росте смертности для Кремля, судя по всему, оказался сюрпризом. Между тем явное ухудшение аудиторы заметили не только в здравоохранении, но и в образовании, и культуре». Из материалов доклада СП РФ следует, что «…17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом населенных пунктов в РФ находятся на расстоянии 40–50 километров от ближайшего медпункта.
К похожим выводам аудиторы пришли, анализируя оптимизацию культурной сферы: оказалось, что она проводится без учета потребностей населения. В течение 2014 года учреждений культуры в России стало меньше на 7,3%. Количество библиотек сократилось на 6% от общего числа библиотек, как и организаций культурно-досугового типа. Число театров и музеев уменьшилось на 0,5% и 0,01%, соответственно».
Почему для большинства россиян получение основных социальных услуг становится неподъемной роскошью, и у них нет денег для того, чтобы за эти услуги платить? Почему российские чиновники с маниакальным упорством продолжают следовать доктрине вульгарного либерализма, проводят курс на приватизацию бюджетной сферы и коммерциализации социальных услуг? Какова современная социально-демографическая политика в современном российском государстве? Есть ли будущее у всех нас, при сохранении в России курса на дальнейшее проведение либеральных реформ? Постараемся проанализировать сложившуюся в стране ситуацию и ответить на поставленные вопросы.
Представители власти в своих выступлениях постоянно пропагандируют тезисы об ограничении роли государства в экономической жизни и о социальной ответственности российского бизнеса. В.В. Путин с первых дней пребывания на посту главы государства последовательно проводил политику ограничения участия государства в решении социальных проблем граждан, и еще являясь И.О. Президента РФ, 8 июля 2000 года в обращении к Федеральному Собранию РФ отметил; «Политика всеобщего государственного патернализма сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких»
Фрагмент текста работы:
1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития
В современной науке преобладает волевая концепция сущности государства, выражающая государство и государственную власть как разновидность социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности. Понять сущность государства, значит понять: воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти, каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти. Например, государство может представлять собой организацию классового насилия, при которой экономически господствующий класс получает возможность управления другими классами. Или, что это высшая организация воли общества, направленная на достижения общего для всех блага. Есть так же точка зрения, объединяющая две другие, в которой государство формируется как инструмент классового насилия, позже переходящий в инструмент достижения общего блага. Все точки зрения на этот вопрос субъективны и зависят от личных представлениях индивида о государстве.
Если говорить об определении государства, то юридическая наука даёт такие определения, как:
— это организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей на своей определенной территории, обладающая органом принуждения и собирающая налоги и сборы для обеспечения своих внутренних и внешних функций ;
— это особая организация жизни людей, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности ;
Каждое определение в той или иной степени отражает сущность и назначение государства. Признаки государства следующие:
1. Наличие публичной власти. Ни одно государство не обходится без публичной власти и, соответственно, без механизма её осуществления. В каждом государстве существует определённый слой людей, осуществляющий управление обществом. Через них государство реализует свою волю, участвует в жизни общества. Госслужащие активно участвуют в государственному управлении, формируя аппарат управления государством. Этот момент является своеобразной точкой соприкосновения государства и общества, так как государственные служащие тоже являются частью социума. Если общество активно участвует в государственном управлении, то государство будет действовать в его интересах, ускоряя развитие общества, укрепляя и усиливая его. Но, если в таких отношениях преобладает роль государства, то прослеживается отрыв общества от него, может наблюдаться эксплуатация правящими элитами других слоёв населения, а деятельность государства направленна на достижение целей, не связанных с защитой общества .
2. Правовая система. Трудно себе представить государство без устойчивой правовой системой. Будь то законы или нормы обычаев, управление государством без них не осуществимо. Государство в пределах своей территории является главным субъектом правотворчества. Стабильность и эффективность права в конкретной стране зависят от совершенства законодательного механизма и уровня правовой культуры населения в целом.
3. Территория и население. Власть государства распространяется на определённую территорию, ограниченную географическими границами, а население, живущее на этой территории, считается его гражданами, обладающими правами и обязанностями. Каждое государство стремится расширить и закрепить своё влияние, поэтому существуют случаи, когда власть государства распространяется и за его пределы. Например, ребёнок, рождённый в иностранном государстве, признаётся гражданином России, если его родители тоже являются гражданами России.
4. Государственный суверенитет. Власть государства является высшей властью в пределах государства и на неё не может быть оказано влияние извне. На деле же, это не совсем верно. В современном мире при развитии международного права и процесса глобализации суверенитет государства заметно сузился.
5. Монополия на легальное применение силы. Государство обладает специальным механизмом принуждения, чтобы ограничивать права и свободы граждан, представляющих опасность для него и для общества, а так же обеспечивать исполнение законов.
6. Налоги и сборы. Для содержания государственных органов и их должного функционирования государство взимает налоги и сборы. Полученные средства государство направляет на поддержание своих функций, улучшение работы своих органов, решение социальных и иных задач, стоящих перед ним.
7. Государство является представителем интересов населения, проживающего в нём. В особенности этот признак отвечает тем государствам, в которых господствует демократический режим, так как органы власти в большинстве случаев избираются непосредственно населением. Однако, на практике всецело представлять всего населения почти невозможно даже странами с подобным укладом.
Обобщив все вышеуказанные признаки, дадим государству следующее определение: государство – это особая организация жизни людей, обладающая такими признаками, как публичной властью, правовой системой, территорией, суверенитетом и механизмом принуждения, взимающая для обеспечения своих функций налоги и сборы с населения, действующая в интересах населения и представляющая его на международной арене.
Все эти признаки делают государство государством. Если убрать один или несколько из них, то получится, что мы говорим уже не о государстве, а о государственно-подобном образовании. Следовательно, данные признаки тесно связанны и с понятием «государственность». Так как государство – это особая организация жизни людей, то можно сказать, что государственность – это особое состояние этих людей, позволяющее им создать государство, поддерживать и развивать его.
Рассмотрение российской государственности с точки зрения разных её особенностей, аспектов, функций позволит дать ей наиболее точное определение, определить её положение в России в разные исторические периоды и установить место этой государственности в современном мире. Поэтому, стоить изучить те факторы, способствующие созданию данного состояния.