Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Советская власть и церковь

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Периоды взаимоотношений власти и церкви 4
1.1. Период становления советской власти 4
1.2. Политика по отношению к церкви в годы НЭПа 6
1.3. Второй период антирелигиозной советской репрессивной политики. 12
1.4. «Хрущевская оттепель» 15
1.5. Период до развала СССР 18
2. Положение различных конфессий в СССР 21
2.1. Религиозное диссидентство 21
2.2. Религиозно-конфессиональные отношения в СССР 23
2.3. Национально-духовное возрождение в годы «перестройки» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

  

Введение:

 

За весь период существования СССР между церковью и государством складывались сложные отношения. Ведь одним Декретом об отделении церкви от государства и школы невозможно было моментально устранить религиозное и создать новое, коммунистическое, сознание народных масс, так как их воспитание и культура в значительной степени были религиозными.
В средствах массовой информации, литературе и учебниках истории СССР церковь изображалась как абсолютно реакционный, антинародный институт, вера никак не могла быть присуща советскому человеку.
«В отличие от всех других форм общественного сознания религия всегда выступает как реакционная идеология, тормозящая историческое развитие» — подобный постулат активно внедрялся в массовое сознание в первые десятилетия советской власти. Считалось, что только с уничтожением религиозных убеждений общество освободится «от морали рабов» и быстро произведет «мораль победителей старого мира».
И в этой борьбе с церковью слишком мало ценились основные нормы человеческой морали, сама жизнь человека как таковая, то, что всегда признавалось и ценилось религией.
Недавно были рассекречены и стали доступны материалы российских архивов, хранящиеся под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Исследователи получили возможность благодаря огромным объемам документальных источников пересмотреть взгляды на многие исторические события. Эти архивные документы позволяют более объективно и полно воссоздать хронику взаимоотношений Советского государства и различных конфессий.
В данной работе будет проведен обзор и сделан краткий анализ положения церкви в разные периоды существования советской власти, а также дана характеристика такому понятию как религиозное диссидентство.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги, подчеркнем, что в данной работе этапы взаимоотношений различных религиозных конфессий рассматривались с советским государством в разные периоды существования СССР в основе своей были печальные и трагичные, и только в редких случаях позитивные. Из исторических источников видим, что за все годы существования СССР церковь понесла во многом невосполнимые потери. И соответственно, искусственное насаждение атеизма привело к рождению целого поколения айтматовских манкуртов и «Иванов, родства не помнящих».
Кроме этого, следует отметить, что только благодаря строгому соблюдению религиозных канонов, которые были выработаны тысячелетиями правил общежития, а также отшлифованы на длинном и тернистом пути развития, только благодаря этому человечество смогло сохранить свои религии, не смотря на жестокие условиях, антирелигиозного террора. Следует отметить, что такие понятия как справедливость, добро, человеколюбие, любовь к Родине (но не государству), конечно же честность, трудолюбие, святость брака и семьи и т. д. проповедуются практически всеми религиями.
Вопреки нормам человеческой морали советское государство провозглашало некоторую вседозволенность, совершенно не свойственную патриархальному укладу дореволюционной России (лозунги «грабь награбленное», теория «стакана воды» в отношениях мужчин и женщин), особенно рьяно проповедовало отрицание тех самых «заповедей Христовых», и, по сути, формировало машину пропаганды слепого повиновение коммунистическим принципам.
Интересными и весьма показательными примерами являлись публичные отречения детей от своих репрессированных родителей в 1930-е годы, хорошо памятен нам и идеализированный образ «образцового пионера Павлика Морозова».
А ведь по сути и как ни странно, при сравнении «морального кодекса строителя коммунизма» с десятью Христовыми заповедями можно увидеть, что в некотором смысле Кодекс является некоторым заимствованием и компиляцией библейских канонов. Однако, многие историки склоняются к мысли, что в этом и кроется одна из причин поражения коммунистической идеологии.
На сегодняшний момент, не взирая ни на какие жизненные перипетии наблюдается тенденция быстрого увеличение числа церковных приходов, приток в церкви не только людей в возрасте, но и молодежи, однако не смотря на все это, еще очень долгие годы потребуются для возрождения исконной, полноценной духовности народа.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Периоды взаимоотношений власти и церкви

1.1. Период становления советской власти
Как известно из истории, с момента введения политики «военного коммунизма» 1918-1921 гг. церковь была отделена от государства, ее собственность национализирована, школа также отделена от Церкви, а граждане получили право свободы совести. Декретом от 23 января 1918 г. эта установка была юридически оформлена как «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Несмотря на то, что еще до начала Октябрьской революции часть духовенства склонялась к необходимости отделения, новая власть не стала координировать свои действия с Русской православной церковью ни при подготовке, ни в ходе реализации в жизнь проекта Декрета, отказываясь от любого диалога. Именно в следствии такого отношения государства церковь постепенно все-таки лишилась гарантий на свою правозащиту, и, соответственно, церковная жизнь все более стала отдаляться от общественной жизни страны. Да и, как водится, на местах внедрение в жизнь декрета нередко приводило к репрессивным акциям со стороны представителей власти.
Уже к моменту января 1918 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Собор Русской Православной церкви, на котором патриарх Тихон подчеркнул, что правительство выпустило ряд декретов, нарушающих основные положения церкви.
К моменту открытия Собора добавилось много новых сведений о гонениях на верующих, осквернении властью храмов, административном изъятии ценностей в церквах. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, жестокое дело сатанинское, за которое подлежат геенне огненной в жизни загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной», именно этими словами говорилось в послании от 19 января 1918 года, с которым патриарх Тихон обратился к Ленину и Свердлову. На этом Соборе новое правительство было предано анафеме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы