Курсовая теория на тему Состояние зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями речи как предпосылка успешности овладения грамотой.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и его влияние на подготовку к обучению грамоте
1.2 Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи и возможности его использования в логопедической работе по формированию предпосылок к обучению грамоте
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В СРАВНЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1 Организация, база, методы и методики исследования состояния зрительного восприятия у дошкольников
2.2 Анализ результатов исследования состояния зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Процесс обучения дошкольников грамоте предполагает, что у ребенка сформирован ряд компонентов, которые обуславливают успешность данного процесса. Одной из значимых составляющих данной деятельности выступает определенная степень сформированности зрительного восприятия. Многие ученые отмечают, что у детей с разнообразными нарушениями речи отмечаются недостатки в развитии зрительного восприятия. Так, например, ученые отмечают, что у детей данной категории на низком уровне находится способность к формированию и узнаванию зрительного образа предмета, причем особенно трудно им дается узнавание предмета в осложненных условиях.
Кроме того, у данной категории детей отмечаются сниженные способности к осуществлению буквенного гнозиса, что осложняет формирование у них образа буквы и, соответственно, является источником трудностей при освоении грамоты. Также у детей с нарушениями речи отмечаются недостатки в формировании оптико-пространственного, пальцевого, орального и др. гнозиса. При этом исследователи отмечают, что состояние зрительного анализатора у данной категории детей в большинстве случаев сохранно. Кроме того, выявленные недостатки зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи не могут быть преодолены стихийно, соответственно для того, чтобы обеспечить определенный уровень эффективности освоения грамоты, необходимо проведения целенаправленной коррекционной деятельности по формированию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями речи.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью развития зрительного восприятия как предпосылки успешного овладения грамотой старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель исследования- изучить состояние зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушениями речи и предложить рекомендации по его формированию в качестве предпосылки успешности овладения грамотой.
Задачи:
1. Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме роли зрительного восприятия в обучении ребенка;
2. Охарактеризовать состояние различных аспектов зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;
3. Предложить рекомендации по формированию зрительного восприятия как предпосылки успешности овладения грамотой.
Объект исследования- зрительное восприятие старших дошкольников.
Предмет исследования- зрительное восприятие дошкольников с нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа;
2. Диагностический метод: оценка уровня развития зрительного восприятия;
3. Метод количественного и качественного анализа результатов.
Методики исследования:
1. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия М. М. Безруких.
База и организация исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 г. Иркутска, 18 детей, старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе и его влияние на подготовку к обучению грамоте
Зрительное восприятие (англ. visual perception) – это способность получить зрительную информацию, обработать ее и осмыслить. Оно обусловлено состоянием периферического отдела зрительной системы, в структуру которого входят оптический и глазодвигательный аппараты, сетчатка (тончайшая внутренняя оболочка глаза, отвечающая за передачу светового и цветового изображения в зрительные центры головного мозга).
Зрительное восприятие может быть описано следующим образом:
1) процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза [19];
2) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой;
3) психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения;
4) совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации (информации, поступающей по нервным волокнам в центральную нервную систему), получаемой с помощью зрительной системы.
Соответственно, зрительное восприятие можно рассматривать как итог работы зрительной анализаторной системы, формируется на базе зрительных ощущений, в его структуру входит сенсорная обработка зрительной информации, подразумевает дифференциацию из множества воздействующих стимулов основных и максимально значимых с одновременным отвлечением от несущественных, их оценку, интерпретацию и категоризацию, делает возможным формирование обобщенной картины мира реальности.
Л. П. Григорьева и С. В. Сташевский понимают зрительное восприятие как «очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека» [11, с. 6]. Оно начинается с дифференциации общих структурных характеристик предмета. В первую очередь, воспринимается отношение предметов и пространства. Затем происходит овладение взаимодействий между объектами, затем между компонентами объектов. В результате формируется ясное представление о целом. Это и представляет собой характерную черту зрительного восприятия.