Курсовая теория на тему Соотношение типа и формы государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1.
Подходы к определению понятия государства. 5
1.2.
Описание признаков государства. 10
ГЛАВА
2. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА, ИХ СООТНОШЕНИЕ. 14
2.1.
Понятие, сущность и классификация форм государства. 14
2.1
Типологизация государств. Соотношение типа и формы государства. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Россия на сегодняшний день впервые за двадцать три года
столкнулась с угрозой своей национальной безопасности и территориальной
целостности. Государство находится, по существу, в состоянии системного
кризиса, который охватил все сферы государственной и общественной жизни страны,
и предусмотреть пути и сроки выхода из него чрезвычайно сложно. Эти нерешенные
проблемы, возникли не внезапно, а накапливались годами. Одна из их главных
причин коренится, в частности, в непоследовательном курсе трансформации формы и
типа российского государства, которое осуществлялось властными силами, как
правило, на основе политической целесообразности и собственной экономической
выгоды без должного научного, прежде всего теоретического обоснования. Поэтому,
актуальность исследование соотношения типа и формы государства заключается
именно в необходимости формирования такой теоретической базы, которая бы
максимально способствовала поэтапной эволюционной трансформации постсоциалистической
государства в современное европейское государство.
Следует отметить, что указанную проблему основательно не
исследовали. Но отдельные ее аспекты рассматривались в обобщающих трудах,
посвященных переходным государствам (В. В. Сорокин, М. М. Арзамаскин, А. В.
Прокофьева), постсоциалистической стране (Н. Г. Нижник и В. В. Лемак),
классификации форм и типов государства (В. Е. Чиркин, Ю. М. Оборотов, С. К.
Бостан, С. В. Джолос).
Поскольку в этих работах вопрос о классификации форм и типов
государств отражено частично, то мы решили сосредоточиться на этой проблеме
более предметно.
Целью курсовой работы является изучение соотношения типа и
формы государства.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются
следующие задачи:
· рассмотрение понятия и признаков государства;
· показать динамику изменений формы и типа
государств при переходе от одного общественного строя к другому;
· определить классификацию государств по признакам
их формы.
Предмет курсовой работы – изучение типов и форм государства.
Объект – государство.
Методологической основой курсовой работы стали некоторые
общенаучные методы исследования: системный и структурно-функциональный методы,
законы и методы логического анализа и синтеза, сравнения, аналогии, обзорные
методы, прогнозные методы и тому подобное.
Использование указанных методов исследования в значительной
степени помогало в систематизации имеющегося фактического и теоретического
материала, что позволило получить положительные результаты, необходимые для
достижения поставленной в работе цели.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников, включающего 13 наименований. Работа изложена 29
на страницах.
Заключение:
Охарактеризованы классификации форм государств, соответствие
формы государства определенному состоянию общества. В частности, рассмотрены
«монократический» и «поликратический» типы формы государства. Исследовано
понятие «сегментарная форма государства» и его элементный состав.
Обосновано, что форма практически всех государств является
сегментарной. Предложена классификация постсоциалистических государств по
признаками элементов их формы.
Курсовая работа также посвящена решению проблем
типологизации государств с целью систематического упорядочивания последних, как
одной из ключевых проблем и теории государства и права, и всего
государствоведения.
Итак, учитывая эволюционный подход к исследованию формы
государства, можно сделать такой вывод. Монократическая форма государства в
«чистом» виде характерна эпосу кастовостанового общества. Под влиянием времени,
общественных факторов, всестороннего прогресса, гуманизации человечества на
смену кастово-сословной приходит эпоха гражданского общества, а вместе с ней
монократическая форма государства постепенно трансформируется в поликратическую.
Этот процесс занимает большой период (не менее периода жизнедеятельности трех поколений
граждан). Системная трансформация формы государства при переходе от
сословно-кастового к гражданскому обществу происходит по принципу: 1)
тоталитарный режим → авторитарный режим → неполный демократический режим →
полноценная демократия; 2) централизованное → относительно централизованное →
децентрализованное государство; 3) монархическая (моновластная) форма правления
→ смешанная форма правления → полиархия.
В течение переходного периода форму переходного государства
следует считать сегментарной. По особенностям элементов формы государства страны
и их сегментарные формы можно условно разделить на государства с: 1)
сегментарной формой начального переходного периода; 2) сегментарной формой
консервативного типа; 3) сегментарной несовершенной формой прогрессивного типа;
4) сегментарной формой прогрессивного типа.
Итак, если в типологизация государства вместо категории
«общественно-экономическая формация» взять за основную категорию «общественная
формация» как некую систему социально-экономических и духовно-мировоззренческих
свойств общества, которая определяет содержание и сущность такого надстроечного
ее элемента, как государство, то основных исторических типов государства можно
выделить два: нереспубликанский и республиканский с еще одним — переходным —
типом.
Поскольку эти исторические типы государства определяются
характерными для соответствующей исторической эпохи ее внутренними и внешними
свойствами, то есть ее сущностью и формой, то для более глубокого представления
о государстве в целом необходимо детально рассматривать такие категории, как
«сущность» и «форма» государства.
Направлением дальнейших исследований может быть
совершенствование, углубление и конкретизация классификации государств по их
формам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Подходы к определению понятия государства Государство является базовым институтом политической системы
общества. Как политический институт, она возникает на раннем этапе развития
общества, в период разложения родового строя. Но сам термин «государство»
впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании
(«estado») и во Франции («Etat»), позже — в Германии («Staat»). С самого начала
его содержание определяется развитием современного государства. Исходное
латинское слово «status» («состояние») постепенно приобретает новое 3 значение.
Им определяли приверженца владельца власти, затем обладание властью, и наконец,
власть как общественную функцию. Начиная с XVII в., понятие «государство» также
означает государственное учреждение. Но, кроме этого, в содержание данного
термина включается и существующее до Нового времени значение, в связи с чем
исчезают более древние слова «respublika», «civitas», «Regimen», «imperium».
Понятие государства является достаточно сложным и далеко не
ординарным. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства
как явления, так и разнообразным восприятием учеными одних и тех же
государственно-правовых явлений. Кроме этого, как справедливо подчеркивал
известный австрийский юрист Г. Кельзен, трудности в определении понятия
«государство» усугубляются еще и тем, что данным термином в основном называются
разнообразные предметы и явления.
Понятие «государство» имеет неодинаковый смысл в различных
философских, правовых, социологических, политологических теориях. Так,
Аристотель понимал государство как объединение свободных граждан для
осуществления управления делами общества. Именно поэтому государство, по его
мнению, реализуется в людях естественное влечение к общению. В понимании Е.
Канта, государство — это объединение многих людей, подчиненных правовым
законам. Сущность государства, по его мнению, сводится к максимальному
соответствию государственного устройства и режима принципам права. Г.-Ф. Гегель
рассматривал государство как воплощение идей разума, свободы и права.
Субстанция государство, по Гегелю, проявляется как абсолютная власть идеального
целого над единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и
правами отдельных лиц и их объединений. Представители классовой теории
государства К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали классовую сущность государственной
власти. Государство, по их мнению, это комитет, который управляет общими делами
всего класса буржуазии. Различные взгляды на понятие государства определяются различным
пониманием его сущности. Сущность как философская категория означает главное,
основное, необходимое в том, или ином явлении. Сущность государства — это
внутреннее содержание ее деятельности, которое выражает единство
(современность, солидарность) общесоциальных и узкоклассовых
(социально-групповых) интересов граждан.
Главное, в сущности, государства — ее содержательная
сторона, то есть, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической
власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой
связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный,
расовый и другие подходы к сущности государства. В рамках классового понимания
социальной сущности государства считается, что государство возникает тогда,
когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится
объективно невыгодной система равного разделения общественного продукта,
существовавшей на протяжении многих тысячелетий. Для дальнейшего развития
общества становится необходимым выделение определенного элитного слоя, который
занимается только управлением на пользу определенного господствующего класса.
При этом зарождение социального неравенства, социальной несправедливости
объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще достаточно низкой
производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность
освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не
только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению
науки и искусства, к заметному росту экономической и военной мощи такого
государства.
Итак, возникновение государства всегда связано с появлением
публичной власти и с изменением характера публичной власти при перевоплощении
ее в политическую власть, которая осуществляется по сравнению с властью
первобытнообщинного общества, в интересах, прежде всего, привилегированной
части общества. Большой проблемой для классового подхода к социальной сущности
государства являются восточные государства древнего мира (и не только древнего),
в которых, по имеющимся данным науки, следует, что в них фактически не
существовало классов в классическом их понимании. В них политическая и
государственная власть находилась в руках государственного аппарата (бюрократии
и чиновничества, точнее — его верхушки). Что-то похожее можно найти и на других
этапах развития государственности, и не только на востоке, но и в европейских
государствах.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или
общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как
организацию политической власти, создающее условия для компромисса интересов
различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в
более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов
общества, которые концентрируют запросы различных классов и слоев, большинства
населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.
Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции,
используется больше, как арбитр, который пытается согласовать имеющиеся в
разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.
Конечно, это пока больше идеал, чем реальность. И
государств, которые уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя
есть ряд стран, которые добились в достижении этой цели гораздо больших
успехов, чем современная Россия. К таким государствам можно отнести, например,
Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
В рамках религиозного подхода государство можно определить
как организацию политической власти, содействующее в основном, осуществлению
интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские
государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в
своей политике руководствуются в большей степени религиозными началами.
В рамках национального подхода государство можно определить
как организацию политической власти, которая помогает преимущественно
осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других
наций, которые проживают на территории данного государства.
В рамках расового подхода государство можно определить как
организацию политической власти, направленную преимущественно на осуществление
интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас,
проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать
Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные
круги которой проводили политику расовой дискриминации коренного Африканского
населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности,
это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещения их в
резервации или особые городские кварталы, ограничение их свободы передвижения и
др.[1].
Существует много других подходов к пониманию сущности
государства:
1. Юридический подход. Основные представители: Еллинек,
Кельзен. Период становления теории — конец XIX в. Сущность государства
определяется фикцией юридического лица. Государство — юридическое лицо, которое
вступает в различные правоотношения. Широкое практическое применение находит в
международном публичном праве.
2. Плюралистический подход. Основные представители: Гарольд
Джозеф Ласки, Дюверже, Роберт Даль, Ральф Густав Дарендорф. Сущность
государства в его зависимости от различных группировок людей (страт).
3. Социологический подход (Жан Жак Руссо, Томас Гоббс,
Иммануил Кант). Согласно данному подходу, сущность государства заключается в
юридической персонификации народа, детерминированной необходимостью
централизации экономических отношений. Роль государства в организации
общенациональных задач и арбитраже социальных групп.
4. Информационно-кибернетический подход. Основной
представитель Карл Дойч. С позиции этого подхода сущность государства
понимается как кибернетическая система ввода, обработки и вывода управленческой
информации с наличием прямых и обратных связей.
5. Технократический подход. Основные представители: Джон
Бернхейм, Гэлбрейт, Александр Богданов, Дэниел Белл, Торстейн Веблен. Период
становления теории — XX в. Основная мысль заключается в распределении членов
любого общества на управляемых и управляющих. Управляющими являются
профессиональные менеджеры, которые обладают знаниями и информацией. Во главу
угла ставится профессиональная подготовка управляющих кадров.
6. Элитарный подход, или теория элитарной демократии.
Основные представители: Гаэтано Моски, Вильфредо Парето, Сартори, Xосе
Ортега-и-Гассет. Период становления теории — девяностые гг. XIX в. Основное
положение: неизбежность деления общества на большинство, что подчиняется и
правящее меньшинство (элиту). Для осуществления государственной власти
необходимы определенные знания, опыт, способности, которые есть не у всего
народа, а только у его лучших, элитарных представителей, и допускаются к
управлению государственными делами. При этом элита не является однородной, в
обществе существует несколько элитарных групп, которые ведут борьбу за
обладание государственной властью.
7. Подход с позиции всеобщего благоденствия. Представители
Джон Кейнс, Гэлбрейт, Артур Пигу. Период становления теории — вторая половина
XX в. Теория всеобщего благоденствия видит сущность государства в выражении
интересов всего народа и обеспечении при государственной поддержке высокого
уровня жизни всех слоев общества.
8. Теория конвергенции. Представители Джон Кеннет Гэлбрейт,
Раймон Арон, Питирим Сорокин. Согласно этой теории, происходит сближение
сущности государств различных типов.
9. Теория правового государства. Суть государства состоит в
обеспечении социальной справедливости с помощью права, защиты прав и свобод
человека и гражданина.
10. Теория социального государства (Дж. Кейнс, Г. Риттер).
Разработана европейской социал-демократией в пятидесятых гг. XX века. Сущность
государства состоит в обеспечении определенного консенсуса высших социальных
ценностей (права человека, свобода, собственность, демократия, социальное
равенство и т.п.). Одна из основных функций государства при таком подходе
заключается в значительном перераспределении доходов населения для достижения
минимального разрыва между крайними по обеспеченности слоями населения[2]. [1] Бабаев В.К. Теория государства. Учебник. М.: ЮРАЙТ,
2017. – С. 88 [2] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права.
Учебник. М.: ЮРАЙТ, 2019. – С.199
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы типологии государства 5
Глава 2. Современные взгляды на форму государства 12
Глава 3. Особенности корреляции типа и формы государства 28
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в том, что анализ и изучении типологии и формы государства позволяет обеспечивать наиболее эффективное построение правового государства с учетом всех недостатков и преимуществ тех или иных типов и форм государство, существующих в настоящее время и на протяжении истории человечества.
Представляется, что невозможно провести четкую границу между типом и формой государства, так как в пределах одного государства могут использоваться несколько форм организации и функционирования государственной власти, при этом государства различного типы могут быть обличены в схожие формы.
Государство представляет собой исторически сложившуюся, некую сознательно организованную социальную силу, направленную на управление государством. Государство можно считать первой организацией, которая была создана обществом, имеющей значительное воздействие на жизнь людей, социальных групп, всего общества, характеризующейся планомерным функционированием.
При проведении исследований в науке теории государства и права в рамках формы государства, как правило, выделяется форма правления, форма национального и административно-территориального устройства, политический режим.
Специфика и характерные особенности той или иной формы государства на различных исторических этапах зависит от степени зрелости общества и государственной жизни, задач и целей, преследуемых государства. Иными словами, форма государства предопределяется его содержанием.
Каждая страна имеет свои особенности государственной формы, характерные признаки, видоизменяемые в процессе развития общества. Представляется, что формы государств, в особенности современных, обладают схожими признаками, позволяющими определить каждый элемент формы государства.
Вышеизложенное позволяет утверждать об актуальности темы исследования.
Объект исследования – форма и тип государства.
Предмет исследования составляют особенности соотношения категорий типа и формы государства.
Целью исследования является всесторонний анализ соотношения типа и формы государства, характер и особенности взаимосвязи данных понятий.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
— проанализировать обоснование необходимости в типологии государства;
— рассмотреть понятие и сущность типа государства;
— изучить особенности форм государственного правления;
— рассмотреть формы территориального устройства;
— изучить вопросы соотношения типа и формы государства.
Степень научной разработанности темы исследования следует охарактеризовать как недостаточную. Несмотря на достаточно большое количество исследований в данной сфере, среди ученых отсутствует единство мнений по существу некоторых вопросов, связанных с соотношением формы и типа государства, существуют аспекты, требующие тщательной научной проработки.
Методы исследования темы настоящей работы: сущностной, структурно-содержательный, функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.
В работе использованы научные труды отечественных ученых, материалы периодических изданий. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Можно сделать вывод о необходимости существования и применения типологии в отношении существующих и ранее существовавших государств с целью анализа и сохранения бесценного опыта организации государственной и общественной жизни. Анализ и дальнейшее использование полученных выводов предшествующего опыта организации государств позволит не только избежать ошибок прошлого, но и повысить эффективность развития современных общественных процессов и прогресса.
Среди признаков, позволяющих разграничивать государство от первобытного общество, можно выделить наличие публичной власти; деление населения на территории по тем или иным принципам; наличие системы взимания налогов и сборов. Кроме того, выделяются признаки, в соответствии с которыми возможно разграничить государство с иными организациями: суверенитет; наличие системы общеобязательных правил поведения; участие в жизни государства всего населения; государственный язык; провозглашение основных символов государства, в том числе, герба, гимна, флага.
Тип государства и права можно определить, как совокупность наиболее важных признаков, характерных для правовых и политических, организованных в государство систем общей общественно-экономической формации или для какого-либо этапа развития общества.
В современной науке выделяется формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Формационный подход отражает марксистский подход к данному вопросу, в соответствии с которым исторический тип государства и права воспринимается как совокупность наиболее типичных признаков, которые относятся к одной и той же общественно-экономической формации, экономическому базису. В рамках цивилизационного подхода выделяется несколько научных теорий и направлений, например, технологическое направление, связывающее тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, теория У. Ростоу, теория А. Тойнби.
Формационный и цивилизационный подход к определению типологии государства и права оказывают существенное влияние друг на друга, дополняют основные положения каждого из подходов, что имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.
Форма государства воспринимается как организация и устройство государственной власти, находящейся в непосредственной взаимосвязи с сущностью и содержанием государства.
Под формой государственного правления понимается структура высших органов государственной власти, порядок их формирования и распределения компетенции. Так, принято выделять такие формы правления как монархия и республика. Монархия является одной из форм государственного правления, в рамках которой верховная власть осуществляется единолично и, как правило, передается по наследству. Республика является формой правления, в рамках которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются на определенный срок населением.
В рамках правовой науки принято выделять такие формы территориального устройства, как унитарные, федеративные и конфедеративные. Выбор той или иной формы территориального устройства предопределяется множеством факторам.
Государственный режим принято определять, как совокупность средств, методов и способов осуществления государственной власти. Государственный режим принято подразделять на демократический и антидемократический, который, в свою очередь, делится на авторитарный и тоталитарный.
Можно сделать вывод, что тип государства и форма государства находятся в тесном взаимодействии и ставят политическое развитие государства в определенные рамки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы типологии государства
Для рассмотрения типологии государства целесообразным представляется рассмотрение признаков государства для понимания сущности данного крупнейшего института теории государства и права. Так, среди признаков государства учеными наиболее часто указываются следующие признаки :
— наличие публичной власти;
— деление населения на территории по тем или иным принципам;
— наличие системы взимания налогов и сборов.
Некоторые ученые высказываются о необходимости выделения помимо общепринятых признаков государства такие его признаки, которые позволяют разграничить государство с иными организационными формированиями :
— суверенитет;
— наличие системы общеобязательных правил поведения;
— участие в жизни государства всего населения;
— государственный язык;
— провозглашение основных символов государства, в том числе, герба, гимна, флага.
В истории современной цивилизации принято выделять несколько этапов, среди которых: Древний мир, продолжительность которого составляет около трех тысяч лет; Средние века – около тысячи лет; Новое время – около трехсот лет; Новейшая история – более ста лет.
На протяжении всего времени развития человечества можно говорить о накоплении значительного опыта в части организации социальной жизни на различных континентах.
Многие государства посредством изменения своей формы и содержания функционируют на протяжении нескольких тысячелетий. Так, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. Наряду с этим, многие народы, завоевывавшие земли в других государствах, так и не смогли образовать собственное государство.