Курсовая теория на тему Совместная творческая деятельность как условие позитивного педагогического взаимодействия педагога и обучающего
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
I . ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1. Научные
представления о творческой деятельности в современной науке 6
1.2. Понятие
совместной деятельности. Виды совместной деятельности. Конфликты в совместной
деятельности. 9
1.3. Межличностное
взаимодействие. Виды и типы межличностного взаимодействия. 15
Выводы по первой
главе. 18
II. ГЛАВА: СОВМЕСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ
ПОЗИТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩЕГО.. 21
2.1. Педагогическое
взаимодействие: сущность, стратегии, виды, феномены 21
2.2. Условия
позитивного педагогического взаимодействия. 27
Выводы по второй
главе. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
Введение:
Совместная творческая деятельность педагога и обучающего — несравненный стимул к
личностному развитию и самоутверждению растущего человека. Чувство товарищества
и эмоционального комфорта стимулирует проявление инициативы и творчества.
Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе определяют
цель предстоящей работы, выбирают средства ее достижения, реализуют свои планы,
анализируют полученный результат. Условием организации такой деятельности и
морально-ценностных отношений является активное творчество учителей и детей, и
сегодня образовательный процесс — это, прежде всего, взаимодействие и
сотрудничество учителя и ученика в сфере их совместной деятельности.
Важной
задачей современного образования является совершенствование педагогического
процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством
организации эффективного педагогического взаимодействия и развивающей среды,
обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему
проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Современные
дети способны проявлять инициативу, активность, творчество, однако реальная
практика говорит о том, что в школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся
пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребенок способен активно
участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решение в различных
ситуациях.
Поэтому,
в настоящее время в
социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание
применению активных форм обучения, в том числе и совместной творческой
деятельности, так как такие формы способствуют формированию активной жизненной
позиции и воспитанию личности созидательного типа.
В
современных условиях развития российского образования возрастает значимость
развития идей творческой деятельности обучающихся, призванных «обеспечить
переход от системы массового образования, характерной для индустриальной
экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной
экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию
образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой,
ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности»,
[1, С. 48-59].
Проблема исследования: Наши школы редко предоставляют ученикам
возможность выполнять образовательные задания, исходя из их любопытства или
вопросов, которые они задают сами. Хотя большинство тех, кто работает в сфере
образования, достаточно убеждены в важности развития навыков мышления для
учащихся и учителей, и подчеркивают, что миссия школы — это не процесс
наполнения умы учащихся информацией. Столько, сколько требуется для побуждения
к мышлению и позитивному совместному творчеству между учеником и учителем, но
они сосуществуют с преобладающими в наших школах практиками, и никто из них не
пытался сломать стену нормы или отклониться от нее, чтобы достичь положительные
результаты, которые приведут к построению совместной комплексной творческой
деятельности.
Цель
исследования: анализ совместной творческой деятельности
как условия позитивного педагогического взаимодействия педагога и обучающего. Объект исследования: Совместная творческая деятельность как
условие позитивного педагогического взаимодействия педагога и обучающего .
Предмет исследования: изучение методов и инструментов позитивного
взаимодействия ученика и учителя с целью формирования творческой деятельности,
идущей в ногу с современной наукой с точки зрения образовательной перспективы.
Задачи исследования:
—
изучить научные представления о творческой деятельности в современной науке;
—
определить понятие и виды совместной
деятельности;
—
рассмотреть возможные конфликты в совместной деятельности;
—
изучить виды и типы межличностного взаимодействия;
—
рассмотреть педагогическое взаимодействие: сущность, стратегии, виды, феномены;
—
проанализировать условия позитивного педагогического взаимодействия.
Гипотеза
исследования: совместной творческой деятельности педагога и обучающего способствует возрастанию
объема усваиваемого материала, познавательной активности и творческой
самостоятельности, приобретению важнейших социальных навыков.
Теоретическая значимость ; состоит в том, что это исследование демонстрирует позитивные
отношения между учеником и учителем, поскольку оно опирается на современные
образовательные методы, с помощью которых устанавливается творческая
деятельность, соответствующая современным образовательным потребностям, и в
рамках общей образовательной области.
Заключение:
Творческая
деятельность — как правило, многообразная деятельность. Каждый элемент
искусственной среды, окружающей человека, — результат творчества. Это
антропогенная среда.
Компонентами
творческой деятельности детей являются: инициатива, самостоятельность,
активность, воображение.
Для
педагогической творческой деятельности важно целенаправленность и осознанность.
Осознанная творческая деятельность предполагает наличие цели.
Научная
деятельность может быть интерпретирована как творчество, в то время как
творчество может быть интерпретировано как способ познания. Соответственно,
можно считать первое познанием научным, второе – познанием творческим.
Совместная
деятельность предполагает объединение индивидуальных деятельностей, но это
объединение не является механическим.
Процесс
обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на
овладение учащимися социальным опытом, создание условий для их самоопределения
и самореализации.
Совместной
считается деятельность, при которой: ее задачи воспринимаются как групповые,
требующие кооперации при решении; существует взаимная зависимость при
выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного
контроля и ответственности.
В
педагогической литературе совместная деятельность чаще всего характеризуется
следующими компонентами: пространственным и временным соприсутствием; единством
цели; организацией и управлением деятельностью; наличием позитивных
межличностных отношений; взаимной зависимостью при выполнении работы, которая
требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
Совместная
деятельность в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть
взаимодействий по следующим четырем линиям: учитель — ученик (ученики), ученик
— ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), общегрупповое взаимодействие
учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом
классе, учитель — учительский коллектив.
Наиболее
эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации
обеих сторон на сотрудничество в условиях сов-местной деятельности. Однако, как
показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует
отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и
осуществлении.
Отражением
этих противоречий между участниками совместной деятельности является
межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей,
которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими
сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях
несовместимые ценности и нормы. Дифференцированный подход к межличностным
конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.
Межличностное
взаимодействие выступает необходимым условием развития личности, формирования
ее уникальности и самобытности, в результате которого устанавливается вся
совокупность социальных связей индивидуума, формируется его положение в
обществе.
Особое
место в педагогической деятельности занимает процесс педагогического
взаимодействия, целью которого является достижение позитивных изменений
психологических характеристик воспитанников: потребностей, установок,
отношений, моделей поведения.
Педагогическое
взаимодействие носит интегративный характер, поскольку олицетворяет вечное
движение, процессы объединения и одновременной дифференциации.
Педагогическое
взаимодействие — детерминированная познавательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими
процессами связь субъектов (и объектов образования, которая приводит к их
количественным и (или) качественным изменениям.
Педагогическое
взаимодействие – это интегративная основа системы образования обусловливает как
структуру этой системы, так и ее содержание, обеспечивает связь образования с
другими социальными институтами, а также предопределяет направленность и
способы реализации контактов субъектов, включенных в образовательную
деятельность.
В
педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды
взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительный,
неустойчиво-положительный, пассивно-положительный, открыто отрицательный,
пассивно-отрицательный. В условия позитивного педагогического
взаимодействия обязательно входят: постановка ближайших педагогических задач в
работе с каждым учеником; создание атмосферы взаимной доброжелательности и
взаимопомощи; введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу
ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;
использование учителем информации о структуре коллектива, личных качествах
учеников, занимающих различное положение в классе; организация совместной
деятельности, укрепляющей контакты детей и создающей общие эмоциональные
переживания.
В
основные принципы позитивного педагогического взаимодействия входят: принцип
поощрения, принцип яркого проявления собственных переживаний счастья, принципа
субъектности, принцип ценностной ориентации, принцип поддержания
оптимистического рубежа. Выделенные
принципы реализуются в тесном единстве и взаимообусловленности.
Применение
условий и принципов позитивного
педагогического взаимодействия будет способствовать формированию позитивного
взаимодействия между младшими школьниками, если учебно-воспитательный процесс
будет строиться на принципах позитивной педагогики, учитель будет прилагать
усилия для изменения педагогического восприятия и перестройки своего
педагогического мышления, а также знакомить родителей с основами позитивной
педагогики. Такой подход будет помогать развитию их способности смотреть на
педагогический процесс со стороны, акцентируя внимание на позитивном, развивая
готовность воспитателей к изменениям и инновациям.
Таким
образом, совместная творческая деятельность оказывает огромное влияние на
личность каждого обучающегося, способствует возрастанию объема усваиваемого
материала, познавательной активности и творческой самостоятельности,
приобретению важнейших социальных навыков, поскольку является способом
организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом,
взаимоуважением и толерантностью.
Фрагмент текста работы:
I . ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Научные представления о творческой деятельности в
современной науке
Любая
научная деятельность представляет собой познание и преобразование системы
представлений человека о мире, построение принципов осмысления текущих процессов
на различных уровнях.
Важнейшая
эпистемологическая составляющая науки, представленная разработкой
методологических оснований для осуществления того или иного вида деятельности
на профессиональном уровне, позволяет определить уровень целесообразности
существующих научных подходов и методов, эффективность их применения в
конкретных областях деятельности, а также условия их дальнейшей трансформации, [2, С. 139].
Другим,
не менее важным в процессе осмысления и конструирования бытия явлением
выступает творчество как сознательная, интенциональная активность личности и
различных социальных групп, носящая созидательный характер,[2, С. 139].
«Творчество,
с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью
человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями
и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической
практики», [3, С. 7-12].
В
психолого-педагогической литературе на творческий характер педагогического
труда обращали внимание великие педагоги, такие как И.Г. Песталоцци, Я.А.
Коменский, К.Д. Ушинский. Н.А. Бердяев под творчеством понимал «абсолютно
оригинальное создание человеком небывалого», [4, C 289].
Я.А.
Пономарев творческие способности связывает с уровнем внутреннего развития плана
действий. У него творчество выступает как «механизм развития, взаимодействие,
ведущее к развитию». [5, C.
290].