Курсовая теория на тему Соотношение правовых и религиозных норм
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ 5
1.1 Религиозные нормы: понятие, функции 5
1.2 Понятие и структура конституционно-правовых норм 10
ГЛАВА 2 РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ 13
2.1 Взаимодействие правовых и религиозных норм 13
2.2 Регулирование государственно-религиозных отношений в Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
ХХ век для российской правовой системы прошел под эгидой процесса, который можно охарактеризовать как секуляризацию, логическим результатом которой является дистанцирование права и религии. В то же время эти явления тесно взаимодействуют, что особенно заметно в сфере социального регулирования.
В настоящее время вопросы взаимного влияния и соотношения различных типов социальных норм получили широкое развитие. Каждый из них, сохраняя свою оригинальность, выступает в качестве регулятора особого рода. Значимость изучения данной проблемы объясняется также оживленным законодательным процессом, происходящим, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов, а также на местном уровне управления.
Нельзя не отметить заинтересованность федеральных законодательных органов в использовании и правовом закреплении таких социальных регуляторов, как религиозные традиции. Исходя из вышеизложенного, на современном этапе развития общества вопросы взаимного влияния религиозных и правовых норм имеют большое теоретическое и практическое значение.
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере пересечения сферы регулирования правовых и религиозных норм.
Предметом исследования являются механизмы взаимодействия религии и права в процессе социально-правового регулирования общественных отношений в России.
Целью данной курсовой работы является проведение теоретико-правового анализа взаимодействия правовых и религиозных норм.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.изучить религиозные нормы: понятие, функции;
2. понятие и структура конституционно-правовых норм;
3. выяснить взаимодействие правовых и религиозных норм;
4. проанализировать регулирование государственно-религиозных отношений в Российской Федерации.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод, познание и вытекающие из него частные научные методы: системно-структурный, социологический, исторический, метод сравнительного правоведения.
Структура определяется научными целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь, подразделены на параграфы, заключения и списка литературы.
Заключение:
Как видим, религия и право отражают волю сознания того либо другого слоя общества, сложившегося в течение истории, совместное существование этих социальных явлений. Каждый человек имеет право высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Все зависит от методов, способов, которыми, в свою очередь, человек пытается доказать свою точку зрения, от их качественного влияния по отношению к тем, кто обладает умением анализировать мнения, соглашаться либо не соглашаться с ними.
Поэтому умение человека убеждать других людей, иными словами навязывать им свое мнение вне зависимости от методов данного навязывания, отражает умение человека иметь власть над людьми, над некоторыми группами общества. Эта тенденция является отражением условий, в которых, в свою очередь, существует человек. А закон и религия являются носителями этой власти, в отсутствие которой, в свою очередь, не представляется возможным существование общества и государства.
Исторически религия, как метод влияния на сознание, была главный идеологией для реализации правовых норм. Это была отправная точка, из которой, в свою очередь, понемногу складываются правовые нормы, формировался аппарат и механизмы их реализации, и на сегодняшний день право — это огромный каркас человеческой жизни, в отсутствие которого, в свою очередь, сложно представить себе жизнь. Закон регулирует почти все сферы общественных отношений, также и религиозные. Но есть вещи, которые, в свою очередь, он не может контролировать.
Однако, закон содержит императивный метод регулирования, поэтому всегда будут возникать проблемы в этой области, в особенности в сфере права. Не представляется возможным при помощи правового регулирования отразить волю всего общества, всегда найдутся те, чьи интересы будут ущемлены. К большому сожалению, не представляется возможным воспитывать всех людей в духе некоторых религиозных либо других общественно полезных убеждений. Все равно найдутся те, кто будет иметь совершенно противоположную точку зрения.
Природа заранее заложила в человеке качества противоположные, гибкий ум и разные условия жизни, в которых, в свою очередь, рождается большое количество внутренних убеждений. В конфликте, столкновении убеждений порождается спор, который, в свою очередь, как говорится, приводит к истине. За счет огромного числа верований порождается огромное число споров, за счет огромного числа споров порождается немало истин, и истина — это вера. Получается замкнутый круг, который, в свою очередь, всегда приведет к столкновению мнений, и всегда правда будет иметь свою цену в разрешении этих конфликтов.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить специальную необходимость существования, как права, так и религии. Это две огромные области, в пределах которых, в свою очередь, существует общество, проработанность и идеальность которых, в свою очередь, является ключом к развитию общества. Поэтому развитие, изучение, совершенствование этих направлений — наиболее важные задачи, которые, в свою очередь, стоят перед человеком.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ
1.1 Религиозные нормы: понятие, функции
В первобытном обществе каждый клан поклонялся собственным языческим богам, имел свой «тотем» — идола. Во время объединения племен религиозные нормы благоприятствовали укреплению власти «царей», верховных (нередко военных) вождей. Династии новых правителей старались объединить племена по единым религиозным канонам. Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т. д. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у майя и инков, у скифов. Эта власть была связана с передачей ее от богов и закрепляется сначала путем продления избирательного срока, а потом — на всю жизнь и по наследству .
Религия — это регулятор общественных отношений. Правила поведения, которые установлены какой угодно религией, представляют из себя специальный вид социальных норм — религиозных норм, а не компонент морали, права либо каких-то иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, необходимо иметь в виду, что заповедь, правило поведения — это только одна из ее составляющих. Помимо того, норма включает указания на священный источник правила поведения и сверхъестественные средства его обеспечения.
Коран, Библия, Талмуд и иные «священные» книги характеризуются рассредоточенностью составляющих религиозных норм, отсутствием индивидуальных санкций практически со стороны всех из них, что порождает необоснованное отождествление «стиха», излагающего только лишь правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы .
Возьмем, например, заповеди библейского Декалога, которые, в свою очередь, в разных сочетаниях даны в Новом и Ветхом Заветах как главная часть «Закона Божия». Это категорический запрет на поклонение нескольким идолам и богам, прелюбодеяние, убийство, воровство и желание лжесвидетельство, чужого, требование верить в одного Бога, «соблюдать субботу» и чтить родителей. Все это правила поведения человека, которые связаны с областями религиозного культа, другими и семейными общественными отношениями. Заповеди предписывают более конкретные действия либо воздержание от действий, которые осуждаемы религией. Религиозная норма имеет общий характер, который, в свою очередь, проявляется в дальнейшем.
Во-первых, религиозная норма выступает как шкала, эталон поведения верующих в определенной среде, как идеал некоторых отношений. Во-вторых, его указания распространяются не на более конкретного человека, а на самый либо менее широкий круг людей: на последователей данной религии (членов секты, церкви, конфессии) либо на какую-то их часть (духовенство, миряне и т. д.). Предоставляя более конкретное поведение в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы влияют на волю и сознание людей, создают их социальное поведение и тем самым регулируют определенные общественные дела, которые проявляются, в первую очередь, в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они также регулируют вопросы, выходящие за рамки иных социальных норм — отношения, возникающие во время поклонения тому либо иному культу.
Религиозные нормы обычно носят авторитарный характер, формулируются как указания, которые, в свою очередь, обязаны быть сделаны вопреки требованиям всех остальных норм, вплоть до прямого запрета следовать крайностям (к примеру, ограничение норм Ветхого ислама и Завета обычаем кровной мести). Какая угодно религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих заповедей. Религиозные нормы обязаны исполняться вне зависимости от несоответствия их предписаний глазам, желаниям верующего. В первобытных религиях надзирателями и создателями религиозных предписаний и запретов были тотемные предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества, и, наконец, в монотеистических религиях — Бог. В «священных» книгах разных религий религиозные нормы формулируются как Божественные заповеди. В Библии, к примеру, они называются заповедями, уставами, законами Божьими, подчеркивается их святость. Церковные правила издаются богословами для конкретизации «законов Божиих» .
Содержание:
Введение 2
1. Общая характеристика правовых норм 6
2. Общая характеристика религиозных норм 8
3. Соотношение правовых и религиозных норм 13
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение:
Каждое общество не зависимости от степени его развития нуждается в социальном регулировании очень сильно. Именно это регулирование определяет в конечном итоге всё направление, вектор общественного, социального развития. Социальные нормы воздействуют на общественные отношения и таким образом упорядочивают их, позволяют достичь некого общего блага, то есть правопорядка в частности и общественного порядка в целом.
Социальные нормы в зависимости от своего регулятивного воздействия и иных характеритик очень разнообразны. Сюда относится и мораль, и религия, и этика, и эстетика, и право, и корпоративные нормы, а также многие другие нормы. При этом особое место в данной системе безусловно принадлежит праву.
Особое уникальное место права в системе социальных норм обеспечивается главным образом механизмом его подкрепления, государственного принуждения, поскольку властный регулятор охраняет и гарантирует существующие общественные отношения посредством правовых норм. Именно это и определяет такую характеристику права как его общеобязательность. Иные социальные предписания не могут быть также реализованы как право, поскольку за ними не стоит такого мощного механизма принуждения. Однако вследствие нарушения их могут являться различного рода неблагоприятные последствия, которые тем не менее не связаны со столь негативным воздействием от лица государства на различных субъектов права.
При этом следует отметить, что на сегодняшний день сложилось некоторые негативные тенденции, а именно рост преступных проявлений и иных неблагоприятных ситуаций в социуме, что свидетельствует о некотором пренебрежительным отношение к праву со стороны людей, то есть можно сказать, что в некоторой степени авторитет закона умалился.
Конечно можно отметить и множественные положительные тенденции. Так, происходит трансформация правовых предписаний, происходит усиление естественно-правовых начал в сфере правового регулирования, принимаются различного рода меры, которые направлены на повышение благосостояния социума, создаются различные нормативные источники, научные статьи, монографии, посвященные проблематике социальных норм, и всё это способствует укреплению правопорядка и режима законности в российском государстве
Представляется, что именно право в системе социальных норм играет краеугольную роль и именно оно, в конечном итоге, позволит достичь желаемого, обеспечить и утвердить общечеловеческие ценности, предоставить гарантии их реализации, защитить в полной мере права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
Право является ключевым социальным регулятором. Право – это совокупность соответствующих норм, правил, которые регламентируют поведение индивидов в социуме. Право обеспечивается принудительной силой государства.
Право очень тесно связано с другими социальными нормами – в первую очередь, речь идет о морали, а также обычаях. В меньшей степени право связано с религиозными нормами и нормами общественных организаций.
Право – это регулятивно-охранительная система, которую составляют общезначимые правила, нормы, принимаемые для того, чтобы обеспечить и поддерживать социальную стабильность, безопасность, развивать соответствующие социальные институты, в целом для того, чтобы обеспечивать адекватное функционирование государства и общества.
Выбор темы исследования, связанный со сравнением правовых и религиозных норм, обусловлен как интересом к изучению правовых и религиозных норм в качестве регуляторов поведения людей в обществе, так и важностью усвоения данной темы в рамках курса теории государства и права.
Представляется, что на начальном этапе овладения юридической профессией знания о роли права, его месте в современном мире, а также его влияния на систему иных социальных норм, в том числе религиозных, выступающих объектом данного исследования, является необходимым для дальнейшего юридического пути и получения на базе этого новых знаний.
Общественные отношения не существует вне регулирования. Поэтому есть разнообразные социальные нормы, которые направлены на то, чтобы регламентировать общественные отношения, обеспечить их наиболее адекватное функционирование.
При этом право выступает ключевым социальным регулятором по ряду причин. Право закрепляет определенные рамки или границы поведения субъектов, а также те или иные возможности, свободы, которыми они могут по собственному усмотрению пользоваться, извлекая при этом соответствующую пользу или выгоду.
Право также обеспечивает социальную справедливость, делает легитимными многие институты и отношения, в целом обеспечивает адекватное функционирование государства и общества.
Однако, в тоже время право тесно связано со всеми существующими социальными нормами. Поэтому актуально рассмотреть право в его соотношении с иными социальными регуляторами, в данном случае с религиозными нормами.
Объектом исследования настоящей работы является система социальных норм.
Заключение:
Сравнение правовых норм с другими социальными нормами позволяет выделить основные различия между правовыми социальными нормами — это:
1. Институционализация: право изначально было связано с появлением института государства и, следовательно, в самом развитом обществе сама по себе есть целостная институционализированная система, основанная на государстве. Государство выполняет свои функции через правовую систему. Нормы права соответственно исходят от государства, выражают его волю. За верховенством закона скрывается сила государственного принуждения. Важно отметить, что роль государства в этом случае не ограничивается тем, что оно применяет определенные санкции к правонарушителю. Государство также должно осуществлять верховенство права, создавать условия, необходимые для их реализации.
2. Формальная определенность. Другими словами, верховенство права имеет определенную форму: закон, указ, порядок и т. Д. Правовой формализм проявляется также в том, что он имеет определенную структуру: он состоит из предположения, диспозиции и санкции. Нормы права, как правило, являются обязательными правилами поведения; они устанавливают права и обязанности юридических лиц. Моральные нормы, обычаи, религиозные нормы устанавливают расплывчатые, довольно расплывчатые общие принципы человеческого поведения в обществе. Они не четко регулируют следующие санкции за их нарушение. Правовой стандарт превращает этот общий принцип поведения в конкретное обязательство и точно определяет меры воздействия, применяемые к правонарушителям.
3. Общая обязательность. Разница между правом и другими социальными нормами заключается не в разнице их функций и не в том, что что-то более полезно и важно, а в процессе их создания и распространения. Принципиальное различие заключается в степени их обязательств и характере санкций. Закон, как правило, имеет обязательную силу и основан на принудительной власти государства.
4. Регулирование, регламентированность. Применение санкций в случае нарушения «нелегальных» социальных стандартов четко не регламентировано, оно может основываться на слухах, сплетнях и спекуляциях со стороны людей. С другой стороны, санкции за нарушение правовых норм не могут применяться произвольно, после чего следует судебное разбирательство, судебное заседание, руководствуясь установленными правилами доказывания.
5. Объективность: право подразумевает четкую декларацию правил поведения, санкций за их нарушение. Правовой стандарт предполагает объективную профессиональную оценку совершенного деяния. Другие социальные нормы описывают модель поведения и наказания только в общих чертах, что в конечном итоге приводит к их субъективной оценке обычными людьми. С другой стороны, эти стандарты являются гибкими и способны довольно быстро реагировать на изменения жизненных обстоятельств.
Настоящее исследование продемонстрировало, что право и религия, несмотря на то, что на первый взгляд кажутся абсолютно различными социальными регуляторами, имеют очень много общего.
Что касается религиозных норм, то право в светском государстве с ними связано лишь косвенно. Но, например, в религиозных государствах право и религия дополняют друг друга и нередко право построено на религиозных нормах.
Все социальные нормы, таким образом, обладают единой целью, которая заключается в упорядочивании и регламентации общественных отношений. При этом право, как социальный регулятор обладает наиболее широкими возможностями, так как подкрепляется государственной силой принуждения.
Все социальные нормы – это совокупность сложившихся в процессе общественного развития, устойчивых и признаваемых, поддерживаемых соответствующими социальными группами образцов поведения субъектов социального взаимодействия.
Проанализировав взаимосвязь между религией и правом, представляется необходимым отметить следующее.
Во-первых, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Это отличается в зависимости от цивилизаций, мировых религий и регионов мира. Отношения между религией и законом стабильны и неизменны в традиционных правовых системах. Это довольно мобильная и динамичная в европейских странах христианская религия. С историческим развитием этих стран право и религия как социальные регуляторы все больше изолируются друг от друга. Но они при нормальном ходе социальных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях поддерживают друг друга.
Во-вторых, в условиях деноминационного господства религия и закон, право не противоречат друг другу, поскольку существует тесная связь между правовой системой и господствующей религией. Дополнительно, закон закрепляет государственный статус религии, религия, в свою очередь, проливает свет на существующее правовое государство. В случае прямого происхождения государственного права от государственной религии понятие греха и преступления часто объединяется, и религиозные проблемы решаются с помощью государства. Если государство использует определенную религию, его сила и авторитет используются для достижения совершенно светских и мирских целей.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика правовых норм
Право можно, как минимум, понимать в двух значениях. Так, право в субъективном смысле представляет собой определенные возможности, которыми располагают субъекты и которые могут реализовать в любой момент по собственному желанию и, соответственно, извлечь для себя определенную пользу.
В объективном смысле право – это целая совокупность норм, регламентирующих социальные притязания.
Право выступает в качестве ключевого регулятора социальных отношений. Кроме того права – это общеобязательные, формально-определенные, принимаемые в установленном порядке гарантированные со стороны государства правила поведения, направленные на то, чтобы урегулировать общественные отношения .
Правовые нормы выступают в качестве единственного государственного регулятора общественных отношений.
Юридические нормы являются основным компонентом всей системы социальных регуляторов. В отличие от других стандартов, правовые стандарты имеют ряд характеристик, которые подтверждают, что они (правовые нормы) являются наиболее мощными и важными регуляторами общества.
Эти признаки включают в себя:
1. Общую обязательность — нормы права обязательны для всех субъектов; стандарты нацелены на неопределенный круг людей;
2. Формальность — установление верховенства закона в письменных источниках, т. е. текстовая фиксация;
3. Определенность с формальной точки зрения — практичность правовых норм, максимально точное и понятное изложение правовых норм;
4. Гарантированное государством принуждение в случае нарушения предписаний правовых норм — верховенство закона обеспечивается властью государства; наличие мер правового влияния государства на поведение субъектов права;
5. Нормативность — регулирование поведения и действий людей в соответствии с определенными правилами;
6. Системность, иначе говоря, – согласованность — подразумевает наличие деления на различные структурные элементы, такие как институты, подинституты, отрасли, подотрасли .
В качестве дополнительных признаков правовых норм выделяется социальность, то есть прямое требование социального поведения и частота применения, его неоднократность.