Теология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Совесть-как средство нравственного возрождения человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОВЕСТЬ.. 7

1.1………………………………………………………………………………………………………. Совесть
и стыд. 7

1.2……………………………………………………………………………… Виды
совести по Э. Фромму. 12

1.3. Функции совести. 14

1.4. Функционирование совести. 16

Выводы по
главе 1. 17

ГЛАВА 2.
РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОВЕСТЬ.. 19

2.1. Античность. 19

2.2. Средние века. 26

2.3. Эпоха реформации. 27

2.4. Эпоха просвещения. 29

2.5. Новейшая философия. 30

Выводы по главе 2. 33

ГЛАВА 3.
ВЛИЯНИЕ СОВЕСТИ НА ДУХОВНОЕ НАЧАЛО.. 34

Выводы по главе 3. 38

ГЛАВА 4.
ПОНИМАНИЕ СОВЕСТИ В ИСЛАМЕ.. 39

Выводы по главе 4. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 43

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 47

  

Введение:

 

Платон учил, что не золото должно быть завещано
детям, а самая большая добросовестность. В соответствии с Аристотелем, совесть является
правильным суждением хорошего человека. Цицерон полагал, что Бог является нашим
свидетелем, то есть нашей совестью.

Совесть — это моральное чувство, которое
предоставляет возможность выяснить ценность собственных деяний. При помощи
совести человек исследует этические ценности в их реальном проявлении. В узком
смысле слова совесть предопределяется в качестве нравственного сознания, которое
ориентирует человека в пространстве действий.

Способность давать оценку действиям с точки зрения
добра и зла представляется основополагающей чертой человека, которая крайне
непостоянна, а также является характерной для людей.

Совесть своего рода нравственный регулятор
человека, который ограждает от плохого и безнравственного. Он имеет огромную
эмоциональную силу, которая становится нужной во время нравственного выбора
личности, когда внешний контроль со стороны общественного мнения не имеется или
затруднителен.

В этике совести отдается место одной из самых
высоких нравственных категорий. Это гарантирует ей зоркое внимание со стороны
мыслителей всех времен, начиная с античности по сегодняшний день.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и
практического характера. Во-первых, в современной науке круг вопросов, который
относится непосредственно к духовно-нравственному развитию личности, становится
особенной областью психологического исследования. При этом многими
исследователями отмечается, что любые изменения в обществе оказываются безрезультатными,
если они не находят опору в жизнедеятельности личности, не подкрепляются
адекватными трансформациями в ее нравственных ценностях.

Также в современном сообществе идёт период
становления новых нравственных ценностей, которые пока еще основательно не укоренились
в общественном сознании и поведении. В связи с этим, в данной ситуации именно
совесть является основополагающим регулятором в ситуациях нравственного выбора.
Анализ научной литературы продемонстрировал, что проблема совести в качестве
психологического явления недостаточно изучена.

Цель работы состоит в изучении
психологической сущности совести, ее структуры, функций, динамики, уровней
развития и на основе выявленных характеристик определить систему факторов, которые
влияют на развитие и функционирование совести.

Задачи работы:

— изучить
историко-методологические аспекты совести как важного психологического феномена
в общей проблематики гуманистической мысли;

— проанализировать основные
концепции совести в зарубежной и отечественной психологии;

— выявить психологическую
структуру совести, ее компоненты, проявления, механизмы, функции, динамику,
уровни ее развития;

— влияние совести на духовное
начало человека.

Объект работы является совесть в
качестве феномена, который помогает выстраивать нравственную часть человека.

Предмет работы являются особенности
совести как фактора нравственной саморегуляции личности.

Методология исследования предопределяется целями и
задачами курсовой. Применялись следующие методы: теоретико-методологический
анализ литературных источников, эмпирические метод, контент-анализ, метод
незаконченных предложений.

Ис­точ­ни­ковой базой исследования были Коран, богословские
труды, исламская литература, а также научные труды.

Теоретическая основа исследования и степень изученности темы были теоретические положения активного отражения
личностью окружающего мира, «Я» концепция личности, а также идеи
гуманистической психологии, духовного взаимодействия личности и окружающего
мира, концепция духовного становления внутреннего мира человека.

Научная новизна данной работы состоит в том,
что представлена обширная историко-философская экспозиция взглядов на сущность
и механизмы совести, а также определяются специфические особенности
социокультурной регуляции в культурах Востока, Запада и России.

Теоретическая и практическая
значимость состоит
в том, что в данной работе разработаны методические рекомендации педагогическим
работникам и психологам для организации духовно-нравственного воспитания и
развития личности. Результаты исследования предоставляют возможность не только
психологически исследовать процесс развития совести, но и реализовывать
коррекцию. В курсовой работе раскрывается психологическая суть совести
применительно к объекту исследования.

Структура работы: оглавление, введение, четыре
главы, выводы к каждой главе, заключение и список использованной литературы.

Проблема совести привлекала к
себе внимание мыслителей начиная с давних времен. Обращались к ней
представители и средневековой философии (Августин Аврелий, Фома Аквинский и
др.), которые изучали феномен совести с религиозно-философских позиций. Изучение
явления совести занимало крайне важное место в работах ряда философов XV-XVIII столетия:
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.), Джон Локк (1632-1704 гг.), Поль Анри Тири
Гольбах (1723-1789 гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.), Жюльен Офре де
Ламетри (1709-1751 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831 гг.) Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872 гг.), Анри Бергсон
(1859-1941 гг.) и многие другие.

В зарубежной психологической
науке совесть исследовалась в психологии сознания Уильямом Джеймсом (1842-1910
гг.), психоаналитических концепциях Зигмундом Фрейдом (1856-1939 гг.), Карлом Густавом
Юнгом (1875-1961 гг.), Эрихом Фроммом (1900-1980 гг.) и др.), гуманистических концепциях
Абрахамом Маслоу (1908-1970 гг.), а в концепции развития нравственного сознания
Лоренцом Кольбергом (1927-1987 гг.) и другими.

В русской религиозной
философии данная тема активно изучалась в тесной связи с духовным
самоопределением личности.

В отечественной философии
советского этапа отражено понимание совести в качестве результата
взаимодействия личности и сообщества.

В современной отечественной
философии совесть изучается в связи с проблемами, которые связаны со свободой, нравственной
допустимости, сверхсознания, существуют религиозные концепции совести, где
совесть представляется в качестве божественного откровения в душе человека,
концепции, которые сочетают религиозный и философский подходы, где совесть изучается
как взаимодействие трансцендентального и биологического компонентов, совесть
рассматривается как компонент духовности личности.

В отечественной психологической
науке совесть изучалась в теории моральных отношений личности, самосознания
личности, совесть изучается в связи с проблемами ответственности, правды и лжи,
в качестве высшего нравственного чувства, а также в качестве нравственной составляющей
духовности личности.

Но необходимо подчеркнуть, что
полного и всестороннего рассмотрения совести в качестве психологического явления
и представления о её структуре, функциях, динамике, уровнях развития, факторах,
которые влияют на ее развитие и функционирование, не существует. В связи с этим
возникает актуальная необходимость глубже и детальнее исследовать психологическую
суть совести для того, чтобы расширить систему представлений о совести как
важного момента нравственной саморегуляции личности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Совесть — это ответственность человека перед самим
собой, но собой как носителем высших и универсальных ценностей.

В обычной речи люди употребляют словосочетания
«спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними подразумевается факт понимания
человеком выполнения собственных обязательств или осуществления всех собственных
возможностей в данной конкретной ситуации.

Человеческая совесть представляет из себя желание
приблизить окружающий мир к идеальному. Часть информации, которая описывает
идеальный мир, можно охватить собственным сознанием, но оставшаяся часть располагается
в подсознании, и человек часто не понимает, почему он поступил так, а не иначе.

Самоосуждением именуется муки совести. Совесть имеет
решающее значение в становлении личности, так как представляет из себя наивысшую
форму способности человека к моральному самоконтролю и одной из сторон ее
самосознания, а становление личности тесно переплетается с развитием ее
самосознания и самоконтроля. Совесть является основополагающим стимулом в
нравственном поведении человека, который оценивает собственную деятельность на базе
организовавшихся у него нравственных норм и критериев. Это делает совесть крайне
важным регулятором процесса формирования и развития индивидуального
нравственного сознания. Становление у человека внутренних регулятивных
механизмов включает следующие звенья: страх, стыд, вину и совесть. Стоит
отметить, что абсолютно каждое звено формируется на основании предыдущего и подразумевает
будущую функциональную дифференциацию механизмов общественного контроля и
мотивов индивидуального поведения.

Совесть имеет рефлексивный характер, она направлена на
личное сознание человека. В ней господствует ответственность человека перед
собой. «Реальное Я» оценивается «идеальным Я», тем самым, каким человек, по его
мнению, должен быть, ориентируясь на собственный нравственный идеал. Сила
совести состоит в том, что она не выводит моральную оценку из каких-то начальных
посылок, которые всегда могут быть поставлены под сомнение, а усматривает полную
неприемлемость каких-то деяний.

Наивысшую степень отражения совести можно именовать
доброй совестью, которая состоит в союзе с богатым внутренним миром человека.
Она оценивает выполнение им человеческого назначения. Совесть представляет из
себя «весть» в нас о том, чем мы, вероятно, являемся. Следуя голосу совести,
человек может испытать духовное возрождение, расширить собственное знание о «сути
добра», действительно возродить собственную жизнь.

Социальная философия, которая выступает наукой об
общих законах развития и функционирования сообщества, показывает место и роль
совести в структуре социальных взаимоотношений и в ходе становления личности.

Решение вопроса о том, что подразумевает «нравственное
развитие» нереально без ответа на вопрос в отношении природы и происхождения
морали. Данная проблема традиционно учреждается в качестве проблемы обоснования
морали. Мораль имеет абсолютный, но не культурно-исторический характер. Так как
мораль, которая отвергает абсолютизм моральной истины, которая не выдвигает
абсолютистских требований, не обладала бы реальностью и не могла бы служить
ориентиром для человеческих деяний.

Если бы человек действовал только под воздействием
внешних по отношению к нему факторов, тогда поступки не подлежали бы моральной
оценке, а сам он не нес бы никакой ответственности за них, ни за свои мысли. В
то же время нельзя совершенно не учитывать реальность, в которой действуют
люди.

С явлением совести тесно переплетается проблема поиска
человеком смысла собственного существования. Совесть имеет огромное значение в
нахождении человеком смысла жизни. Так как личностный смысл жизни существует не
только в сознательно формулируемых устремлениях, но и на бессознательном
уровне, то часто только совесть, которая функционирует и на бессознательном
уровне, может уловить уникальный смысл жизни, который скрыт в каждом человеке.

Человек не может заранее знать все правильные решения
для огромного множества ситуаций, с которыми он сталкивается на протяжении всей
жизни, к тому же часто на их анализ и принятие решений просто нет времени. В
критические моменты только такая интуитивная способность как совесть предоставляет
возможность человеку отыскать уникальнейший смысл, который скрыт в каждой
ситуации, и принять верное решение. Как раз-таки совесть предоставляет
возможность человеку свободу, которая необходима для того, чтобы подняться на самый
высокий уровень духовности, так как понять смысл собственного уникальнейшего
существования может только свободный человек.

Совесть имеет огромное значение в становлении
нравственного сознания личности, так как является наивысшей формой умения
человека к моральному самоконтролю и одной из сторон её самосознания, а становление
нравственного сознания личности тесно переплетается с становлением ее
самосознания и самоконтроля.

Совесть является главным стимулом в нравственном
поведении человека, который оценивает свою деятельность на основании учредившихся
у него нравственных норм и критериев. Это делает совесть важным регулятором
процесса формирования и становления индивидуального нравственного сознания.

Исследование исторических представлений в отношении
совести предоставило возможность сделать вывод, что каждой эпохе присуще собственное
представление о данном явлении, которое основано на доминирующем мировоззрении,
ценностях, а также определенном образе жизни субъектов нравственности.

Разные философы в разные эпохи источник совести видели
кто в Боге, кто в объективном духе, кто в Нравственном законе, кто в
воспитании. Некоторые из них полагали, что совесть особенного рода знанием или
специфической формой отражения объективного мира. Общим в огромно числе
определений совести представляется то, что совесть связывалась с самосознанием,
самопознанием и нравственным самоконтролем человека.

В результате исследования вопроса совести и её роли как
средства нравственного возрождения личности можно сформулировать следующее
определение этого понятия. Совесть — это средство нравственного самопознания,
самоконтроля и самосовершенствования личности. Воспитанное умение человека давать
оценку собственным мыслям, чувствам, поступкам сквозь призму добра и зла, по
мерке общечеловеческих моральных ценностей, независимо выражать нравственные
нормы и принципы и требовать от себя их выполнения.

Совесть представляет собой орган смысла, который
позволяет человеку отыскать уникальнейший смысл, который скрыт в любой
ситуации. Совесть часто отражается в качестве отношения человека к себе путем
противоречия с собой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЯ СОВЕСТЬ 1.1. Совесть и стыд Моральное сознание подразумевает, кроме осуществления поисков
ответов на основополагающие вопросы касаемо человеческого существования, желания
чувствовать, думать и функционировать в четком направлении, которое задано наивысшими
моральными ценностями, которые представляют из себя нравственные нормы. Данное
побуждающее свойство морали в особенности хорошо осматривается при обращении к
такому определению нравственного сознания, как обязанность, которая, как полагал
Иммануил Кант, является необходимостью осуществления поступка из уважения к
закону, где речь идёт о таких поступках, что осуществляются не из принуждения,
а по собственной воле, осознанно. Стоит отметить, что на такого рода деяния, в
большинстве случаев, оказывают воздействие моральные обязательства и
ответственность, которую человек несёт перед окружающими людьми, а также перед
собой[1].

Это предоставляет возможность осуществить чёткое деление
между определениями долга и совести. В отличие от сознания долга, где на первое
место выносится обязательность за осуществляемые деяния перед сообществом, в
совести преобладает ответственность перед собой.

Примерное «Я» человека крайне придирчиво даёт оценку реальному
«Я», которое чаще всего совершает огромное количество ошибок. Совесть осуществляет
анализ мыслей, чувств и деяний человека через призму наивысших нравственных
ценностей.

Напористый голос совести является одним из самых мощных
инструментов нравственно­сти, он пробуждается в человеке тогда, когда отсутствует
любой внешний контроль и субъект, которому предоставлена свобода, вроде бы, мог
действовать как угодно, не имея никаких ограничений. Но ограничителем такого
рода свободы является именно совесть, которая является предостережением и укором
со стороны личного «Я»[2].

Совесть беспокоит человека, не даёт ему душевно погрузиться в
сон, принуждает человека исправлять собственные деяний в соответствии с ценностями
и установлениями, которые существуют в сообществе.

Следуя личной совести, человек даёт оценку собственным
поступкам как бы от своего имени. Как результат, можно предположить, что
совесть является внутренним судьёй человека. Коммуникация с собственной
совестью всегда крайне откровенный, так как от неё нельзя ничего утаить даже
при самом огромном желании, так как она всегда с человеком и от неё ничего
нельзя скрыть.

Демонстрация совести осуществляется не только в форме
разумного понимания нравственной значимости осуществляемых деяний, но и в форме
эмоциональных переживаний. В критической ситуации необходимо понимать, что мотивировало
человека на осуществление определенного действия, то есть то, что существовало
до, и что человек чувствует после него[3].

Говоря о разумном проявлении совести, стоит подчеркнуть, что
её работа наступает только после того как человек осознает моральные нормы, постигает
их и организует собственную структуру собственных нравственных ценностей в
жизни. До этого времени вести речь о независимой оценке человеком собственного
поведения не приходится. Для возникновения волнений в отношении неподобающего
поведения необходимо познание о нормах и собственном принятии их. Стоит
отметить, что в данном смысле совесть и соприкасается с разумом[4].

Разум не всегда корреальный с совестью и чаще всего
производит разнообразные оправдания неподобающего поведения. Это проявляется
при отступлении человека от повелений морали в виде традиционных отговорок: «не
мог», «не успел», «не подумал», «мои действия не принесли бы результат», иными
словами, разум осуществляет поиск практических аргументов, которые целесообразно
поясняют, позволяют и сглаживают все недостатки.

Именно здесь на первое место и выходит совесть, которая не разрешает
человеку обмануть себя. Переступая через все разумные доводы, которые
оправдывают плохие действия, и доказательства невиновности, совесть выступает
на сверхразумном уровне и приходит к человеку с чувством укора. Она настырно попрекает,
заставляет говорить себе истину. В связи с этим, человек должен или корректировать
ситуацию, или же терпеть непрерывные напоминания о плохом поведении.

И всё же не стоит принимать
совесть как нечто абсолютное, считая, что она всегда права. Важно помнить об её
нахождении в прямой зависимости от ценностной картины мира отдельно взятого
индивида. Эта картина зависит от целого ряда факторов, каждый из которых
существует как на индивидуальном, так и на общественном уровне, влияя на
психологию отдельно взятой личности и на идеологию общества в целом[5].

Эти факторы являются составляющими
структуры морального сознания, которое выступает как система контроля поведения
человека. Фундаментом здесь представляются образцы поведения в определенной
ситуации. Они были учреждены ещё в традиционной культуре на основе ритуалов и традиций.

Самой общей идеей, которая
лежит в основе выбора деяний, являются принципы. В комплексе они учреждают
моральные кодексы, которые очерчивают фундаментальные основания
профессиональной деятельности. Идеалы отражают необходимости человека или сообщества
в четких формах поведения. И, в конце концов, ценности предопределяют моральное
значение деяний[6].

В результате, на совесть
наложено огромное количество индивидуальных отпечатков личности. Совесть является
чувством ответственности за определенный долг, это внутренний собственный отчет
за исполнение определенных моральных обязательств, кото­рые далеко не всегда соответствуют
с обязанностями теоретического морального субъекта и могут далеко от них укло­няться.

Человек может считать собственным
долгом осуществление кровной мести и мучиться укорами совести за то, что не мог
её совершить. Или кто-то должен говорить руководству о благонамеренности
окружающих, и его муча­ет совесть, что он смиловался собственного соседа и
скрыл от государства его критические разговоры. В таких случаях всегда встают
вопросы: является ли настоящим то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли
идеалам мы слу­жим?

В связи с этим у одних людей
«голос» совести звучит не громко, когда у других так громко, что глушит действительную,
объективную оценку ситуации, и человек начинает мучить себя за самые маленькие
ошибки. Но, можно встретить такое определение как коллективная совесть. Его
можно использовать к СМИ, разнообразным учреждениям или компаниям, общественным
движениям, которые отражают строгую самооценку сообщества.

Совесть является чувством,
которое само оценивает, переживанием, одним из самых древних интимно-личностных
индикаторов поведения человека. Как категория этики, она охарактеризует умение
человека реализовывать нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с
позиций соответствия собственного поведения требованиям нравственности, независимо
излагать для себя нравственные задачи и требовать от себя их исполнения. Данное
субъективное понимание человека собственного долга и ответственности перед социумом,
иными людьми, которое выступает в качестве долга и ответственности перед со­бой[7].

Совесть является феномен
эмоциональным, она отражается при помощи глубоких негативных переживаний, упреков
самих себе, укоров, при помощи тревожности и озабоченности человека
моральностью и гуманностью собственного поведения. В древне­греческой мифологии
муки совести иллюстрировались в виде Эриний, а точнее устрашающих монстров,
неотвязно преследующие и терзающие человека.

Являясь по природе
эмоциональной, совесть является неким сверхразумным явлением. Что подразумевает,
что совесть включается только когда человек имеет понятие о моральных нормах.
Если он не понимает их и «морально невинен», тогда и совесть в нем не может проснуться[8].

Стоит отметить, что при
переживании стыда и чувства совести, они являются родственными, но необходимо
их отличать между собой.

Человек совестливый в ходе
собственного становления и самосовершенствования, но предъявляет себе всё более
высокие требования. Чистая совесть является нормальным состоянием человека, который
исполняет моральный долг, она является наградой за нравственные деяния.

Совесть является интуитивной,
она видит то, чего ещё нет, в связи с этим должна «функционировать» до осуществления
поступка. Переживания после осуществления проступка будут уже стыдом. Совесть приходит
в действие, когда человек понимает моральные нормы и принципы. В том случае,
если он не осознает их и «морально невинен», тогда она не может «проснуться».

Совесть человека, в
действительности, является независимой от мнения окружающих людей. В этом
совесть различается от иного внутреннего контрольного механизма сознания, а
именно стыда. Стоит отметить тот факт, что Стыд и совесть в общем довольно
близки.

Совесть именуют «моральным
принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Стыд – перед другим за себя,
совесть основывается же на сострадании другому из-за себя, как зачинщика
страдания.

В стыде также есть и осознание
человеком собственного несоответствия каким-то принятым нормам или ожиданиям
окружающих и, соответственно, вины. Но стыд целиком ориентируется на мнение
других людей, которые могут выразить собственное отрицательное мнение в
отношении нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и
значимее для человека эти люди.

В связи с этим человек может чувствовать
стыд даже за случайные, непреднамеренные результаты деяний или за деяния,
которые ему кажутся подобающими, но которые, как он осознает, не признаются в
качестве таковых другими.

Стыд – это эмоциональное
состояние или глубокое человеческое переживание, которое происходит из-за различия
собственного поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он
поступил бессовестно.

Демокрит, который жил на стыке V и IV столетий до нашей эры
еще не знает слова «совесть», но он запрашивает нового понимания постыдного:
«Не говори и не делай ничего плохого, даже если ты наедине с собой, учись
гораздо более стыдиться самого себя, нежели окружающих».

Совесть является интуитивной,
и человек, у которого она присутствует, умеет её прочувствовать и основывается
на ней при осуществлении того или иного выбора, такой человек всегда поступает рассчитано
и обстоятельно, справедливо, при этом не причиняя вреда себе и окружающим.

Совести невозможно научить,
так как это личный опыт зрелого человека. В ходе воспитания ребенка родители дают
ему только основу чувствования совести и каждый с годами проходит лично
собственный путь становления данного чувства[9]. [1] Есева О. В
Совесть и ее влияние на развитие духовно-нравственного начала в человеке //
Человек. Культура. Образование. 2017 № 2(24) С.41-48 [2] Шадриков В.Д. Совесть и ее воспитание. М.: Университетская книга, 2017.
112 с. [3] Шмалий В. В., свящ. Богословие // Православная
энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. —
Т. V: «Бессонов — Бонвеч». — С. 520. [4] Гергилов, Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический
анализ / Р. Е. Гергилов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и
социальные перемены. – 2016. – № 4. – С. 1–19. [5] Ильин Е.П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб. Питер. 2017, 288
c. 11. [6] Васильев П. П. Богословие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб. 1890-1907. [7] Балюкова И.Б. К вопросу о психологических и духовных
механизмах совести // Духовно-нравственное воспитание в школе: опыт и
перспективы / под ред. М.А. Манойловой. Псков-Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский
мужской монастырь, 2018. С. 25-40 [8] Уткевич О.И. Совесть как категория русской религиозной
философии // Религия и общество / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В.
Дьяченко. Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2019. С. 232-235 [9] Элбакян Е. С. Теология — не наука // Учёный совет. М.: Просвещение, 2011. №
3. С. 24-26.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы