Теория и история государства и права Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Соотношение права с религией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И РЕЛИГИИ 5
1.1. Понятие права 5
1.2. Понятие религиозных норм 18
ГЛАВА 2. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ РЕЛИГИИ И ПРАВА 22
2.1. Особенности соотношения права и религиозных норм 22
2.2. Модели взаимодействия права и религии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Актуальность темы: Каждый человек в своей повседневной деятельности сознательно или бессознательно руководствуется определенными правилами, т.e. образцами должного поведения. Без существования правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможным и существование общества. Социальное регулирование – процесс, определяющий социальный порядок. Социальный порядок в обществе обеспечивается социальными нормами как универсальными регуляторами общественных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения истории возникновения, развития основных норм, оказывающих определенное регулирующее воздействие на общественные отношения. Автор делает вывод о том, что, несмотря на особую и главенствующую роль нормы права в регулировании общественных отношений, иные социальные регуляторы, такие как обычай, нормы морали или религиозные нормы играют огромную роль в жизни общества.
Норма права, непосредственно противоречащая основным требованиям других регуляторов общественных отношений, обречена на непринятие ее обществом и как следствие на неисполнение, что может привести к негативным последствиям. Данное обстоятельство необходимо учитывать и в процессе правотворчества при создании правовых регуляторов, и в правоприменительной практике. В данной курсовой работе особый интерес представляют особенности соотношения таких социальных норм как религия и право.
Целью работы является уточнение сущности соотношения права и религии в современном обществе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть понятие права;
2) рассмотреть сущность религии в системе социальных норм;
3) дать характеристику общего и особенного права и религии.
Объект исследования – система взаимоотношений, которые регулируются правом и религиозными нормами.
Предметом исследования является особенности соотношения права и религии.
Теоретические и практические основы исследования права и религии разработаны такими учеными как: Адзиева С.М., Андреева О.А., Байсадахова И.У., Алимбаева А.Р., Сагингалиева А.Д., Юрковская О.А., Калиева А.А., Бялт В.С., Большаков Е.В., Власенко Н.А., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Торгашев Г.А., Добрин К.Ю., Зарубина Е.В., Захаров А.Ф., Зеленина О.А., Иванников И.А., Калясина Н.А., Лахман А.Г., Магомедова Р.М., Марченко М. Н., Никишова Н.В., Пайтян Р.Х., Петренко А.В., Радайкин А., Радько Т. Н., Рюмин С.Г., Смоленский М. Б., Стасевская О.А., Стафеева Ю.В., Тимошенко М.А., Фролова Е.А., Хмелевский С.В. и другими.
Теоретическая значимость исследования: комплексное исследование институтов религии и права позволило разработать ряд теоретических аспектов, обеспечивающих углубление научных знаний в соответствующих разделах теории государства и права. Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в деятельности современного государства.
Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Религия содержит в своем составе религиозные нормы, которые также являются социальным нормами, при этом они имеют свою социальную направленность, которая устанавливается различными религиозными конфессиями. Нормы поведение, которые устанавливаются ими, важны и обязательны для лиц, которые исповедуют данную веру.
Вера обосновывается на различных книгах о религии, например, на Ветхом завете, Новом завете, Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и т.д., а также на решениях собраний духовенства, например, на постановлениях соборов, конференциях и т.д. Эти нормы регламентируют различные положения, например, как следует отправлять религиозные обряды, каков порядок осуществления службы в церкви, организации и деятельности религиозных общин, церквей, верующих и групп и т.п.
При этом многие религиозные установки характеризуют моральное отношение лиц в данной сфере. Например, положение «не убий» трактует как моральные, как и церковные положения.
Очевидно, что право регулирует несколько иную сферу отношений, которые являются правовыми. Различие между ними очевидно. Так, религиозные нормы действуют только в отношении определенных конфессий, например, предписания Библии – на тех, кто исповедует христиан. Различны и механизм действия комплекса религиозных норм, предписывающих, как вести себя, ссылаясь на высшего авторитета- Бога. Кроме того, нормы религии могут быть установлены церковью, нормы права отличаются тем, что могут быть установлены только государством в лице компетентных органов и им же гарантируются.
Взаимосвязь права и религии определяется следующими положениями:
— В частности, законодатель определяет правовую основу деятельности религиозных организаций, Конституции закрепляется свобода вероисповедания.
— Также религиозные объединения имеют статус юридических лиц. Это закреплено соответствующими актами, которые определяют их правоспособность, правосубъектность, а также их юридическое значение.
— Общеизвестно, что некоторые религиозные праздники признаются национальными праздниками с учётом закрепления данного положения в законодательстве, при этом все большее количество населения придерживается данных традиций.
— Право позволяет поддержать все религиозные нормы, которые имеют моральное содержание, способствует обеспечению и укрепления правопорядка, организации общей дисциплины в обществе.
В настоящее время правоотношения в данной сфере в основном регулируются конституционным правом, которое провозглашает отделение церкви от государства. Это значит, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своей деятельности не должны вмешиваться в деятельность религиозных организаций, не подменять их функции. Вместе с тем обозначается необходимость законности деятельности данных организаций.
Здесь действует принцип свободы совести человека, он сам может себе выбирать любую религии, никто не вправе принудить его это делать. Человек вправе также выбрать себе любого Бога, в которого он будет верить, также он может быть атеистом. В некоторых государствах религия отсутствует, таким образом защищаются атеисты, особенно это касается тоталитарных государств. Запрещается насилие в отношении личности, которое связано с его религиозными объединениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает преступления в данной сфере, в том числе называет данный признак в качестве квалифицирующих в отдельных составах преступления. Такая позиция защищает свободу выбора человека в сфере религии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие права

В отечественной и зарубежной юридической науке проблема определения понятия права традиционно считается основной и значимой, потому что право является не только важным, но в то же время и сложным общественным явлением.
Еще римские юристы, пытаясь понять роль права в жизни общества, сделали вывод о том, что право не исчерпывается каким-либо одним значением или признаком. Они считали, что право употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», каким является естественное право. Во-вторых, право – это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право» .
С развитием общества и государства менялось и представление о праве. В результате возникло множество теорий, суждений и правовых идей. Но основы, заложенные римскими юристами, сохранились во многих правовых институтах: наследовании, праве собственности, купле-продаже и многих других.
Право является очень сложным общественным явлением и во все времена вызывало к себе огромный общественный интерес, потому что так или иначе оно затрагивает интересы каждого человека.
Для понимания сущности категории права необходимо рассмотреть его признаки, которые специфицируют данную субстанцию.
В литературе выделяют большое количество признаков права, которые будут рассмотрены ниже.
Во-первых, признак общественности, т.е. право представляет собой общественное явление, которое появляется на определенном этапе развития общества.
Во-вторых, признак регулятивности, т.е. право выступает регулятором социально значимого поведения людей и разновидностью социальных норм. Оно тесно связано с социальной сферой, которая включает людей, отношения между ними и поведение субъектов общественных отношений.
В-третьих, признак актуальности, т.е. содержание права зависит от потребностей и приоритетов общественного развития, интересов участников общественных отношений, которые отражены в общественном сознании .
В-четвертых, признак компромиссности, т.е. оно по своей сути является средством (формой) своеобразного социального компромисса в масштабах всего общества, определения баланса социальных интересов и мерой социальной свободы индивида.
В-пятых, признак справедивости, т.е. механизмы общественного сознания и коллективной воли обычно отражают реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил, что находит отражение в формальных правовых источниках. Следовательно, право приближается к идеальному исполнению своего предназначения, однако оно может и отступление от своего назначения.
В-шестых, право, будучи разновидностью социальных норм, имеет признак нормативности. Оно действует как типовой и универсальный регулятор, адресаты которого охарактеризованы общими признаками (например, возраст, пол, и т.д.). Его нормативность находит выражение и в неоднократности действия юридических норм. Признак нормативности выступает результатом обобщения устойчивых и повторяющихся социально полезных поступков и отношений людей.
В-седьмых, признак равенства, т.е. действие права исходит из принципа применения равных мер к участникам общественных отношений вне зависимости от их индивидуальных особенностей, то есть к фактически неравным субъектам. В подобных ситуациях принято указывать на действие принципа формального равенства.
В-восьмых, правовые нормы должны закрепляться в определенных источниках права: нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
В-девятых, признак системности, т.е. с позиции внутреннего строения право является системой, которая включает элементы, связанные целесообразными отношениями и взаимодействующие между собой.
В-десятых, право имеет общеобязательный характер. В отличие от иных социальных норм, право – это единая и единственная общегосударственная нормативная система, распространяющая свое влияние на всех членов того или иного общества.
В-одиннадцатых, право отличается признаком процедурности, т.е. детально регламентированным порядком. Его система имеет целые процедурные отрасли (например, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное). Процедура затрагивает как разработку и издание, так и реализацию юридических норм .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы