Курсовая теория на тему Сотрудничество стран СНГ по социальному обеспечению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты сотрудничества стран СНГ по вопросам социального обеспечения 6
1.1. Социальное право и вопросы социальной политики на постсоветском пространстве 6
1.2. Основы социальной политики СНГ 9
2. Анализ отдельных аспектов сотрудничества стран СНГ по социальным вопросам 15
2.1. Международно-правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения граждан СНГ 15
2.2. Социальное сотрудничество стран СНГ в сфере образования 21
Заключение 26
Список литературы 31
Введение:
Актуальность избранной темы обусловлена следующими факторами. Одним из важнейших показателей уровня развития государства является его внимание к социальным вопросам.
Целью сотрудничества государств в области социального обес¬печения является уравнивание в правах с гражданами страны пребы¬вания граждан другого (других) договаривающихся государств. Со¬трудничество государств — участников СНГ в области социального обеспечения отличается от существующих международно-правовых механизмов прежде всего ограничением предмета регулирования. В рамках СНГ получило достаточно широкое нормативное закреп¬ление пенсионное обеспечение, другие же сферы социального обес¬печения представлены фрагментарно.
Международно-правовое регулирование социального обеспе¬чения в рамках СНГ характеризуется рядом особых черт, которые выделяют его по сравнению с другими направлениями сотрудниче¬ства в области труда и социальных отношений. Во-первых, с момен¬та образования СНГ приоритет в правовом регулировании был от¬дан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудниче¬ства позднее. Во-вторых, особенностью, отличающей сотрудниче-ство по вопросам социального обеспечения, служит тот факт, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях, определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уво¬ленных с военной службы на основании ст. 6 Соглашения о создании СНГ, где закреплена обязанность проводить согласованную полити¬ку по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения во¬еннослужащих и членов их семей. В-третьих, для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специа¬лизация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пен-сионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, свя¬занный с их профессиональной деятельностью.
Целью данной курсовой работы является изучение аспектов сотрудничества стран СНГ по социальному обеспечению.
Задачами исследования стали:
— изучить социальное право и вопросы социальной политики на постсоветском пространстве;
— рассмотреть основы социальной политики СНГ;
— охарактеризовать особенности международно-правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения граждан СНГ;
— исследовать социальное сотрудничество стран СНГ в сфере образования.
Объект исследования охватывают социально-правовые отношения, складывающихся в сфере социального обеспечения стран СНГ.
Предмет исследования: нормы правовых нормативных актов, которые своей сущностью регулируют вопросы социального обеспечения стран СНГ.
Научная разработанность выбранной темы исследования охватывается многочисленным количеством научных трудов. Исследованием и научным обоснованием проблематики по социальному обеспечению граждан занимались такие авторы, как: Авдеев, А.Н., Азарова Е.Г., Аракчеев В.С., Аракчеев В.А., Борисов А.Б., Колесникова Г.И., Лотова, А.В., Павлова Т.М., Похвощев В.А., Суворова, А.Н., Трухнина, П.Н., Уваров, А.Н., Яковлев, А.А. и другие.
При написании работы были использованы такие методы, как императивный, диспозитивный, исторический метод и системный метод исследования. Также активно применялись метод сравнения, анализа, обобщения. Кроме того, был использован практический метод, при помощи которого были зафиксированы и описаны различные явления, факты, и связи между ними.
Нормативная база исследования включает действующее законодательство в области права социального обеспечения.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данного исследования.
Заключение:
Международное признание права человека на социальное обеспечение отражает его значимость и относит к категории базовых прав, неотъемлемых от человеческой личности. Право на социальное обеспечение закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 9), Конвенции № 102 МОТ о минимальных нормах социального обеспечения , Конвенции № 118 МОТ о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения , Конвенции № 128 МОТ о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца , Конвенции № 157 МОТ об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения , в двусторонних и многосторонних международных договорах и других источниках международного права по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения, а также во внутригосударственном законодательстве (в конституции государства, законах и иных нормативно-правовых актах).
При этом одним из основных факторов соблюдения прав человека на социальное обеспечение является внутригосударственный механизм реализации социальной защиты и отнесение социальной сферы к числу приоритетных направлений государственной политики.
Наглядный пример ориентации государственной политики на развитие социальной сферы представлен в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2020 г., на котором В.В. Путин обозначил в числе приоритетных задач необходимость решения демографических проблем (увеличение рождаемости, продолжительности и качества жизни), повышение качества и доступности образовательных и медицинских услуг, уровня социальной защищенности граждан .
Другим важным фактором является готовность государства обеспечить общепризнанный международный уровень социальной защищенности, выражающаяся в принятии обязательств по соблюдению норм соответствующего международного договора.
Это связано с тем, что механизм реализации международных норм, закрепленных в источниках международного права, предполагает обязательность их исполнения в отношении государств, являющихся участниками международного договора (например, путем внедрения норм международных договоров во внутреннее законодательство страны, законодательного закрепления примата норм международного права перед нормами внутригосударственного законодательства).
В теории международного права под источниками понимаются формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах .
Г.И. Тункин отмечал, что «обязательная юридическая сила конвенционных и обычных норм международного права является одинаковой, о чем свидетельствует практика государств» .
По мнению ряда ученых, положения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., имевшие изначально рекомендательный характер, с течением времени превратились в международный обычай .
Считаем, что данное мнение можно применить и к положениям названных Конвенций.
Некоторыми положениями Конвенции № 102 МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (например, положениями ст. 26) в Российской Федерации руководствовались и до 01.01.2019, до даты ратификации Конвенции Российской Федерацией (на основании Федерального закона от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения [Конвенция № 102]» Российской Федерацией приняты обязательства по исполнению положений разделов II, III, V, VI, VIII, IX и X названной Конвенции), положения которой для России официально вступили в силу только с 26.02.2020.
В Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения Россия не участвует по настоящее время, при этом положения названной Конвенции принимаются во внимание при заключении международных договоров в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения предусмотрены следующие варианты финансовой ответственности государств за расходы по выплате пособий:
расходы распределяются между соответствующими государствами пропорционально выработанному на их территории страховому (трудовому) стажу;
расходы несет то государство, на территории которого проживает получатель пособия.
В рамках второй главы данной курсовой работы были рассмотрены отдельные вопросы регулирования социального обеспечения между странами СНГ, в том числе пенсионное обеспечение и образование.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что государствами — участниками интеграционных сообществ предпринимаются попытки защиты пенсионных прав граждан путем внесения необходимых изменений в законодательство или заключения международных договоров.
Однако сложность в процессе заключения многостороннего договора в сфере социального (пенсионного) обеспечения, построенного по принципу «пропорциональности», объясняется необходимостью последующего осуществления государством расходов в соответствии с принятыми обязательствами, а также сложностью в организации непосредственного процесса пенсионного обеспечения с учетом многостороннего участия государств и согласования интересов государств-участников.
В качестве положительной тенденции в развитии уровня социальной защищенности граждан отдельных государств — участников СНГ можно отметить подписание международных договоров, основанных на «пропорциональном» принципе, в положениях которых отражено право граждан на выплату пенсии со стороны каждого государства в случае осуществления работы на его территории.
Данная тенденция характерна для отдельных интеграционных сообществ, возникающих в рамках интеграционного пространства СНГ.
Положительный опыт эффективного пенсионного обеспечения граждан отдельных государств — участников СНГ может способствовать восстановлению и развитию сотрудничества государств — участников СНГ по модернизации положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 либо заключению двусторонних международных договоров, положения которых будут направлены на усовершенствование защиты пенсионных прав граждан государств — участников СНГ.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты сотрудничества стран СНГ по вопросам социального обеспечения
1.1. Социальное право и вопросы социальной политики на постсоветском пространстве
Международно-правовое регулирование прав человека осуществляется на двух уровнях: универсальном (например, в рамках ООН) и региональном (например, в рамках Европейского Союза, СНГ).
К первому уровню закрепления прав человека относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., принятая Генеральной ассамблеей ООН Декларация о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.) и др.
Второй уровень закрепления прав человека чаще иллюстрируют на примере ЕС (Европейская социальная хартия и др.), но не меньший интерес представляет развитие интеграционных процессов в социальном праве на постсоветском пространстве.
В соответствии с теорией «деловых циклов» зарождение следующего витка процессов интеграции на территории ранее существовавшего единого политического, экономического и культурного пространства началось на принципиально новой для этих стран основе.
В конце 1991 г. создано СНГ как основное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Оно изначально базировалось на суверенном равенстве всех его членов для сотрудничества по широкому спектру направлений.
Без участия России, выступающей в роли лидера экономического сотрудничества, на территории постсоветского пространства были созданы два интеграционных объединения:
1) организации за демократию и экономическое развитие Грузии, Украины (Узбекистана с 1999 по 2005 г.), Азербайджана и Молдовы (ГУАМ)
2) Балтийская зона свободной торговли (БЗТ; создана в 1993 г., прекратила свое существование в 1994 г.).
Бывшие союзные республики не замыкаются в сотрудничестве на себе. В 1994 г. Беларусь, Казахстан, Россия и Украина заключили с ЕС соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР. Большое количество объединений с участием стран «дальнего зарубежья» сформировалось на азиатской части постсоветского пространства.
В 1991 г. для совместной охраны границ и эффективного торгово-экономического сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), объединившая азиатские республики бывшего СССР и Китай. Потенциал организации составляет 1,5 млрд. человек, 12–15% ВВП планеты. В 1991–1993 гг. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан пытались создать единый региональный рынок в рамках Центрально-азиатского регионального содружества (ЦАРС), которое в 1994 г. трансформировалось в Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), а затем, в 2002 г., – в организацию Центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС). Договор о создании единого экономического пространства подписали Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Таджикистан присоединился в 1998 г., а в 2004 г. членом ОЦАС стала Россия. Не решив поставленных задач, ОЦАС вошла в 1995 г в состав Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС).
В южной части постсоветского пространства помимо ГУАМ в 1992 г. 12 черноморских стран, включая Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Россию и Украину, поддержали инициативу регионального сотрудничества.
В 1999 г. был подписан устав, закрепивший образование Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) .
В странах СНГ в начале переходного периода 1990-х г. экономический потенциал государств Содружества сократился почти вдвое. В середине 90-х гг. ХХ в. кризисные процессы замедлились, в 1998 г. вновь обострились в связи с финансовым кризисом в России.
На протяжении 2000–2008 гг. на постсоветском пространстве наблюдалась относительная стабильность. Мировой финансовый кризис нарушил темпы роста стран Содружества, в том числе провозглашенные планы реформирования социальной сферы, и показал слабость их экономики, ориентированной во многом на добывающие отрасли.
В подавляющем большинстве стран социальная сфера оказалась неприспособленной к сложившимся социально-экономическим реалиям и реформирована в значительно меньшей степени, чем экономика.
Изменился характер демографической ситуации. Если на конец 1991 г. численность населения стран Содружества равнялась 282,8 млн. человек, то к началу 2010 г. она сократилась до 282 млн.
Демографический спад и, прежде всего, практически двукратное (в России) снижение рождаемости, четко просматриваемое со второй половины 80-х гг. ХХ в., означает сокращение спроса на рынке образовательных услуг.
Это резко обострит конкуренцию среди вузов. Процессы интернационализации и глобализации экономики и бизнеса сказываются и на образовании.
Другой социальной проблемой является старение населения. В целом в 2009 г. численность пожилых лиц по странам СНГ составляла 2% от общей численности населения. По оценкам ООН, в период между 2002 и 2050 гг. доля людей свыше 60 лет в населении ряда стран СНГ удвоится. Из-за быстрого роста числа и доли пенсионеров возрастает экономическая нагрузка на трудоспособное население. Увеличение доли пожилых возрастов в возрастной структуре населения – один из ключевых пунктов повестки дня реформ социальной политики некоторых стран СНГ, особенно в образовании, здравоохранении и пенсионной системе.