Курсовая теория на тему Сословный строй России второй половины XVIII века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» в России второй половины XVIII века 5
1.1. Екатерина II и её попытки внедрения идей Просвещения 5
1.2. Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерины II 10
Глава 2. Законодательство о сословиях периода правления императрицы Екатерины II 16
2.1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 16
2.2. Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 19
Заключение 24
Список источников и литературы 26
Введение:
Актуальность темы выбранной работы обусловлена значимостью реформаторской деятельности Екатерины II для развития нашей страны в юридической, экономической, культурной, политической сферах.
Екатерина II была императрицей России более 30 лет и одним из самых влиятельных правителей страны. Прошло много лет, но не утихают споры о значении эпохи Екатерины II для российской истории. Многие поколения литераторов, публицистов и историков возвращаются к событиям прошлого, изученного многими исследователями, в попытке осознать, какое место занимают реформы Екатерины в судьбе страны. Реформы Екатерины являются одними из самых важных событий в формировании нашей страны на мировой политической арене. Время царствования Екатерины II стало опорной точной для будущих самодержцев, а так же является важным этапом в формировании культурного развития России. Век «Просвещённого абсолютизма» характеризовался приближением русской культуры к европейской, хотя в то же время именно в эпоху екатерининских реформ дворянство познало свой «Золотой век». Екатерина начинала свое царствование как политический и социальный реформатор, но постепенно становилась все более консервативной по мере взросления. В 1767 году она созвала Уложенную комиссию для кодификации российских законов. Она представила комиссии свой «Наказ», поразительно либеральный документ, в котором было представлено видение Императрицей идеального правительства. Однако, комиссия так и не дала своего результата.
Научная новизна данной работы заключается в краткой формулировке основного законодательства о сословиях периода правления Екатерины II.
Степень исследованности темы в отечественной и зарубежной литературе: в отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы, педагогики или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий.
Политическая деятельность Екатерины Великой наилучшим образом рассмотрена в работах К. Валишевского, просветительская деятельность наиболее подробно освещена в работах В. О. Ключевского, И. А. Заичкина, П. Борзаковского. В работах Б. Каменского детально рассмотрен вопрос о роли Екатерины II в продвижении идей просвещения, развития системы народного образования в России. В работах А. Брикнера достаточно интересно описана деятельность Екатерины Великой в области здравоохранения, о проведении ею культурных мероприятий в России, литературной деятельности Екатерины и великих литераторах.
Целью настоящей работы является исследование сословного строя Российской Империи второй половины XVIII века.
В связи с обозначенной целью следует выполнить ряд задач:
рассмотреть историю внедрения идей Просвещения в годы правления Екатерины II;
изучить результаты деятельности Уложенной комиссии;
проанализировать грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства и дать ей общую характеристику;
рассмотреть грамоту на права и выгоды городам Российской Империи и дать ей общую характеристику.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Будучи уроженкой Европы, Екатерина держала западную европейскую философию и культуру близко к своему сердцу, и благодаря этому она хотела окружить себя единомышленниками и в России. Она верила, что «нового человека» можно создать, прививая русским людям новые идеалы, давая детям европейское образование. Екатерина считала, что образование может изменить сердца и умы русских людей и отвратить их от отсталости. Это означало развитие людей как интеллектуально, так и морально, давая им знания и навыки, и воспитывая чувство гражданской ответственности.
Чтобы популяризировать грамотность и ускорить распространение знаний, она вела переписку с пионерами образования из Великобритании, такими как Даниэль Дюмареск и доктор Джон Браун. В конце концов императрица назначила Дюмареска в комиссию по образованию для обсуждения дальнейших интеллектуальных реформ. Отношение Екатерины к положительному влиянию культуры Европы не только отразило в ее деятельности идеи Просвещения, но и привело к дальнейшему укреплению внутренней политики России и подняло империю на более высокий уровень.
Точно так же сама Екатерина признавала важность образования для обоих полов. В 1764 году Екатерина основала Смольный институт благородных девиц, который обучал женщин таким предметам как геометрия, медицина и политика. Несмотря на то, что вначале академия была открыта только для благородных девиц, в конце концов она стала принимать девушек из среднего класса и стала первым местом с высоким уровнем женского образования в Европе. В историческом сообществе почти полностью сошлись во мнении, что действия Екатерины по созданию образовательного учреждения только для женщин отразили идею о правах женщин, отстаиваемую Мэри Уолстонкрафт во время Просвещения.
Екатерина также расширила издание книг в России, чтобы повысить общую грамотность, что в конечном итоге привело к созданию русской интеллигенции.
Она была одним из величайших меценатов России, собирала тысячи картин для Эрмитажа и заказывала новые произведения искусства. В свое время она накопила 4000 новых картин, и это собрание могло конкурировать со многими музеями Западной Европы. Благодаря поддержке искусства она заслужила репутацию равного среди европейских государств и сегодня эту коллекцию можно увидеть в Эрмитаже. Так же Екатерина читала работы многих французских философов того времени, включая Вольтера, с которым она вела переписки. Она также начала переписку с французским автором Дидро, и они обсуждали идеалы Просвещения, такие как свобода и законность автократического правления.
Хотя в истории России Екатерина Великая широко признана сторонницей Просвещения и известна тем, что она распространяла в России западные мысли о рациональности, свободе мысли и свободе человека, многие историки часто спорят о том, насколько она придерживалась этих идеалов. Например, хотя она поддерживала свободомыслие, она изгнала тех, кто выступал против самодержавного правления или тех, кто выступал за отмену крепостного права.
Поэтому на первый взгляд хоть она и была реформатором, который поддерживал Просвещение, но именно при её правлении дворянство получило высочайшие привилегии, произошло усиление закрепощения крестьянства, не смотря на то, что крестьяне в эпоху ее правления составляли 95% от населения стран; ну и так же Екатерина продолжала самодержавное правление.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» в России второй половины XVIII века
1.1. Екатерина II и её попытки внедрения идей Просвещения
Во второй половине 18 в. во многих европейских странах (Австрии, Испании, Пруссии, Речи Посполитой, России, Швеции и др.) Возник политический режим под названием «просвещенный абсолютизм». Прежде всего, это было отмечено попытками осуществить необходимые реформы сверху. Конечно, правители этих стран не стремились к демократии, тем более к республике. Тем не менее, все понимали, что некоторые изменения необходимы для поддержания основ существующей системы. Набор преобразований, проведенных в этот период, был примерно одинаковым во всех странах: поддержка торговли, развитие образования, ограничение объема бизнеса, усилия по оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, тщательные меры по модернизации аграрных отношений.
Оценки правления Екатерины II (1762 — 1796) совершенно разные. В советской историографии считалось, что политика, которую она проводила, была политикой принуждения игры с новыми политическими силам, которые могли разрушить феодальную систему и потребовать удаления средневековых устоев. Конец XX ознаменовался тем, что правительство Екатерины стало рассматриваться с положительной стороны. «Просвещенный абсолютизм» теперь рассматривался как прогрессивная политика власти в странах, где гражданское общество было слабым и не имело возможности выступать в качестве источника реформ.
В России со времен Петра I заимствования европейского образа жизни считалось приемлемым и правильным. Источником «просвещенного абсолютизма» в России был энтузиазм со стороны определённых кругов поддерживающих идеи французского Просвещения, т.к. Екатерина, воспитанная в европейских традициях, поддерживала их.
Софья Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, — будущая Екатерина II, приехала в Россию из протестантской Пруссии в возрасте пятнадцати лет по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Ни отношений с будущим мужем (Петр III, который был ее двоюродным братом), ни Елизаветой Петровной она наладиться не смогла. Это отразилось на ней в том, что при дворе она была практически изгоем. Поэтому будущая императрица свою юность в основном провела в библиотеке дворца. Идеи Вольтера, Руссо, Тацита и Бейля гласили: «Свобода, душа всего в мире, все мертво без тебя. Я хочу подчиняться закону, но не рабов; я хочу общую цель — быть счастливым». Говоря с придворными, Екатерина не раз говорила, что она разделяет мнение республиканце и хотела бы жить в Афинах или Спарте. После вступления на престол прошло несколько лет, прежде чем ей удалось предпринять запланированные изменения.