Курсовая теория на тему Соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика принципа разделения властей в современное время …………………………………………………………………………….5
§ 1.1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей ………………………………………………………………………….5
§ 1.2. Отражение принципа разделения властей в России ……….…….9
Глава 2. Взаимодействие исполнительной ветви власти с другими ветвями государственной власти России ……………………………………………..19
§ 2.1. Взаимодействие законодательной и исполнительной ветви власти ………………………………………………………………………….19
§ 2.2. Взаимодействие судебной и исполнительной ветви власти……28
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………36
Введение:
Введение
Актуальность темы. В нашей стране идея правового государства прошла сложный эволюционный путь от безусловного и полного отрицания до частичного, а потом и окончательного принятия, которое выразилось в конституционном провозглашении России правовым государством.
Основополагающий принцип функционирования и организации механизма правового государства – это принцип разделения властей, предполагающий сложную систему взаимосвязей и взаимоотношений между законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти. Разделение государственной власти на ветви, которые являются самостоятельными по отношению друг к другу, в конечном итоге, призвано обеспечить необходимое соотношение интересов, которое и делает власть единой и цельной. Такой баланс ветвей власти должен быть обеспечен конституционными гарантиями посредством осуществления полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, а споры ветвей власти – разрешаться через правовую процедуру и конституционным путем.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и взаимодействия ветвей государственной власти в России. Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и взаимодействия ветвей государственной власти в России.
Цель работы – изучить соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
ознакомиться с отражением принципа разделения властей в России;
рассмотреть вопрос взаимодействия законодательной и исполнительной ветви власти;
сложить представление о взаимодействии судебной и исполнительной ветви власти.
Степень разработанности данной темы является довольно высокой. Проблему принципа и разделения властей и соотношения ветвей власти в различных ее аспектах в своих трудах рассматривали: В. В. Копейчиков, Л. Л. Григорян, М. К. Искакова, Л. И. Спиридонов, В. М. Сырых, Л. П.Рассказов, А. С. Шабурови др.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
При выполнении работы использовались такие материалы как: нормативные акты и научная и учебная литература. В данной работе использовались: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и многие другие правовые акты. Кроме того, в работе были использованы труды таких авторов как: Абдуллина С. Р., Геворкян М. В., Гречина Л. А., Грудинин Н. С., Дондоков Ц. С., Касимова А. А.,, Кужиков Д. А., Марченко М. Н. и др.
Поставленные цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Текст работы:
Итак, можно сделать следующие выводы:
Разделение властей может быть характерно лишь для демократического государства. Ни в феодальном, ни в рабовладельческом государстве оно невозможно, поскольку сам принцип разделения властей подразумевает наличие экономически свободного собственника – основного представителя общества, который обладает и политическими правами.
Для фактической реализации принципа разделения властей нужны определенные объективные условия – достаточная степень развития производительных отношений и сил. А также субъективные – степень политического сознания общества.
Каждая из ветвей власти в РФ обладает своими специфическими полномочиями и чертами, но при этом исполнительная, законодательная и судебная власть равны и обоюдно друг другу подконтрольны.
Разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, друг от друга не зависимые политические институты, которые обладают своими обязанностями и правами в определенной отрасли власти и имеют свою систему сдержек и противовесов.
Стоит отметить, что разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса.
Законодательная власть занимается принятием и разработкой законов, а также разных нормативных актов, которые контролируют и регулируют общественную жизнь и деятельность государства. Во всем мире такие функции принято закреплять за парламентом. В России органы законодательной власти также представлены парламентом, который называется Федеральное Собрание и состоит из двух палат.
Задачи, которые стоят перед государством, являются общими и для всех ветвей власти. Об этом факте ярко говорят отдельные нормы Конституции РФ. В Главном Законе страны указанно, что признание, защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека – это обязанность государства, что такие свободы и права определяют смысл, применение и содержание законов, смысл деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти и обеспечиваются правосудием.
Таким образом заложен фундамент механизма взаимодействия ветвей государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной. Согласно ст. 10 Конституции РФ, такие ветви самостоятельны и действуют независимо друг от друга.
В целом отношения между законодательной и исполнительной властями в современной российской политико-административной системе можно охарактеризовать как отношения взаимозависимости.
Для обеспечения системы «сдержек и противовесов» сейчас особенно важным является упорядочить отношения между исполнительной и законодательной властью.
Правильные взаимоотношения между законодательными и исполнительными органами, в том числе с позиции обеспечения эффективной системы «сдержек и противовесов», являются возможными лишь при разумном разграничении компетенции между данными ветвями власти. В частности, это относится к разграничению полномочий этих ветвей власти по установлению системы исполнительных органов.
Контроль органов судебной власти имеет большое значение в реализации законности в правовом государстве, разработке единства подходов правоприменительной практики, устранению недостатков функционирования судебной деятельности и органов исполнительной власти.
Заключение:
Введение
Актуальность темы. В нашей стране идея правового государства прошла сложный эволюционный путь от безусловного и полного отрицания до частичного, а потом и окончательного принятия, которое выразилось в конституционном провозглашении России правовым государством.
Основополагающий принцип функционирования и организации механизма правового государства – это принцип разделения властей, предполагающий сложную систему взаимосвязей и взаимоотношений между законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти. Разделение государственной власти на ветви, которые являются самостоятельными по отношению друг к другу, в конечном итоге, призвано обеспечить необходимое соотношение интересов, которое и делает власть единой и цельной. Такой баланс ветвей власти должен быть обеспечен конституционными гарантиями посредством осуществления полномочий исполнительных, законодательных и судебных органов, а споры ветвей власти – разрешаться через правовую процедуру и конституционным путем.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и взаимодействия ветвей государственной власти в России. Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и взаимодействия ветвей государственной власти в России.
Цель работы – изучить соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть исторические предпосылки возникновения теории разделения властей;
ознакомиться с отражением принципа разделения властей в России;
рассмотреть вопрос взаимодействия законодательной и исполнительной ветви власти;
сложить представление о взаимодействии судебной и исполнительной ветви власти.
Степень разработанности данной темы является довольно высокой. Проблему принципа и разделения властей и соотношения ветвей власти в различных ее аспектах в своих трудах рассматривали: В. В. Копейчиков, Л. Л. Григорян, М. К. Искакова, Л. И. Спиридонов, В. М. Сырых, Л. П.Рассказов, А. С. Шабурови др.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
При выполнении работы использовались такие материалы как: нормативные акты и научная и учебная литература. В данной работе использовались: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и многие другие правовые акты. Кроме того, в работе были использованы труды таких авторов как: Абдуллина С. Р., Геворкян М. В., Гречина Л. А., Грудинин Н. С., Дондоков Ц. С., Касимова А. А.,, Кужиков Д. А., Марченко М. Н. и др.
Поставленные цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Список литературы:
§ 1.1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей
В зарубежной, и в отечественной научной литературе уделяется много внимания теории разделения властей, так как это одна из самых противоречивых и неоднозначных тем. На протяжении столетий сама идея разделения исполнительной, законодательной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства.
Теория разделения властей появилась не на пустом месте. Она появляется и начинает материализоваться только на той стадии развития государства и общества, когда формируются все нужные предпосылки для активного участия широких общественных слоев в социально-политической жизни и политических процессах государства, хотя бы в формальном плане торжествует идеологический и политический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества происходит активный поиск средств и путей создания надежных гарантий свобод и прав граждан или подданных. Теория разделения властей основывалась на вполне рациональной предпосылке: в любой стране нужно совершать три вида деятельности – принимать законы, исполнять такие законы и наказывать нарушителей данных законов. Естественно, что более компетентно и эффективно эти функции будут исполнять государственные органы, которые специализированы лишь на одной из них. Являясь относительно независимыми, такие три вида власти могут взаимно уравновешивать и контролировать друг друга .
В научной литературе при исследовании процесса формирования теории разделения властей обычно выделяется три фазы. Первая – это создание такой обстановки и такого мировоззренческого фона, в которых было возможным возникновение концепции разделения властей, оформление элементов, которые ее составляют. Вторая фаза – это создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и их гармоничное объединение воедино. И, третья фаза – это внесение первых корректировок, которые появились вследствие накопления практического опыта по претворению основных положений рассматриваемой теории в жизнь .
Идеи, которые легли в основу современного принципа разделения властей, высказывал еще Аристотель. В одной из книг своего трактата «Политика» им была сформулирована идея разделения властей в государстве на три части: должностную, законодательную, судебную. Каждую из властей представлял отдельный орган.
Однако, как основной принцип составного учения о демократическом государстве его сформулировал Д. Локк и впоследствии его развил Ш. Монтескье. При этом теоретическую базу подготовил весь объективный ход истории, а толчком к ее формированию явились буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и впоследствии во Франции (1789-1794 гг.).
Первой научным трудом, где говорилось о разделение властей можно считать труд Дж. Локка (1632-1704 гг.). В своих воззрениях Локк во многом придерживался взглядов Гоббса, который был сторонником теории общественного договора. Однако, симпатизируя монархии, Дж. Локк считал, что она все же должна ограничиваться народным представительством и четко определяться законом, который является обязательным для всех, включая и для монарха. Дж. Локк считал, что главной угрозой свободы является неразделенность власти, ее концентрация в руках абсолютного монарха, который сам определяет законы и принуждает их исполнять. Локк считал, что деспотическая абсолютная власть или управление без постоянных установленных законов ни в коей мере не могут соответствовать мерам правительства. Также он полагал, что власть по принятию законов и власть по исполнению законов должны разделяться. На первом месте стоит законодательная власть. Именно она и формирует первую ветвь власти .
До современного понимания теорию разделения властей развил французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.). В своих «Персидских письмах» в 1721 году им в сатирической форме осуждалась неограниченная монархия во Франции, он также писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш.-Л. Монтескье был опубликован его знаменитый труд «О духе законов» (он над ним работал примерно 20 лет), где кроме критики абсолютизма им противопоставляется республиканское государственное устройство с разделением властей. Им власть делится на три ветви: исполнительная, законодательная, судебная. Согласно теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать совершать бесконтрольные действия в пределах своей компетенции. Что бы пропадала возможность злоупотреблять властью, нужен такой порядок вещей, когда разные власти могли бы взаимно друг друга сдерживать. Монтескье считал непозволительным объединение хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк полагал, что в обязательном порядке должна отделяться лишь законодательная власть). Монтескье считал, что если исполнительная и законодательная власть будут соединяться в одном учреждении или лице, то свободы не будет, поскольку стоит опасаться, что сенат или монарх будут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически их применять. Не будет свободы, если судебная власть не отделена от власти исполнительной и законодательной. Если она соединяется с законодательной властью, то свобода и жизнь граждан попадут во власть произвола, поскольку судья будет являться законодателем. Если судебная власть соединится с исполнительной властью, то судья приобретает возможность быть угнетателем. Если же соединятся три ветви власти, то, как полагает Монтескье, неизбежно закрепление жесточайшего деспотизма и полной гибели свободы .
Доктрина, которая была создана Ш.-Л. Монтескье, не ограничена выделением трех ветвей власти и изображением опасности их объединения в одних руках. Не менее важным является и то, что также Монтескье писал об опасности, которая связана с чрезмерной независимостью таких властей и к чему это может привести. Многие положения, которые закреплены в труде Монтескье, нашли свое отражение в установлении в конституционных актах, многие из которых действуют и сейчас .
Итак:
1) Принцип разделения властей может быть характерен лишь для демократического государства. Ни в феодальном, ни в рабовладельческом государстве он невозможен, поскольку сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника – основного представителя общества, который обладает и политическими правами.
2) Для фактической реализации данного принципа нужны определенные объективные условия – достаточная степень развития производительных отношений и сил. А также субъективные – степень политического сознания общества.
3) Теорией права предлагаются различные варианты механизма действия принципа разделения властей.