Курсовая теория на тему Совершенствование молодежной политики в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Глава 1.
Теоретические основы государственной молодежной политики в Российской
Федерации
1.1.
Молодежь как объект государственной политики
1.2.
Правовые основы государственной молодежной политики в
Глава 2.
Анализ особенностей государственной молодежной политики
2.1.
Система государственной молодежной политики и механизм ее реализации
2.2.
Критерии оценки эффективности государственной молодежной политики
Список
использованной литературы
Введение:
Молодежная политика является одним из ведущих
направлений внутренней политики любого современного государства, в том числе и
Российской Федерации. От эффективности проведения государственной молодежной
политики зависит, прежде всего, потенциал страны, и, соответственно – его
социально-экономическое развитие.
Молодежь – это основной стратегический ресурс
государства, именно молодежь является источником инноваций и перемен, неизбежно
происходящих в обществе.
Актуальность данной курсовой работы
обусловлена тем, что на современном этапе развития российского общества, в
условиях постоянных перемен в политической и социально-экономической сфере,
именно молодежь является одним из наименее защищенных слоев населения,
подверженным в некоторых случаях радикальным или экстремистским идеям и
криминализации. В связи с этим в настоящее время особенно остро стоит проблема
государственной молодежной политики, которая должна быть направлена на
совершенствование данной сферы и исправление сложившейся негативной ситуации.
Объектом исследования является государственная молодежная политика.
Предметом исследования являются особенности реализации государственной
молодежной политики в России.
Целью курсовой работы является анализ особенностей реализации
государственной молодежной политики в России.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть молодежь как объект государственной политики.
2. Рассмотреть правовые основы государственной молодежной политики в
Российской Федерации.
3. Рассмотреть систему государственной молодежной политики и механизм ее
реализации.
4. Определить критерии оценки эффективности государственной молодежной
политики.
Теоретической основой исследования послужили нормы действующего
законодательства в области реализации государственной молодежной политики, а
также труды отечественных исследователей в рассматриваемой области: Елисеев А.Л., Ильинский И.М., Колодько Н.С., Лупачева Н.С., Любина О.Н.,
Макаева А.Р., Чередниченко Г.А., Чирун С.Н.
Методологической базой исследования послужили такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, метод системного анализа, статистические методы.
Комплексное использование методов позволило рассмотреть особенности государственной молодежной
политики во всем многообразии ее аспектов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе
развития общества возрастает роль молодежи как основного ресурса для
формирования будущего России. В связи с этим возрастает значимость реализуемой
в настоящее время государственной молодежной политики, как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В целом молодежная политика является очень многогранным понятием,
которое можно рассматривать с позиций разных наук. Непосредственно
государственная молодежная политика представляет собой комплекс мероприятий,
проводимыхгосударственными органами Российской Федерации на всех уровнях власти
в целях поддержки молодого поколения. Молодежью в нашей стране принято считать
группу населения в возрасте от 14 до 30 лет. В настоящее время порядка 17 %
населения Российской Федерации относится к данной возрастной группе.
В России отсутствует полноценная и
единообразная система нормативных правовых актов в области
государственной молодежной политики. В Конституции Российской Федерации нет
указания молодежной политики как одного из приоритетных направлений
государственного управления, а также отсутствует даже упоминание термина
«молодежь». Также в России нет федерального закона, регламентирующий основные
положения государственной молодежной политики. Вся современная молодежная
политика в России осуществляется на основании распоряжения Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025
года». В данном распоряжении прописаны задачи, принципы и механизмы, с помощью
которых государство реализует молодежную политику.
При этом необходимо
отметить, что на региональном уровне законодательство в данной области
представлено намного обширнее. Почти в каждом субъекте Российской Федерации
существуют законы, касающиеся молодежи и государственной молодежной политики.
В соответствии с
законодательством Российской Федерации, основными полномочиями по реализации
государственной молодежной политики на федеральном уровне власти наделено
Министерство образования и науки Российской Федерации, в ведении которого
находятся Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее –
Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (далее – Росмолодежь).
Применительно к
государственной молодежной политике в число критериев эффективности
государственной молодежной политике можно включить следующие:
1. Эффективность
работы исполнительного органа.
2. Уровень
технологического (быстрого) и эффективного (качественного, с соблюдением
необходимых условий проектной деятельности) взаимодействия всех субъектов,
участвующих в деятельности по созданию необходимых условий для успешной
социализации молодежи.
3. Комплексность
разработанных систем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной
политики в Российской Федерации
1.1. Молодежь как
объект государственной политики
объект государственной политики
Молодежная
политика представляет собой многогранное и сложное явление, которое можно
рассматривать с позиций нескольких наук: политологии, социологии, истории,
юриспруденции или государственного и муниципального управления. В связи с этим
существует множество определений молодежной политики. В зависимости от автора,
его научных и других взглядов на жизнь эти определения варьируются и порой даже
противоречат друг другу.
Однако
прежде, чем приступить к рассмотрению самого понятия «молодежная политика»,
необходимо выяснить, какая именно категория населения относится к молодежи, а
также дать определение такому термину, как «политика».
В
России согласно принятому 29 ноября 2014 года Распоряжению Правительства
Российской Федерации № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной
политики Российской Федерации на период до 2025 года»к молодежи относится
население в возрасте от 14 до 30 лет, а также в некоторых случаях,
предусмотренных законодательством России – до 35 и более лет.[1]
Необходимо
отметить, что в мировой практике по-прежнему не существует единого подхода к
возрастному определению молодежи. Возрастные границы отличаются в разных
государствах в зависимости от особенностей каждой страны. Международные
организации также определяют возрастные рамки молодежи по-разному, например,
Организация Объединенных Наций к молодежи относит людей в возрасте от 15 до 24
лет.[2]
Понятие
«молодежь» традиционно используется лишь для обозначения группы людей в
определенных возрастных рамках, однако данное понятие включает в себя также
различные аспекты, в первую очередь социальные и психологические. Даже в
нормативно-правовых источниках, несмотря на четкое указание возрастных границ
молодежи, существует формулировка, что молодежью может считать население старше
30 лет. Это обусловлено тем, что на возрастные рамки молодого населения
оказывает влияние множество факторов: менталитет, традиции, уровень образования
и т.п.
Первые
исследования молодежи как отдельной группы населения в нашей стране стали делать
социологи в 60-70-е гг. прошлого века. Одновременно с этим стали появляться
первые определения термина «молодежь».
Например,
В.Т. Лисовской, один из первых авторов, сформулировавших термин «молодежь»,
основываясь на материалах социологических исследований, писал о том, что
молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а
в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и
культурные функции, подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных
ролей.
С
точки зрения В.Я. Суртаева, молодежь – «социальная возрастная группа молодых
людей, с одной стороны, они несут в себе результаты влияния различных факторов,
в целом представляют собой сформированные личности, а с другой, –их ценности
остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы
не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не
определены».
Политика,
в свою очередь, является греческим словом и в переводе означает науку и
искусство государственного управления.
Согласно
словарю русского языка, под политикой следует понимать «деятельность органов
государственной власти и государственного управления, отражающая общественный
строй и экономическую структурустраны, а также деятельность партий и
общественных группировок, определяемая их интересами и целями».
По
своей природе политика выступает целенаправленной деятельностью, применяющей
для достижения определенных целей соответствующие средства. Цель в политике –
это идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая
деятельность.[3]
Касательно
термина «молодежная политика» стоит отметить, что в настоящее время существует
несколько определений данного понятия, с нескольких точек зрения и различных
научных подходов.
И.М.
Ильинский, в настоящее время ректор Московского гуманитарного университета,
впервые в СССР употребил и тем самым внес в научный оборот термин «молодежная
политика» в 1986 году, сформулировав ее как «систему идей, взглядов по поводу
молодежи и ее роли в общественном развитии».[4]
Доктор
политических наук, эксперт Фонда «Сибирская политика» С.Н. Чирун дает другое
определение молодежной политике, рассматривая ее как «сложную идеократически
детерминируемую, исторически дифференцируемой, многоуровневую систему взаимодействия
молодежи с институтами и агентами социализации».[5]
Наиболее
интересен же для исследования подход к определению молодежной политики с точки
зрения государственного и муниципального управления. В данном случае молодежная
политика определяется как система различных мероприятий со стороны государства
и институтов гражданского общества, направленных на поддержку молодежи и
молодого поколения – одного из основных ресурсов развития Российской Федерации.
Государственная
молодежная политика является важным средством формирования условий, которые
позволяют эффективнее протекать процессу социализации молодежи, гуманизации ее
образа жизни. Молодежная политика осуществляется органами государственной
власти и местного самоуправления, их должностными лицами; учреждениями,
ведущими работу с детьми и молодежью; молодежными и детскими общественными
объединениями. Имеющееся законодательство о государственной молодежной политике
является инструментом государственной деятельности, основывающейся на основных
отраслях права и отраслях законодательства.
Рассматривая
государственную молодежную политику как систему приоритетов государства в
отношении молодого поколения нашей страны, следует отметить, что основные ее
принципы связаны, в первую очередь, с созданием таких социальных условий,
которые напрямую будут влиять на развитие потенциала молодых людей и на их
эффективную самореализацию. Таким образом, развитие потенциала молодежи, при
создании таких условий, будет направлено на интересы России, а именно, на
обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.[6]
Согласно
данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января
2018 года, численность молодежи в Российской Федерации составила 25 272
тыс. человек, или чуть более 17 % общей численности населения страны (см.
Таблицу 1).
[1] Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014,
№ 50, ст. 7185.
[2]
ЮНЕСКО: работа с молодежью и для молодежи. // Текущий сайт специализированного
учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры. – URL:
http://www.unesco.org/new/ru/social-and-human-sciences/themes/youth/. (дата
обращения: 24.03.2019).
[3]
Малько А.В. Цели и средства в праве и правовой политике / А.В. Малько, К.В.
Шундиков. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академии права», 2003. – С.
197.
[4]
Ильинский И.М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики
// Текущий сайт И.М. Ильинского. URL: http://www.ilinskiy.ru. (дата обращения:
16.04.2020).
[5]
Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна: модели, механизмы,
риски. Монография. – М.: ДиректМедиа, 2014. – С. 25.
[6]
Ярычев Н.У., Маликова Е.В. Место и роль молодежи в контексте государственной
молодежной политики Российской Федерации // Фундаментальные исследования. –
2014. – № 12-10. – С. 2265-2269.