Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Советский плакат времен Великой Отечественной войны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА 9

§ 1. Плакат как средство агитации 9

§ 2. Особенности советского плаката 14

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 20

§ 1. Концепция советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны 20

§ 2. Образ врага в плакатах Великой Отечественной войны 23

§ 3. Советский человек на плакатах в период Великой Отечественной войны 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 36

  

Введение:

 

Великая Отечественная война занимает особое место в истории России. Ее значение определяется той ролью, которую она сыграла в судьбах народов Советского Союза, Европы и всего мира, подвигом советского народа, совершенным в ходе борьбы против фашистских захватчиков, влиянием на современность, которое проявляется в важности сохранения исторической памяти и противодействия попыткам ее искажения.

Важное значение в период Великой Отечественной войны имела пропаганда, так как она является мощным методом влияния на сознание людей. Советскую пропаганду в военное время называли «третьим фронтом». Идейно-воспитательная работа сыграла огромную роль во внедрении в сознание советских людей, воинов армии и флота необходимости перестройки на военный лад. Информационная война имеет огромный арсенал методов и способов по навязыванию нужных идей. От того каким образом высшее руководство и главные пропагандисты обозначат образ своей армии, стратегических и военных врагов, от того, какую политику выберут в изображении захватчика, а также от того, насколько успешно мотивируют человека встать на защиту Родины, зависит будущее народа, всего государства и нередко целого человечества. Не является исключением в этом плане и агитационная программа союзников против нацистского режима, в которой политические плакаты нередко применялись в качестве ключевого инструмента визуализации вражеского образа. Плакат как средство агитации имеет ряд преимуществ, использование которых способно значительно усилить психологическое воздействие. Он представлял собой своего рода наглядное пособие, которое давало упрощенное разъяснение важнейших вопросов, исходя из политики государства.

Значимость плаката резко возросла в период Великой Отечественной войны, и образцы агитационного искусства того периода получили широкое распространение и признание. Получили популярность авторы наиболее известных образов на плакатах военного времени. Советские плакаты данного периода стали во многом ассоциироваться с самим характером Великой Отечественной войны и ее особенностями. Плакатное искусство военного времени стали неотъемлемой частью советского культурного наследия.

В этой связи интерес представляет изучение плаката как средства агитации, а также особенностей советского плаката как эффективного средства формирования общественного мнения.

На сегодняшний день, в условиях сложной международной обстановки, обострении военной опасности, опыт пропагандисткой деятельности в годы Великой Отечественной войны, в том числе и практика использования плаката, как средства агитации, может быть востребован.

В этой связи актуальными представляются изучение особенностей советских плакатов периода Великой Отечественной войны, формируемых ими образов, их эволюции, смысла, который в них вкладывался.

Степень научной разработанности темы. Изученные материалы целесообразно разделить на две группы.

В первую можно отнести работы, касающиеся становления советского плаката. К ним относятся публикации таких авторов, как Е. С. Громов , в работе которого рассматриваются вопросы агитации и пропаганды, М.Ф. Николаева , рассмотревшая вопросы советского плакатного искусства как объект культурологического исследования, Е.Е. Лежень , проанализировавший плакат как средство политической агитации. А.И. Бацманова и Д.К. Иванова проанализировали плакат как направление искусства в СССР. Е.А. Поправко рассмотрела формирование «образа врага» в советском плакатном искусстве. Ю.Ю. Данилова и Д.Р. Нуриева изучили советские плакаты как средство политической агитации. Г.Л. Демосфенова, А.Ю. Нурок, Н.И. Шантыко рассмотрели особенности советского плаката. А.С. Золотарева проанализировала и охарактеризовала основные этапы развития советского плакатного искусства.

Ко второй группе относятся работы касающиеся вопросов советской пропаганды и особенностей плакатного искусства в годы Великой Отечественной войны. К ним относятся публикации таких авторов, как О.И. Бычкова , которая рассмотрела советские плакаты как память о Великой

Отечественной войне, А.Ю. Спешилова , изучившая культурологические аспекты жанров советских плакатов военного периода, Е.В. Шлык , проанализировавшая пропаганду патриотизма посредством плакатов в годы Великой Отечественной войны, Г.Л. Демосфенова , охарактеризовавшая вклад плакатной деятельности в достижение победы, Н.И. Кондакова , изучившая роль плакатной агитации в контексте идеологической победы над фашизмом, В.Б. Корецкий , рассмотревший роль плакатов в агитации и пропаганде периода Великой Отечественной войны, В.А. Куликов и Д.Л. Шалыгина , рассмотревшие особенности плакатной агитации в военный период. Н.П. Зыков рассмотрел основные сюжеты, к которым прибегала советская плакатная пропаганда для формирования образа врага. Ф.Г. Миниханов изучил эволюцию советского и немецкого плакатного искусства в годы Великой Отечественной войны. А.Д. Трихина проанализировала темы плакатов и влияние плакатного

искусства на народ в период военных лет. Ю.П. Рожицына рассмотрела развитие советского пропагандистского плаката во время Великой отечественной войны и его основные характеристики. А.А. Сорокин и О.И. Шушунова проанализировали эмоционально воздействие советских плакатов на человека в период Великой Отечественной войны.

Объект исследования – советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования – советский плакат как средство агитации в годы Великой Отечественной войны.

Цель исследования – проанализировать динамику развития советского плаката времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

— охарактеризовать плакат как средство агитации;

— рассмотреть особенности советского плаката;

— проанализировать концепцию советской пропаганды в годы Великой Отечественной войны;

— охарактеризовать изображение врага в плакатах Великой Отечественной войны;

— определить концепцию советского человека на плакатах в период Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны. Нижней границей исследования является 22 июня 1941 года, нападение фашистской Германии и ее союзников на Советский Союз, верхней границей – сентябрь 1945 года, окончание Второй мировой войны. В этот период происходит фундаментальный пересмотр плакатного искусства как жанра, меняются его задачи, формируются новые формы и методы подачи материала, само плакатное искусство становится одним из наиболее действенных инструментов пропаганды.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию СССР.

Теоретико-методологическая основа работы. Исследование основано на принципах объективности и научного историзма.

При исследовании данной темы применялись такие методы, как проблемно-хронологический и хронологический, которые позволили глубже изучить вопросы, поднимаемые в исследовании, в их динамике и эволюции

Наряду с этим, в исследовании большую роль сыграло использование структурного анализа как метода, который позволил изучить внутреннюю структуру и определенные закономерности развития советского плаката периода Великой Отечественной войны.

Сравнительно-исторический метод позволил изучить в сравнении различные варианты плакатного искусства изучаемого периода, выявить их особенности и общее в развитии.

Источниковая база исследования. Источники по данному вопросу могут быть разделены на две группы.

Первая – изобразительные источники. К ним относятся материалы, представленные на виртуальных выставках плакатов Великой Отечественной войны «Вдохновляя на подвиг», «Плакаты Великой Отечественной войны», «Дорога к победе», «С днем великой Победы!», «Товарищ плакат». А также материалы коллекции советских политических плакатов.

Для данной группы источников характерна наглядность, они предоставляют фактический материал, результат плакатной деятельности периода Великой Отечественной войны.

Вторая – письменные источники. К ним относятся приказы И.В. Сталина, являющиеся программой агитационно-пропагандисткой работы в условиях Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Для письменных источников характерно отображение обстановки, которая окружает процесс создания плакатов, обуславливает особенности создания плакатов, приоритетные тематические направления, эволюции государственной политики в части, касающейся развития плакатной деятельности.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Плакат представляет собой уникальный жанр агитационного искусства. Его ключевыми особенностями являются наглядность, простота, убедительность, доходчивость, однозначность ключевой идеи или образа. В центре плаката располагается обычно изображение, возможно, в виде рисунка или фотографии. Допускается изменение масштабов и своеобразная цветовая для усиления пропагандистского эффекта. Текст играет подчиненную роль. Он страивается в основной образ, краток, и, как правило, состоит из лозунга или призыва.

Советский плакат получил распространение сразу же после Октябрьской революции. В условиях малограмотности и относительной не распространенности средств массовой информации агитационный плакат быстро превратился в важнейший инструмент формирования общественного мнения.

В послевоенный период плакат как вид агитации получил свое дальнейшее развитие, сохраняя популярность, сравнимую с газетами или радио. Агитационные плакаты были крайне идеологизированы и политизированы, однако их важной отличительной чертой было высокое художественное оформление.

Советский плакат как средство агитации достиг наивысшего влияния в период Великой Отечественно войны. Основные идеи плакатной агитации отображали уверенность в конечной победе, рисовали образ врага в сатирическом виде, с одной стороны, и жестоком и бесчеловечном виде, с другой.

Плакаты периода Великой Отечественной войны вызвали к наиболее священным для каждого человека чувствам патриотизма, защиты матери-Родины, апеллируя к эмоциям и глубоким человеческим ценностям. Для плакатов характерной была трансляция идей защиты Родины, справедливости войны против фашизма, неминуемого освобождения и победы над Германией.

Образ врага в советских плакатах периода Великой Отечественной войны формировался на основе богатого опыта создания советских агитационных плакатов.

Не случайно уже в первый месяц войны появились набравшие популярность изображения врага, в котором показывался его звериный и одновременно жалкий облик, указывалось на неизбежность его поражения, высмеивались притязания на всемирное господство или на победу над Советским Союзом.

В образе врага особую роль играло изображение фашистского руководства во главе с Гитлером. Главной идеей было высмеивание поступков как нелепых и ведущих к безусловной гибели.

Образ советского человека формировался из двух типов – советского бойца, который сражался на фронте, и труженика тыла. Советские воины изображались мужественно защищающими Родину и громящими врага. Труженики тыла изображались у станка, на поле, поставляющими фронту все необходимое.

Главной идеей было показать единство фронта и тыла, единство советского народа в его стремлении разгромить и уничтожить врага.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА

§ 1. Плакат как средство агитации

Агитация и пропаганда являются важнейшей чертой формирования общественного мнения. Плакатная агитация представляет собой наиболее массовый тип графического искусства. Наглядная и доступная для восприятия форма крайне удобна для выполнения основных функций политической агитации или доведения необходимой информации и инструктажа до широкого круга граждан.

История плакатной агитации относится к событиям Великой французской революции. В XVIII веке это стало новаторским рывком в пропагандистской деятельности. Наглядное изображение доводило основные идеи до всех неграмотных людей, и тем самым упрощая ведение пропаганды и формирование общественного мнения.

В России широкое распространение плакатная агитация получила также в связи с революционными событиями. В 1917 году плакат стали впервые широко использоваться различными политическими силами для осуществления пропаганды.

Сам плакат является особенным видом изобразительного искусства, выполняющим функции наглядной агитации и пропаганды, прежде всего, в ее политическом смысле. Плакат также может выходить за рамки политики, служить задачам разъяснения техники безопасности, например, инструктировать, информировать или рекламировать .

Однако в период революционных событий, равно как и в период Великой Отечественной войны, на плакатную агитацию возлагалась исключительная ответственность формировать и развивать политическое мировоззрение, с учетом эмоционального контекста обращения к широким массам трудящихся.

На мировом уровне плакатная агитация как жанр набрала популярность в период Первой мировой войны. Плакаты и листовки стали обретать широкую популярность, способствуя массовой мобилизации, рекрутированию, формированию исключительно негативного образа врага и развивая патриотические настроения.

По мере развития плакатной деятельности развивалась его художественная сторона, плакаты изменялись, они стали более ориентированы на то, что доступно и просто разъяснить политику государства, как можно глубже «зацепить» массы, тем самым побуждая их следовать предложенному курсу.

Структура плаката включает в себя различные системы знаков, как вербальные, кратко, тезисно предлагающие базовую идею, так и графические, например, фотографии, карикатуры, рисунки и т.д..

Однако использование вербальных знаков подчинено главной идее плаката – в первую очередь захватить зрительское внимание, то есть главное ядро плакатной агитации – это изображение.

Исходя из роли изображения, можно выделить специфические функции плаката как средства агитации. Эти функции предопределяют широкий выбор изобразительных приемов и средств выполнения плаката, его особый язык и размеры .

Действие плаката максимально эффективно достаточно короткий период времени. Затем картинка, как правило, «приедается», становится привычной, на нее все меньше обращают внимание.

Поскольку плакат имеет достаточно короткую «жизнь», он должен отличаться от других видов агитационной работы. Изображение на плакате должно быть максимально простым и доходчивым.

Плакат должен отличаться четким и ясным языком, который будет восприниматься мгновенно и недвусмысленно .

Плакат должен задевать эмоциональную строну человека, направлять его эмоции и чувства, формировать в сознании нужные образы и ценности. Важно в максимальной степени привлекать внимание и интерес зрителя.

Плакат отличается относительно большими размерами. Образы, которые присутствуют на плакатах, упрощаются, становятся привязанными к тому или ином типу, обобщаются. Это делается для улучшения доходчивости и выразительности, а также для сохранения принципа максимальной краткости в этом виде агитации.

Обобщение и упрощение является типичным для плаката. Подобные приемы используются не только для самого образа в изображении, но и в цветовой гамме, в отказе от излишних или второстепенных деталей, сосредотачиваясь на ключевой идее или образе.

Для большей доходчивости в плакатной агитации используются такие приемы, как метафоры, общепризнанные символы, обобщение форм предметов, сравнение разных по масштабу изображений и событий, происходящих в разных местах и в разное время.

Текст плаката должен соответствовать главной идее и сущности плакатной агитации как жанра. Он не должен содержать слишком много слов или идей. Текст предпочтителен в его максимальной краткости. Он должен быть понятным и недвусмысленным. Текст не должен допускать возможности оставления какой-либо неясности или того, чтобы человек задумывался об основной идее плаката.

Поскольку ядром плаката является изображение, текст должен быть органично встроен в основную идею, в само изображение. Шрифт должен быть также крупным, чтобы соответствовать восприятию плаката и его основной идее.

Шрифт и расположение текста играют ключевую роль в том, как слова впишутся в плакатный образ. Часто шрифт подбирается неординарный, создатели плакатов могут предпочесть декоративное цветовое решение .

В плакате может использовать фотография либо как независимый образ, либо как часть главной идеи. Во втором случае фотография будет сочетаться с изображением или рисунком.

Для убедительности и наглядности в плакатной деятельности часто используется сатира. Образы сатирического характера также носят обобщенно-собирательный характер.

Если плакат как художественное изображение может допускать абстрактность и многозначность, то агитационный плакат исключительно прагматичен и однозначен.

Художественный плакат создает глубину произведения за счет множественности смыслов, что побуждает возвращаться к нему. Агитационный плакат имеет безусловный приоритет пропаганду, поэтому разночтения только ухудшают его направленность, так же как и глубина осмысления.

Для агитационного плаката не должна быть характерной информационная избыточность, любая возможность толкований должна быть устранена.

Наилучшим образом улучшению смыслового содержания агитационного плаката соответствует краткий текстовой комментарий в виде слогана или лозунга. Если же агитационный плакат допускает многозначность, то можно получить обратный результат.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы