Курсовая теория на тему Совершенствование речи учащихся при работе над изложениями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи у детей 6
1.1. Особенности развития речи у детей школьного возраста 6
1.2. Педагогические условия для развития речи у детей школьного возраста 13
Глава 2. Изложение как основной вид деятельности по совершенствованию речи 21
2.1. Роль изложений в развитии речи 21
2.2. Изложение как вид текстовых упражнений по развитию речи 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Введение:
Актуальность исследования. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к дидактическим методам и сред-ствам интенсификации процесса развития речевой деятельности младших школьников. К сожалению, в школах достаточно много детей, отстающих в учебе по различным причинам. Особую тревогу вызывает их речевая подготовка, от которой зависит качество учебно-воспитательной работы в целом. Бедность фразовой речи выпускников школ, неумелое использова-ние явлений многозначности, синонимов, антонимов, омонимов синтакси-ческой конструкции, засорение словаря искажёнными, просторечными и жаргонными словами можно увидеть в анализах итогов вступительных эк-заменов во все высшие учебные заведения. Эти и другие причины обу-славливают отставание младших школьников в учёбе по всем предметам.
Специалисты (Ш.А. Амонашвили, А.Ш. Асадуллин, JI.C. Выготский, С.Н. Лысенко, А.Р. Лурия, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Е.И. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.) выделяют несколько дидактических причин неуспева-емости: несоответствие структуры коммуникативной (речевой) подготовки учащихся формам её организации (в виде диалогической или монологиче-ской речи); использование недостаточно эффективных педагогических приемов и методов коммуникативной, речевой, иногда логопедической помощи; недостаточный уровень разработки дидактической системы и контроля над технологией речевой работы учащихся.
В психологии проблема речи изучалась в различных направлениях. Происхождение, сущность, функции речи исследовались JI.C. Выготским, Ж. Годфруа, А.В. Запорожецем, А.А. Леонтьевым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейном, П. Скиннер, Н. Хомским и др.). Проблема онтогенеза речи нашла свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: Н.Н. Андреевой, В.В. Ветровой, Л.В. Вороши-ной, Н.В. Гавриш, Д.Б. Годовниковой, М.Г. Елагиной, И.А. Зачесовой, Л.А. Колуновой, В.Т. Кудрявцевой, Н.И. Лепской, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Н.Д. Павловой, Н.Н. Поддъякова, Е.А. Смирновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Т.М. Юраткина, С.Г. Якобсона и др. Учеными отмечается, что речь появляется на определенном этапе коммуникативной деятельности и ее возникновение обусловлено нуждами общения и общей жизнедеятельностью школьника. Традиционный для речевой работы тезис о развитии речи как цели обучения и воспитания в последние годы вовле-кает в орбиту дидактических исследований анализ характеристик текста как материала для осуществления речевого общения на изучаемом языке.
Отталкиваясь от педагогических психологических лингвистических, и психолингвистических работ, в которых выявлены особенности текста, устного и письменного (Г.А. Анисимов, В.Ф. Габдулхаков, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, К.З. Закирьянов, О.И. Москальская, Р.Б. Сабаткоев, Л.Г. Саяхова и др.), педагоги ставят вопрос о необходимости создания целост-ной системы обучения учащихся посредством связного текста. А также опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС началь-ного общего образования
Объект исследования: развитие речевой деятельности учащихся по-средством изложения.
Предмет исследования: педагогические условия развития речевой де-ятельности в процессе написания изложения.
Цель исследования: провести теоретический анализ педагогических условий развития речевой деятельности школьников в процессе написания изложения.
Гипотеза исследования: развитие речевой деятельности школьников в процессе обучения будет эффективным если использовать такой вид дея-тельности как изложение.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи:
1. Изучение особенностей развития речи у детей школьного возраста
2. Рассмотрение педагогических условий для развития речи у детей школьного возраста
3. Характеристика изложения как основного вида деятельности по совершенствованию речи.
Методологической основой исследования явились гуманистические концепции, раскрывающие понимание самоценности личности ребенка; культурологический подход в образовании, рассматривающий личность в качестве целостного субъекта культуры, природы и общества; философ-ская трактовка общения как культурного феномена жизнедеятельности че-ловека, как источника познания, самопознания, самовыражения и саморе-гуляции личности, способа сохранения и трансляции культуры; положения о межсубъектном характере общения.
Исследование базируется на ассоциативно-рефлекторной концепции (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова — Меллер, Н.А. Менчинская, И.П. Павлов, C.JI. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов), теории лич-ностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), теории поэтапного формирования умственных действий (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Для решения поставленных задач использовались следующие мето-ды исследования: теоретико-методологические — анализ педагогической, дидактической, психологической, лингвистической и методической литера-туры, анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыт.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в качестве научного материала в различных конференциях, выступлениях, в качестве докладов и статей.
Структура и объем работы. Содержание и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Существует несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, и, следовательно, успешное развитие речи учеников также не-возможно. Первым условием возникновения и развития человеческой речи является необходимость высказываний. Без необходимости выражать свои стремления, чувства, мысли ни маленький ребенок, ни человечество не за-говорили бы в своем историческом развитии. Следовательно, методологи-ческим условием развития речи учеников является создание ситуаций, ко-торые вызывают у учеников потребность в высказываниях, желание и необходимость выражать что-либо в устной или письменной форме.
Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содер-жания, материала, то есть того, что нужно сказать. Чем полнее, богаче, ценнее этот материал, тем значимее утверждение. Четкость, логичность ре-чи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методологическим условием развития речи учащихся яв-ляется тщательная подготовка материала к речевым упражнениям (расска-зы, эссе и т.д.) и обеспечение того, чтобы речь детей была действительно значимой. Выражение мысли и общения между людьми возможно только с помощью общепринятых знаков, то есть, в основном, слов, их сочетаний, различных поворотов речи. Поэтому третьим условием успешного разви-тия речи является вооружение языком. Детям необходимо предоставить языковые образцы, чтобы создать для них хорошую речевую среду.
Вместе с мастерством чтения и письма дети осваивают особенности письменной речи, в отличие от разговорной речи, стилей и жанров. Третья задача школы — улучшить культуру речи учащихся, доведя ее до такого минимального уровня, чтобы ни один ученик не оставался ниже. Чтобы решить эти проблемы, нам нужна систематическая работа учителей и уча-щихся с определенной дозировкой материала, с последовательным плани-рованием как общей, «большой» многообещающей цели (которую обычно можно определить как «хорошая речь»), так и частные, «маленькие» цели каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.
К сожалению, эти цели не всегда могут быть определены с той же конкретностью и точностью, как, например, в грамматике, где программа указывает точную дозировку теоретического и практического материала для каждой темы. Поэтому очень важно выяснить, что именно входит в ме-тодологическую концепцию «работа по развитию речи учеников».В раз-витии речи четко выделяются три области: работа над словом (лексический уровень), работа над фразой и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (текстовый уровень). Кроме того, в объем поня-тия «развитие речи» входят произношение произношения — дикция, орфо-эпия, выразительность, просодия, коррекция дефектов произношения. Лингвистической базой для первых двух направлений являются лексико-логия, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтак-сис.
Развитие речи учеников имеет собственный арсенал методологиче-ских средств, свои виды упражнений; наиболее важными из них являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, очерки и т. д.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упраж-нений, поскольку все речевые навыки в области словаря и на синтаксиче-ском уровне — способность накапливать материальные, логические, компо-зиционные навыки и т.д., объединяются в них.
Систематическое развитие речи обеспечивается четырьмя условия-ми: последовательность упражнений, их перспективы, разнообразие упражнений (и понимание конкретной, узкой цели каждого типа упражне-ний) и способность подчинять различные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, каким бы малым оно ни было, связано с предыдущими и подготавливает учащихся к следующему, в то же время, преследуя общую отдаленную цель, вводит что-то новое (по крайней мере, элемент нового), которое обеспечивает движение вперед
Фрагмент текста работы:
Речь ребенка развивается под решающим влиянием словесного об-щения со взрослыми, прислушиваясь к их речи. Речь развивается посте-пенно, особенности ее развития состоят из нескольких этапов:
1. В первый год жизни ребенка создаются анатомические, физиоло-гические и психологические предпосылки для овладения речью. Этот этап речевого развития является подготовительным, предречевым.
2. Ребенок второго года жизни практически овладевает человеческой речью. Но эта речь аграмматична по своей природе: нет склонений, спря-жений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.
3. Грамматически правильный разговорный язык начинает форми-роваться на третьем году жизни ребенка, но даже на этом этапе ребенок делает много ошибок, в частности, в словообразовании.
4. В дошкольные годы речь развивается дальше, и к семи годам, ко-гда ребенок входит в школу, система родного языка, как правило, хорошо им усваивается, и он свободно говорит на устной речи.
5. В школу приходят дети от 6-7 лет, которые используют от 3 до 5-6 тысяч слов и практически осваивают грамматику родного языка, то есть правильно строят предложения, склоняются и спрягаются. Одаренные дети сочиняют стихи, сочиняют сказки, фантастические и реальные истории.
6. Но вот первые 3-4 года обучения. Дети начинают постигать осно-вы науки и, конечно же, учат много специальных слов, некоторые книжные конструкции овладевают преподаванием и научным стилем речи [7].
Однако развитие их связной речи затруднено: речь становится менее расслабленной и эмоциональной, более стереотипной, даже обедненной. И эта возникающая тенденция приводит, как правило, к печальным резуль-татам. Многие выпускники школ до сих пор не владеют родным языком как средством общения.
Необходимым условием формирования социально активной лично-сти является овладение языком, речью. Исследования показывают, что к 6-7 годам ребенок развил желание говорить последовательно по определен-ным темам, но без специальной подготовки большинство детей не владеют речью должным образом.
До школы для ребенка был актуален только один стиль речи — раз-говорный. С самого начала обучения другие виды речи также вошли в жизнь детей. Существует необходимость решения образовательных про-блем, и, следовательно, для проведения рассуждений, чтобы доказать свое решение, необходимо объяснить, прокомментировать, как выполняется операция (написано письмо, сделаны поделки, нарисован шаблон, и т.п.). Общение с определенными правилами (переход через улицу, поведение в общественных местах, работа с инструментами и т. д.). Все эти утвержде-ния требуют ссылки на информативную, строгую и точную, неэмоцио-нальную речь. В дополнение к устным типам речевой деятельности — ауди-рованию и говорению, которыми дети, когда они приходят в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и повсеместного улучшения, ученики начинают осваивать новые письменные типы речевой деятельности — чтение и письмо. Они начинают осознанно использовать их, когда изучают все другие академические предметы при ознакомлении с книгами.
Новые слова воспринимаются с помощью их использования в пред-ложении, истории, знаменитые слова иногда раскрываются с неожиданной стороны, что позволяет детям расширить свои речевые возможности. Пер-воклассники делают языковые открытия для себя на материале, казалось бы, простых слов, которые давно стали доступны.
Обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности для развития языка, воспитания внима-тельного и бережного отношения к родному языку. Задача учителя состо-ит в том, чтобы помочь детям овладеть языковыми сокровищами с помо-щью языка, чтобы познакомить их с универсальной культурой.
Проблема развития речи младших школьников сложна, так как ос-нована на данных не только психологии и педагогики, но и общей лингви-стики, социолингвистики, а также психолингвистики.