Курсовая теория на тему Соотношение права и религии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Право и
религия: общие черты и различия
2.
Соотношение религии и права как форма регуляции общественных отношений
3. Основные
принципы отношений государства и церкви: правовой аспект
Введение:
Актуальность
темы. Методологическая плюрализация, состоявшейся в
последнее время в отечественной юридической науке, вызывает необходимость пересмотра
основных вопросов право понимания и места права в системе социальных норм.
Актуальным в этом аспекте является исследование соотношения права и религии,
поскольку последний в советское время отводилась исключительно консервативная,
негативная роль в комплексе нормативной регуляции. Такая односторонняя позиция,
которая базировалась на марксистской социологии религии, не может считаться
удовлетворительной и дополнительно обосновывает потребность в переосмыслении
данному вопросу.
Демократизация общества,
которая происходит в России с начала 90-х годов ХХ в., Обусловила рост духовной
свободы человека, следствием естественный рост уровня религиозности населения,
увеличение количества действующих в стране религиозных организаций, усиление
влияния религиозных структур на социальные процессы. Все это привело к
своеобразному «религиозного ренессанса» в постсоветской философской, правовой,
социологической и политологической литературе. Что касается юриспруденции, то
эта тенденция отразилась в виде значительного количества работ, основные или
дополнительные вопросы которых посвящен различным аспектам взаимодействия
религии и права, в частности проблемам свободы совести и вероисповедания,
отношениям государства и церкви, историческим аспектам влияния религии на формирование
права, религиозным корнями современных правовых систем или отдельных отраслей
права и тому подобное.
В то же время, несмотря
на производительность многих из указанных работ, они довольно часто
характеризуются спорностью исходных положений и внутренней противоречивостью,
что не может не сказаться на качестве полученных результатов. Так, Р. Папаяни
отмечает, что ученый, который считает себя сторонником христианских ценностей,
имеет исследовать и открывать в природе и жизни закономерности Божьего творения,
будь то области астрофизики или права. Следует отметить, что признание значения
христианских ценностей в процессе формирования права не освобождает от
необходимости верификации того, что сам Р. Папаяни считает таким, не требующая
доказательств, а именно — Божьего творения права, научное доказательство
которого довольно сомнительным. С. Гудаева, пытаясь определить влияние религии
на правовую культуру, называет основным отличием права, детерминирует другие
особенности, государственное установление юридических норм. Такое этатистское
понимание права значительно упрощает связь права и религии, сводя его к
исследованию формальных элементов этих явлений.
Во все времена религия
занимала видное место в жизни человечества. Будучи своеобразной мировоззренческой
системой, включающий общественно-нравственные установки, религия влияет на
сознание человека, его жизненные цели и поведение в социуме. По этому поводу
немецкий философ Гегель отмечал, что «в самом понятии религии заложено то, что
она является не просто знанием о Боге, о его качестве, наше отношение и
отношение мира к нему, а также нетленности нашей души, она не просто
историческое или рассудочное знание, в ней заинтересовано сердце, она влияет на
наши чувства и на определение нашей воли, благодаря ей наши обязанности и
законы приобретают большой силы, будучи представлены нам как законы бога … ».
Поэтому, кроме мировоззренческой, коммуникативной, компенсационной, легитимной
и консолидирующей (интеграционной), религия также может выполнять регулятивную функцию,
а следовательно, ей не чуждо сосуществования с правом.
Степень
изученности темы. Среди зарубежных и отечественных ученых,
которые исследовали родственную или косвенно связанную тематику, следует
назвать В. А. Бачинина, Г. А. Папаяна, Д. А. Вовка, С. П. Рабиновича, И. М.
Луцкого, Б. Ф. Чмиля, Д. В. Лукьянова и др. Заслуживают внимания
диссертационные исследования Н. С. Черник, М. М. Косьмия, Т. Н. Федоренко и др.
К религиозно-ценностной
проблематике обращались современные философы и религиоведы А. М. Колодный, В.
Е. Еленский, Л. А. Филипович, А. Н. Саган, П. Л. Яроцкий, А. В. Аристова, В. И.
Лубський, А. А. Баумейстер, Б. А. Лобовик и др.
Объект
исследования – право и религия.
Предмет
исследования – принципы
отношений государства и церкви.
Цель
исследования – изучить соотношение права и религии.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить право и религии:
рассмотреть общие черты и различия.
2. Проанализировать соотношение
религии и права как форма регуляции общественных отношений.
3. Рассмотреть основные
принципы отношений государства и церкви: правовой аспект.
Заключение:
Следовательно, право и
религия сегодня являются наиболее эффективными социальными механизмами
регулирования.
Закон представляет собой
систему регулирования общественных отношений, обусловленную природой человека и
общества, которая выражает свободу личности и которая характеризуется
нормативностью, формальной определенностью в официальных источниках и
возможностью государственного принуждения.
Религия — это вера,
особая система мировоззрения и мировоззрения, совокупность культурных, духовных
и моральных ценностей, определяющих поведение человека.
Как показывают
определения понятий «закон» и «религия», они имеют как общие характеристики,
так и различия.
Правовые и религиозные
нормы имеют общее:
— право и религия как
механизмы регулирования межличностного взаимодействия основаны на свободной
воле человека, на возможности индивидуума выбирать нормы поведения,
адаптированные к его видению мира;
— не относятся к
отдельному человеку, но применяются ко всем членам сообщества (от секты до
населения страны), то есть они не имеют адреса;
— являются анонимными, то
есть являются результатом деятельности определенного сообщества и обобщения
стандартных правил поведения;
— эти стандарты содержат
высокую степень чистоты, поскольку каждый стандарт – это, прежде всего,
описание желаемого поведения;
Различие между
верховенством закона и религиозными нормами может быть сделано по следующим
причинам.
Во-первых, религиозные
нормы основаны на внутреннем авторитете — голосе совести и законности — извне,
поскольку они защищены государством.
Во-вторых, методом
установки и закрепления: религиозные нормы возникают в процессе исторического
развития общества достаточно давно и фиксируются в устной или письменной форме;
нормы права устанавливаются в соответствии со специально созданной процедурой и
формально выражаются в нормативных актах и нормативных актах государства —
законы, указы, указы, распоряжения, инструкции и т. д.
В-третьих, религиозные
нормы адресованы верующим соответствующей конфессии, а правовые нормы
адресованы всем членам общества и имеют знак общего обязательства, независимо
от их согласия или признания субъектами закон.
В-четвертых, в
религиозных нормах приписывается внутреннее поведение, которое также может
проявляться во внешних действиях и в законе — внешнее, хотя внутреннее духовное
состояние может иметь большое значение.
В-пятых, соблюдение
требований религиозных норм обеспечивается не только угрозой применения
предусмотренных ими санкций, но и мерами морального воздействия —
правонарушитель с точки зрения Бога считается «грешником» перед Богом с точки
зрения других верующих; правовые стандарты содержат четко определенные виды
глобальных санкций — штрафы, тюремное заключение, арест, выговор, увольнение,
общественные или исправительные работы и т. д.
Отношения между законом и
религией неоднозначны и часто противоречивы. С юридической точки зрения закон
занимает приоритетное место в социальном регулировании, поскольку благодаря
своим обязательствам (императивности), формальной определенности и
государственной безопасности он способен оптимально обеспечивать Нормальное
функционирование общества — это сложный социальный организм. В то же время
эффективность правового регулирования во многом зависит от скоординированного
взаимодействия с другими нелегальными системами регулирования, включая религию.
Точка соприкосновения
между церковью и государством находится в процессе образовательной
деятельности, реализации семейного права, участия церкви в реабилитации людей,
отбывающих наказание в виде лишения свободы, в процесс социализации бездомных
детей и детей, лишенных родительской опеки и т. д.
Религиозный тип (семья)
правовых систем — это совокупность национальных правовых систем, которые имеют
общие модели развития и сходные признаки, которые развились на основе
религиозного текста в качестве основного источника права, представляющего собой
тесное переплетение религиозные, правовые, моральные и мифические предписания,
признанные государством.
Наличие такого типа
правовой системы в наше время еще раз доказывает, что религия и закон, несмотря
на наличие достаточно существенных различий, очень тесно связаны. Поэтому
изучение взаимосвязи между законом и религией сегодня очень актуально.
Фрагмент текста работы:
1. Право и религия: общие черты и различия
Религия, на наш взгляд,
представляет основанную на вере в священный систему духовных явлений и соответствующих
им норм (правил поведения верующих), институтов, отношений и действий. Такое
понимание позволяет ввести в структуру религии религиозные нормы, необходимость
чего обоснованно обращают внимание современные исследователи, а также
распространить религиозную сферу не только на представления о
сверхъестественном, но и на так называемые религиозные эквиваленты — секулярные
идеологии (формы гражданской религии, маоизм, коммунизм и др.), что, как
отмечается в литературе, хотя и не признают существование определенной
трансцендентной реальности, однако характеризуются чертами, типичными для
религии (наличие объекта поклонения, веры в существование высшего мистического
смысла жизни, непостижимых ценностей, иногда — сакральных источников и т.д.)[1].
Приведенное понимание
права и религии позволяет установить общие и отличительные черты права и
религии как форм общественного и индивидуального сознания и непосредственно как
систем социального регулирования. Подчеркнем также, что, говоря о
свойственность правую или религии определенного свойства, мы только указываем
на то, что для данного явления эта черта характерна в большей степени, чем для
другого, и не пытаемся отрицать очевидных взаимопроникновение, взаимовлияния и
взаимодействия различных средств упорядочения жизни социума.
Как формы сознания и
религия, и право являются нормативными, то есть отражают общеобязательные правила поведения людей,
имеющих императивный, безусловный характер и предусматривают определенные
санкции за их нарушение. В структуре правовой и религиозной общественного
сознания принято выделять идеологический (систематизированы представления о
правовой или религиозную действительность) и психологический (совокупность
чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии) уровне. Центральным
элементом правосознания выступает правовая идеология, характеризующий
рациональный, научный способ осмысления права или его отдельных проявлений. Это
связано с тем, что для правового регулирования наиболее важным является
осознание обязательности правовых предписаний, а не эмоциональная привязанность
к последним. В основе одобрения права обществом лежит стремление общества на
основе справедливости защитить свободу каждого индивида путем установления
степени этой свободы, является предпосылкой поддержания целостности социума. В
свою очередь правовая психология является, прежде всего, одним из факторов
эффективности или неэффективности правовой регулирования (наряду с
интеллектуальными моментами), поскольку полноценное функционирование правовой
системы невозможно без положительного отношения субъектов к праву,
оправданности в общественном мнении ограничений, которые накладывает право на
конкретное лицо.
Зато в религиозном
общественном сознании преобладает именно психологический аспект. Как отмечает
Б. Лобовик, основу религиозного сознания составляют чувственные данные.
Религиозное сознание наглядно, образно с помощью особой лексики и знаков
объединяет человека со священным, что проявляется в таком феномене, как
религиозная вера, то есть абсолютной убежденности в объективном существовании
священного, возможности общения с ним в виде присутствия священного в человеке
(этот аспект характеризует, как правило, такая категория, как «душа»),
истинности религиозных догматов и непогрешимости религиозных авторитетов. Только
при условии веры человека в определенный абсолют возможно функционирование
религиозной идеологии в виде разветвленных теологических концепций и доктрин.
[1]
Трофанчук Г. И. Каноническое
право. Курс лекций: учеб. пособие. / Г. И. Трофанчук. — М.: Одиссей, 2015. — С.
9