Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология и логопедия

Курсовая теория на тему Соотношение социальных и биологических факторов в развитии речи у детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Основы теории речевой деятельности 5
1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе 10
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка 21
2.2. Влияние социальных и биологических факторов на особенности освоения языка 24
Выводы по главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из самых важных достижений, которое позволило человеку использовать весь общечеловеческий опыт, является речевое общение, сложившееся посредством трудовой деятельность. Речь представляет собой язык в действии, а язык является системой знаков, состоящий из слов с их значениями и синтаксиса как набора правил построения предложений.
Речь – это деятельность общения, которая выражается благодаря языку. Речь едина с языком и отлична от него, является единством определенной деятельности – общения, и определенного содержания, отражающее бытие.
Таким образом, речь представляет форму существования сознания, в частности мыслей, чувств и переживаний, для другого, которая служит средством общения с ним и формой обобщенного отражения действительности, либо форму существования мышления.
Так же речь представляется как язык, который функционирует в контексте индивидуального сознания. Отраженные в языке обобщенные значения, которые отражают общественный опыт, получают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности человека, индивидуальное значение или смысл, который показывает личное отношение говорящего, не только его знания, но и переживания в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.
При этом главной функцией речи считается то, что она представляет инструмент мышления. А сам речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но также затрагивает сферы межличностных отношений. Таким образом, посредством речи передается отношение человека к той или иной ситуации.
Степень изученности темы исследования. Современные подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Цель исследования заключается в определении особенностей влияния социальных и биологических факторов на развитие речи детей.
Объект исследования – речевое развитие в онтогенезе у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – социальные и биологические факторы развития речи дошкольников.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить основы теории речевой деятельности.
2. Охарактеризовать онтогенез развития речи детей.
3. Определить роль социальных и биологических факторов в развитии личности.
4. Проанализировать особенности влияния социальных и биологических факторов на развитие речи детей.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.
Основная задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Основы теории речевой деятельности

Речевая деятельность является совокупностью актов говорения и понимания. При этом она выступает как результат перевода вовнутрь или перехода материальных действий. Речевая деятельность представляется формой отдельных речевых действий, каждое из которых является мотивированным, целенаправленным и структурным.
Современные исследования предлагают рассматривать речь как универсальное средство для общения, являющуюся сложной и специфически организованной формой сознательной деятельности, в которой принимают участие два субъекта, а именно – формирующий речевое высказывание и получающий его. Речь при этом представляется процессами порождения и восприятия, т.е. приемом и анализом, сообщений с целью коммуникации или регуляции и контроля своей деятельности [16, с. 24].
Теория речевой деятельности предлагает нам соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность. При этом необходимо отметить, что большинство исследователей имеют неоднозначное определение такого отношения, и в первую очередь в трактовке понятия речи.
Так, специальная психологическая и лингвистическая литература под речью понимает способ обозначения объекта процесса слушания, приема и понимания. Такое понятие говорит нам о том, что авторы отождествляют понятия речи с понятием речевого сообщения или речевого сигнала.
Не менее распространенным пониманием речи является ее трактовка как двустороннее и взаимное общение, при котором она распадается на процесс слушания и говорения. Отсюда следует, что слушание является одной из составных частей речи, что вызывает некоторые несовпадения, поскольку речь и слушание не могут отождествляться в одном понятии [11, с. 59].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы