Курсовая теория на тему Сословно представительная монархия в России в XVI
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Организация сословно-представительной монархии до реформ Ивана Грозного 5
Глава 2 Государственное устройство в XVI веке 8
2.1. Реформы государственного механизма 8
2.2. Реформы военной организации 12
2.3. Местное управление и финансы 15
Глава 3 Кризис сословно-представительной монархии 18
Заключение 21
Список литературы 22
Введение:
Для периода сословно-представительной монархии характерно управление, осуществляемое главой государства — царем с опорой на представительный орган — Боярскую думу. При этом представительный орган носил ярко выраженный сословный характер, что и отразилось на названии данной формы правления. Принимать участие в работе данного органа могли только представители высшего сословия. В России подобная форма правления начала формироваться со времени образования централизованного государства то есть в XIII веке, свое развитие и укрепление она получила во времена правления Ивана Грозного в XVI. Период правления Ивана Грозного считается расцветом сословно-представительной монархии. Предпосылками становления сословно-представительной монархии стал сложившийся порядок управления во время формирования централизованного государства. Так, еще во временя княжеского правления, князь осуществлял управление на своих землях с помощью особой когорты приближенных людей — своей дружины. Затем, когда сформировалось централизованное московское государство, глава государства стал именоваться царем, но структура управления, которая включала особое сословие приближенных к царю людей осталась прежней. Сформировалось сословие феодалов, которые принимали активное участие в управлении. Таким образом сословно-представительная монархия стала логическим продолжением системы княжеского управления.
В период правления Ивана Грозного были проведены значимые реформы во многих сферах — государственного управления, местного управления, военного устройства и финансов. Они были направлены на укрепление сословно-представительного строя.
Актуальность исследования периода сословно-представительной монархии заключается в том, что данный период является одним из примеров государственного монархического устройства в истории России.
Предметом исследования является государственный строй периода расцвета сословно-представительной монархии и реформы Ивана Грозного.
Цель исследования — охарактеризовать особенности государственного устройства и содержание реформ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать полномочия царя, боярской думы, Земских соборов, определить существовавшую систему приказов, охарактеризовать содержание реформ местного самоуправления, военного управления и финансов.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Дворниченко А.Ю., Радугин А.И., Орлов А.С. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения системы государственного управления в период сословно-представительной монархии можно прийти к следующим выводам.
1. Государственное управление осуществлялось царем по совету с Боярской думой. Существовала система приказов, которые ведали отдельными отраслями управления. Население делилось на отдельные сословия, которые обладали выраженными отличиями в правовом положении. Наиболее привилегированное положение занимали феодалы и духовенство. Особенность сословно-представительной монархии состоит в привилегированном положении высшего сословия феодалов, в существовании специального представительного органа — Боярской Думы, в существовании специальной системы государственных органов — приказов, которые ведали определенными сферами общественных отношений.
2. Система управления была типичной для рассматриваемого периода, так управление осуществлялось людьми, наиболее приближенными к царю, управление было достаточно разветвленным и включало в себя систему как центральных так и местных органов. В период правления Ивана Грозного было проведено несколько существенных реформ, направленных на укрепление государства. Окончательно была сформирована приказная система управления, сформировались постоянные военные полки для охраны государства, появилась система органов местного самоуправления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Организация сословно-представительной монархии до реформ Ивана Грозного
Формирование думы произошло из княжеской дружины, то есть лиц, которые в период централизации государства были приближенными князя и осуществляли вместе с ним власть. Как можно увидеть, формирование специального сословного органа — Боярской думы происходило постепенно в ходе централизации и изменения порядка управления. Московское княжество стало центральным княжеством Руси и постепенно на его основе образовалось московское централизованное государство. Князь стал единоличным правителем и его титул изменился на царя. А представители княжеской дружины соответственно стали членами Боярской думы. Все эти изменения отражают процесс трансформации государственного устройства и централизации русских земель.
По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления — раннефеодальную монархию. В обществе установилось деление на сословия. Положение феодалов с одной стороны было привилегированным, но с другой стороны с объединением они теряли свое прежнее положение, переходили под власть московского князя. «Став подданными государя всея Руси они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие домениальные земли (вотчины). Однако в условиях централизованного государства удельные князья переставали быть государями в своих владениях» . Право осуществлять на своей территории государственные функции определялось так называемыми феодальными иммунитетами. По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян ( владельцы поместий). В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми («тягло» — сумма налогов на общину), или черносошными («соха» — единица обложения, равная 5О десятинам земли). Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину. На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны).