Курсовая теория на тему Соотношение учебных и вне учебных интересов у школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Понятие интересов в психолого-педагогической литературе 7
2. Методы оценки учебных и внеучебных интересов учащихся 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение:
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что психолого-педагогическими исследованиями было установлено, что без развития интереса, развитие мышления ребенка может быть серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления настолько обширны, что отсутствие необходимой поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга. Большинство психологов сходится во мнении, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом — именно он оказывает влияние на направленность внимания и мыслей.
Мотивация учения — это сложная сфера детерминации поведения школьника, складывающаяся из многих, постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом факторов. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного отношения к учению, а усложнение структуры мотивационной сферы, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ее сторонами.
Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В работах Л. И. Божович и ее последователей отмечается, что учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут выступать либо внутренние, направленные на содержание этой деятельности и ее выполнение, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определенную позицию в системе общественных отношений. С возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, самоотношения, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархии. Согласно А. К. Марковой, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес.
Таким образом, мотивация учения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для педагогики и психологии. В системе непрерывного образования современного человека ее формированию следует уделять особое внимание и рассматривать учебную мотивацию как важное условие развития личности и фактор, необходимый для обеспечения развивающего обучения младших школьников при освоении ими различных учебных дисциплин.
Мандель Б.Р. в своей работе «Педагогическая психология» выражает мнение о том, что самое значительное свойство школьника: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Сударчикова Л.Г. предполагает, что одним из главных элементов мотивации к учению у учащихся средних школ является достоверный анализ их учебных и внеучебных интересов. Интересы представляют собой важную составную часть направленности личности, ее мотивационной сферы и являются формой проявления потребностей.
Выдающийся детский психолог Рубинштейн С.Л., изучая интересы в тесной связи с потребностями личности, одновременно с этим отмечает своеобразие интересов, которые заключаются в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности выражают тенденцию к реальному овладению ими.
Целью данной работы является изучение специфики соотношения учебных и вне учебных интересов у школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть понятие интересов в психолого-педагогической литературе,
• Рассмотреть существующие методы оценки учебных и внеучебных интересов учащихся.
Объектом исследования в данной работе выступают интересы современных школьников.
Предмет исследования – соотношение учебных и внеучебных интересов у школьников.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Его можно определить и как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности.
Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.
При эффективно составленной программе обучения, учитывающий все учебные и внеучебные интересы школьников, ребенок не только пополняет свой интеллектуальный запас, но и получает навыки сотрудничества, саморазвития, самообразования. Именно внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка. Эффективная внеклассная работа — это залог успешности выпускников в последующей профессиональной деятельности.
Регулятивные действия помогают ребенку уже во время обучения в школе равномерно распределять свою деятельность. Школьник строит индивидуальную учебно-познавательную работу, ставит цель, формирует алгоритм, определяет средства проведения работы, подбирает вариант контроля. Благодаря познавательным универсальным действиям у ребенка формируется умение работать с информацией, что особенно актуально в современном мире. Инновации, используемые в современном образовательном процессе, направлены на формирование гармонически развитой личности, способной отвечать на свои действия, принимать важные и ответственные решения. Универсальные учебные действия, включенные во все предметы школьной программы, имеют специфические отличия, но все они выполняют одну общую воспитательную и образовательную задачу
Фрагмент текста работы:
1. Понятие интересов в психолого-педагогической литературе
Интерес, в качестве сложной и в высшей мере значимой для личности составляющей, имеет большое количество интерпретаций в своих психологических определениях. Его называют:
• избирательной направленностью внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
• проявлением эмоциональной и умственной активности человека (С.Л. Рубинштейн);
• активатором разнообразных чувств человека (Д. Фрейер);
• активным эмоционально-познавательным отношением человека к окружающему миру (Н.Г.Морозова);
• специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев);
• активной познавательной направленностью человека на тот или иной предмет, явлением и деятельностью, созданной с положительным эмоциональным отношением к ним (В.А. Крутецкий).
Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л.С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обусловливает такой характер отражения объективной действительности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения.