Этика Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Соотношение религиозной и светской этики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 5
1.1. Ценности как основной конструкт светской этики 5
1.2. Отношение к этическим доминантам в разные периоды развития человечества 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ 12
2.1. Основы этики христианина 12
2.2. Морально-этические императивы христианина 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Этические нормы регулируют всю жизнь человека, определяя, какие поступки будут условно положительными, а какие – условно отрицательными. Важной основой современной этики является христианское учение. Рассмотрение взаимосвязи между христианской и светской этикой является в наше время актуальным, поскольку затрагивает ряд универсалий, без которых человеческая жизнь – как жизнь социальная – была бы невозможной . Поэтому нами было произведен анализ ключевых положений светской и христианской этики на примере отношения к предпринимательству.
Степень разработанности проблемы. В последнее время увеличилось число публикаций, в которых исследуются различные аспекты предпринимательства с точки зрения светской и христианской этики. Помимо классики, представленной трудами М. Вебера и С. Н. Булгакова, необходимо упомянуть и более современные работы Т. Б. Коваль, А. Н. Соболевской. Вместе с тем, в условиях актуализации внимания к идее предпринимательской деятельности, возникает насущная необходимость в осмыслении значения предпринимательской деятельности в контексте православной этики. Данное обстоятельство определяет актуальность избранной темы исследования.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность.
Предмет исследования – философско-богословское и светское осмысление предпринимательства.
Цель исследования – рассмотрение и сравнительный анализ осмысления роли и функций предпринимательства в главных светских и христианских парадигмах.
Поставленная цель исследования обусловила следующие его задачи:
— рассмотреть особенности отношения к предпринимательству в светской жизни и в православии;
— выделить ключевые признаки реализации идеи собственности и предпринимательства в православной этике;
— охарактеризовать основы хозяйственной деятельности православного человека;
— выделить морально-этические императивы православного хозяйствования.
Теоретико-методологические основы исследования. Методологию исследования составили описательный, культурно-исторический, комплексный, сравнительно-исторический методы анализа.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в преподавании дисциплины «Православная этика и предпринимательство».
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе исследования нами было выяснено, что абсолютно неправильным выглядит разделение двух сфер бытия человека – материальной и духовной, а также утверждение о том, что для православного мировоззрения при провозглашении категорического примата духовного характерно полное лишение духовного значения материальной, трудовой стороны человеческой деятельности. В православном понимании происходит духовное осмысление, которое наделяет духовным значением все стороны деятельности человека.
В православии был выработан собственный эталон хозяйственного рационализма, который был не просто эквивалентом протестантского утилитаризма, но изначально исходил из несколько иных критериев. В противоположность протестантскому «предопределению и спасению» и «оправданию верой» этической нормой православия является «хождение перед Богом с мыслью об ответственности перед ним». Для православия успех предпринятого дела, величина приносимой им прибыли еще не является доказательством его нравственной, этической оправданности, богоугодности. Именно эта система ценностей, исповедуемая православием, православный эталон хозяйственного рационализма легли в основу предпринимательской деятельности в России, дали положительный импульс развитию купечества и предпринимательства.
Хозяйственная деятельность раскрывает особое предназначение человека космического характера. Участие в деятельности по хозяйствованию приравнивается к участию в делах Божьих, результатом которых является преобразование мира, реализация Божественного промысла. Процесс хозяйствования является Божьим промыслом, где воля человека характеризуется зачастую бессилием.
Хозяйственно-экономические проблемы в православном понимании имеют своей основой общехристианские принципы, которые были выдвинуты еще ранней церковью в период ее существования. Известно, что христианскому мировоззрению в целом присуща определенная антиномичность, амбивалентность в отношении к миру.
Данное миропонимание исходит из понимания мира как Божественного творения, возглавляемого человеком, для которого, с одной стороны, поскольку он духовен, характерно превознесение над природой, однако, в то же время, он представляет собой в высшей мере природное существо. Именно данное соотношение обусловило установку положительного отношения между человеком и природой как садом Божьим, который он призван возделывать, однако одновременно и господствуя над ним.
Во второй главе было выяснено, что весьма оригинальным является в православии подход к вопросам того, как оценивать различные виды труда, в частности, как оценить физический труд и труд умственный: основное внимание сосредоточено, стоит отметить, не на характере выполняемой работы, а на том, кто именно является ее исполнителем. Православие отводит простому труду не высшее и не низшее значение относительно тех видов работы, которые связаны с умственной или творческой деятельностью.
На современном уровне развития и познания экономики ее характеристика дается системно, то есть экономика рассматривается как целостная совокупность экономических институтов, интересов, процессов и целей. При этом названная системность реализуется в сложной иерархии экономических дисциплин, начиная от макроэкономических теорий и заканчивая более частными дисциплинами. Главное же отличие христианской доктрины от светских экономических дисциплин заключается в том, что все явления экономики христианство рассматривает в контексте своего вероучения и своих задач по евангелизации членов общества. Проблемой взаимосвязи религиозного и экономического сознания в христианстве исследователи занимаются давно.
Особый интерес представляют этико-религиозные нормы, помогающие в объяснении экономического поведения. Потому как любая экономическая деятельность предполагает установление некоторого комплекса этических норм, определяющих взаимоотношения между участниками рыночных обменов. В значительной степени и сами эти нормы, и степень их соблюдения зависит от уровня общественной морали, которая, в свою очередь, опирается на общественное проявление религиозного сознания.
Православная этика коллективизма способна сформировать принципиально другой, в отличие от западного тип гражданского общества – «этико-центристскую модель» с ее ориентацией на общественный идеал, которая обладает более высоким социально-политическим потенциалом. «Православная этика коллективизма – это этика индивидов, объединенная коллективными нравственными ценностями». Протестантская этика западного индивидуализма, как известно, лишена этой ценности, поскольку направлена исключительно на автономную личность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

1.1. Ценности как основной конструкт светской этики
Различные исторические подходы характеризовались различными взглядами на процесс нравственного воспитания, которые воспринимались в качестве ориентира педагогической деятельности.
Важным заданием нравственного воспитания человека в советский период было формирование активной жизненной позиции личности, которая была направлена на формирование сознательного отношения к гражданскому долгу в духе коммунистической идейности и моральности. Среди представителей педагогической науки советского периода, занимавшихся проблемой нравственного воспитания, были Ю. Бабанский, А. Гусейнов, Б. Лихачев, И. Харламов.
Так, Ю. Бабанский предусматривал тесную взаимосвязь нравственного воспитания молодого поколения с идейно-политическим и трудовым. Его позиция относительно определения понятия «нравственное воспитание» базировалась на метариалистических, научно обоснованных взглядах, исключавших веру в Бога, сверхъестественные силы и какую-либо религию.
И. Харламов рассматривал понятие «нравственное воспитание» как процесс, который осуществляется в нескольких направлениях. Первым было отношение человека к идеологии и политике государства (преданность социалистической идеологии, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, непримиримость к врагам мира и свободе народов). Второе направление освещало позицию отношения личности к Родине (любовь к социалистической Родине и непримиримость к национальной и расовой розни). Третье направление нравственного воспитания характеризовалось автором как отношение человека к труду (самоотверженный труд на благо общества и борьба с нарушениями трудовой дисциплины). Следующим направлением было отношение к общественному имуществу и материальным ценностям (забота каждого человека о сохранении и приумножении общественного имущества и трепетное отношение к природе). Последним направлением нравственного воспитания, по мнению И. Харламова, было отношение к себе и другим людям, которое охватывало такие понятия, как высокое осознание гражданского долга, честность, правдивость и моральная чистота, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, взаимное уважение в семье и забота о воспитании детей .
С позиции истории культуры освещал понятие «нравственное воспитание» А. Гусейнов. По его мнению, в профессиональной педагогической деятельности все попытки интерпретировать нравственное воспитание как особое направления рядом с физическим, эстетическим и другими видами, так или иначе сталкивается с рядом трудностей, которые невозможно устранить. Нравственное воспитание – это такой воспитательный процесс, который предвидит наличие воспитателей, отличающихся от других людей своими высокими моральными качествами. Однако, как утверждал А. Гусейнов, возникает настоящий парадокс: тот человек, который имеет основания для обучения нравственным принципам, никогда не станет учителем нравственности. Типичной чертой действительно нравственного человека является именно то, что он чувствует неудовлетворенность собой, вследствие чего, безусловно, не может принимать на себя обязанности учителя морали. Если же человек считает себя достойным данной роли, это как раз и доказывает, что он к этой роли не пригоден и ему ни в коем случае нельзя поручать нравственное воспитание личности. По мнению А. Гусейнова, человек может влиять только на собственное нравственное развитие при помощи культивирования собственного поведения и определенных поступков, составляющих нравственные черты характера. Только при помощи поступков и собственного примера человек может осуществлять нравственное влияние на других людей.
Известный исследователь Б. Лихачев в своей работе характеризовал понятие «нравственное воспитание» как направление воспитательной работы, которая осуществляется в процесс ежедневных нравственных отношений в обществе. Этот процесс, по мнению исследователя, способствует формированию у детей «обычного нравственного сознания, обычных действий и поведений, приводит к развитию морального мышления и способности осуществления ответственного выбора» . Внешним критерием нравственного поведения человека он считал исполнение общественных требований. Такое моральное чувство, как совесть, Б. Лихачев считал внутренним критерием, способным вызвать у человека либо состояние морального удовлетворения, либо моральные угрызения совести в виде покаяния и беспокойства. Необходимо отметить, что Б. Лихачев характеризовал моральное воспитание как активный жизненный процесс отношений и взаимодействий, который осуществляется в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье. Он отрицал возможность введения религиозной составляющей в процесс нравственного воспитания детей и молодежи, поскольку, по его мнению, религиозное воспитание направлено на формирование веры в существование мистических сил и приводит к религиозному фанатизму .
Таким образом, в научных источниках советского периода можно наблюдать тенденцию к отсутствию духовно-религиозной составляющей в вопросах нравственного воспитания. Нравственное воспитание того периода в основном базировалось на формировании взглядов и убеждений, которые отражали основные направления политической системы того времени и отрицали необходимость и целесообразность нравственного воспитания с учетом религиозной составляющей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы