Курсовая теория на тему Советско-американские отношения во второй половине 1980-х гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Перестройка и изменение советского внешнеполитического
курса 8
1.1. СССР-США:
предпосылки «разрядки» 8
1.2. «Новое
политическое мышление» и его суть 12 Глава 2. СССР-США: начало «разрядки» 15
2.1. Встречи в Женеве и Рейкъявике: начало
политического диалога. 15
2.2. От Вашингтона до Мальты: преодоление «холодной
войны» 19
2.3. Распад СССР и американская дипломатия 25
Заключение. 32
Список использованных источников и литературы.. 34
Введение:
История
советско-американских отношений на протяжении всего периода «холодной войны»
оказывала колоссальное влияние на состояние и развитие всего мирового порядка.
Фактически объявленная сторонами война на взаимное уничтожение, которую американский
политик и дипломат Г. Киссинджер в своё время сравнивал с противостоянием древних
Спарты и Афин, несколько раз ставила мир на грань глобальной войны [1].
Данная
тема никогда не выходила из поля зрения исследователей, но в советской
историографии периода «холодной войны» она рассматривалась сквозь призму более
или менее жёсткого первой
антиамериканизма. В постсоветский период
появилось огромное количество новых исследований и неизвестных ранее
документов, посвящённых истории советско-американских отношений. Разумеется,
теперь авторы новых работ и воспоминаний не были скованы идеологическими
рамками и поэтому могли гораздо более свободно и объективно излагать и
оценивать имеющийся в их распоряжении материал. Переосмысление старых
источников и появление новых способствует сохранению интереса к данной теме со
стороны исследователей, способствуя сохранению и даже повышению её
актуальности.
Предметом исследования является история советско-американской дипломатии, объектом – советско-американские отношения второй половины 80-х гг. XX в.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть характер деятельности и динамику изменений советско-американских отношений периода места Перестройки 1985-1991 гг. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
– выявить предпосылки и движущие силы процесса перехода от глобальной конфронтации к
новой «разрядке» в советско-американских отношениях середины 80-х
гг. XX в.;
– охарактеризовать смысл и содержание политики «нового мышления»;
– рассмотреть советско-американские отношения с
точки зрения современников; – оценить роль
личностного фактора в советско-американском сближении;
– изучить историю, этапы и результаты процесса советско-американских переговоров на высшем уровне 1985-1991 гг.
В настоящей работе использованы труды таких известных отечественных и
зарубежных историков, как Б.Д.
Минаев, Дж. Боффа, Н. Верт, Г. Чернявский, Р.А.
Медведев, И.Я. Фроянов, А.Б. Зубов [2].
Источники, использованные в
работе, представлены несколькими группами.
К первой из них относятся документальные материалы периода Перестройки – например, материалы партийных съездов или законодательных актов [3]. Сюда же можно отнести межправительственные российско-американские документы, отражавшие развитие двусторонних отношений в рассматриваемые годы [4].
Вторая группа представлена публицистическими материалами, публиковавшимися
на страницах периодических изданий и
брошюр [5]. К этой группе относятся и сочинения советских политических деятелей, в том числе и самого М.С.
Горбачёва, написанные им в шестилетний период пребывания на
высоком посту
Генерального секретаря ЦК КПСС распределением и Президента СССР [6]. [1] Боффа Дж. От СССР к России.
— М., 1996. С. 119. [2] Минаев Б.Д. Ельцин.- М., 2014; Боффа Дж. От СССР России. История
неоконченного кризиса. 1964-1994.- М., 1993; Верт Н. История советского государства. М., 1993; Чернявский Г., Дубова Л. Президенты США.- М., 2019; Медведев Р.А. Россия и Запад в конце XX века // Медведев Р., Медведев Ж. Россия и Запад в конце XX века.- являясь М., 1997; Фроянов И.Я. Погружение
в бездну.- СПб., 1999; История России.
XX век // Под
ред. А.Б. Зубова. М., 2017. [3] XVII съезд Коммунистической партии Советского Союза.
Стенографический отчёт.- М., 1986; Хрестоматия по отечественной истории.- М.,
1996. [4] Государственный визит Президента СССР М.С. Горбачёва в Соединённые Штаты Америки, 30 мая — 4 июня. Документы и материалы. – М., 1990. [5] Бжезинский З. Геостратегия для Евразии. Краткосрочные и долгосрочные цели США в этом регионе // Независимая газета, 1997.- 24 октября. [6] Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему.-
Свердловск, 1990; Ахромеев С.Ф.,
Корниенко Д.М. Глазами маршала и человека.- М.,
1992; Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира.- М.,
1988.
Заключение:
С середины 80-х гг. начался новый
период в советско-американских отношениях. В основу провозглашённой
М.С. Горбачёвым «политики нового мышления» была положена концепция «нового мышления», предусматривавшая отказ от приоритета классовых, идеологических принципов над общечеловеческими ценностями. Начал проводится курс на укрепление международной разрядки, прекращения гонки вооружении и «холодной войны».
Огромное значение для прекращения «холодной войны» и налаживания
добрососедских отношений с ведущими мировыми державами имели зарубежные визиты советского лидера и заключённые по
их итогам соглашения. Местами этих встреч стали Женева, Рейкъявик, Мальта, Нью-Йорк, Москва и Вашингтон. Важнейшее значение имели встречи в Нью-Йорке и на
Мальте, в ходе которых процесс
были подписаны договоры о радикальном сокращении ракет средней и меньшей дальности и провозглашено окончание «холодной
войны».
Оценки
современников, данные ими советско-американским договорам, были весьма
различными. Политики, государственные и общественные деятели, публицисты и
журналисты, а также представители широкой общественности в обеих странах были в
разной степени информированы о сущности этих договорённостей. Самыми
осведомлёнными и компетентными людьми были, конечно же, представители высшего
политического руководства СССР и США, включая лидеров государств, глав
внешнеполитических ведомств, а также члены делегаций встреч в Женеве,
Рейкъявике, Вашингтоне и других местах. Американская
делегация во главе с хозяевами Белого дома, изначально давившая на советскую
сторону и стремившаяся склонить её к
максимальным уступкам, была, конечно же, удовлетворена готовностью М.С.
Горбачёва идти на эти уступки ради разрядки и укрепления двусторонних отношений.
Реальный объём этих уступок, нередко даже превышавший ожидания американской
стороны, не мог, конечно же, не радовать Вашингтон – так же как и утверждение в
советском обществе западных ценностей в виде свободы, гласности, политического
плюрализма. В
отличие от них, советские дипломаты вроде А.Ф. Добрынина или А.А. Громыко, не
могли абсолютно одобрительно относиться к неоправданной по их мнению сдаче
Советским Союзом своих позиций на переговорах, особенно на Мальте. Ещё более
критично к этому относилась военная верхушка Генштаба, мечтавшая о сохранении
ядерного паритета с заокеанской державой, а также о сохранении советского
военного присутствия в странах Восточной Европы и в Афганистане. К ним
примкнула и часть интеллигенции, также расценивавшей итоги
советско-американских договорённостей как утрату Советским Союзом прежнего
величия. Но затормозить и тем более остановить несущийся вперёд на всех парах
локомотив Перестройки было уже невозможно, ибо его главный машинист твёрдо
верил в правильность выбранного курса. Самое
главное состоит в том, что, несмотря на скрытое и открытое сопротивление
консервативных сил, в сознании советской и американской общественности «образ
врага» применительно друг к другу стал постепенно размываться. Американская
действительность становилась большей части советских граждан всё более
привлекательной и манящей, американцы тоже стали гораздо больше интересоваться
жизнью меняющейся на глазах советской страны. И это взаимное сближение двух
держав достигло максимума в 90-е гг., когда на смену политики «нового мышления»
Горбачёва-Шеварднадзе пришла козыревско-ельцинская «Стратегия партнёрства».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПЕРЕСТРОЙКА И ИЗМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА 1.1. СССР-США: предпосылки «разрядки» В
конце 70-х
гг. очередной этап «разрядки» между великими державами подошёл к концу, и ситуация в мире вновь начала становиться всё более и более напряжённой. К важнейшим событиям 1979 г., начавшегося с исламской революции места в Иране и закончившегося советским вторжением в
Афганистан, можно отнести и победу на президентских выборах в
США республиканца Р. Рейгана. «У меня не было ни
малейших сомнений относительно судьбы советско-американских отношений в
случае его победы над президентом Картером, и
когда он выиграл прибыли,
торговых я предсказал серьёзное ухудшение этих отношений.
Как показало время, я не ошибся»,- писал позже известный журналист В.В. Познер [1].
И действительно, как только Рейган вступил на пост президента, отношения между двумя
странами стали не просто плохими, а
угрожающими. Но виноват в этом был не столько новый американский президент, сколько советская сторона, затеявшая вышеупомянутую афганскую авантюру и едва не вторгшаяся в Польшу. По словам дипломата А.Ф.
Добрынина, крупным негативным фактором, постоянно осложнявшим отношения с США,
было нарушение прав человека в СССР [2].
Всё это привело заключение к новому витку советско-американского противостояния и, в частности, полному прекращению взаимных переговоров по контролю над вооружениями, к срыву ратификации договора ОСВ-2.
Началось размещение в Германии американских
ракет «Першинг-2», способных за несколько минут
достигнуть советской территории. Советская сторона в ответ развернула
в Восточной Европе систему РСД факторов
(ракет средней дальности) СС-20, каждая из которых была снабжена тремя
ядерными боеголовками. 8 марта 1983 г.
президент Р. Рейган в своей речи
назвал СССР «империей зла» [3], а спустя полгода советской
ракетой был сбит пассажирский самолёт «Боинг».
В результате отношения между двумя государствами достигли низшей точки: подавляющее большинство американцев боялось СССР, значительное количество советских людей кляли «американский империализм».
Были прерваны, по сути, все обмены, все контакты
на правительственном уровне;
распределением резко снизилось количество
американских туристов, приезжающих в элементов СССР. О поездках советских туристов в США говорить и вовсе не
приходилось. «Образовалась своего рода пустота», – отмечал
В.В. Познер, организатор советско-американских телемостов. Организаторы заранее
договорились, что это будут «мосты дружбы», и к участию в них допустят только тех,
кто стремится к улучшению отношений [4].
Между тем президент Р.
Рейган понимал уязвимость территории своей страны
в условиях
возможной ядерной войны, и, конечно же, не хотел
её начала,
несмотря на всю свою антисоветскую риторику и активную разработку концепции СОИ («стратегической оборонной инициативы»).
Кроме того, Р. Рейган собирался избираться на второй президентский срок, и ему нужно было выглядеть в
глазах американского общества более миролюбивым политиком.
О
том, воздействуют что Рейган в первой половине 80-х гг. «настойчиво стремился овладеть инициативой в международных делах,
создать представление об Америке как стране, выступающей за улучшение отношений с СССР и оздоровление политического климата», писал А.Н. Яковлев, бывший посол СССР в Канаде и главный идеолог только политики
Перестройки [5]. Нужно отметить, что вице-президент США Дж.
Буш вместе
с госсекретарём Дж. Шульцем присутствовали на
похоронах Л. И. Брежнева 15 ноября 1982 г. Последний описал свои впечатления
от этого события в своих мемуарах [6]. [1] Познер В.В. Прощание с иллюзиями. — М.,
2016. С. 358. [2]
Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США
(1962-1986 гг.). — М., 1997. С.233. [3]
Империя зла [Электронный этом ресурс]: Рейган Р.
Религиозная свобода и Холодная война. Речь 8 марта 1983 г.//Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org [4] Познер В.В. Указ. соч. С. 362. [5] Яковлев А.Н. Сумерки.- М., 2003. С.
384. [6] Shultz G. Turmoil and Triumph.
My Years as Secretary of State. N.Y.,
1993. P.
167.